Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Светлана Борисовна Колганова

Инновационный проект развития детей «Шаг за шагом» с детьми от 9 месяцев до года, воспитывающимся в ЦССВ, на основе элементов методики японского профессора М. Шичида «Малыши – гении»

скачать документ

Вернуться назад

Инновационный проект развития детей «Шаг за шагом» с детьми от 9 месяцев до года, воспитывающимся в ЦССВ, на основе элементов методики японского профессораМ. Шичида «Малыши – гении»Колганова Светлана Борисовна,Государственное казенное учреждение «Центр содействия семейному воспитанию «Соколенок» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы(ГКУ ЦССВ «Соколенок» ДТСЗН г. Москвы),Воспитатель высшей квалификационной категории«Когда ребенок рождается, его правое и левое полушария соединены несколькими триллионами временных  нервных связей. Если в первые три года жизни ребенка они не используются (не заполняются информацией), то попросту исчезают. Это не значит, что после 3 и 33 лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в несколько раз» Макото ШичидаПроект развития детей «Шаг за шагом» составлен в соответствии с требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе:Образовательной программы Дома ребенка, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Методики «Малыши – гении» М. Шичида, доктора педагогических наук, японского профессора.Программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» Мойры Питерси и Робина Трилора. Программа данного проекта опирается на понимание приоритетности систематического стимулирования мозга детей младенческого возраста, а именно, его правого полушария, что в дальнейшем обеспечивает основу для развития детского интеллекта, навыков обучения и эстетического чувства детей. Особенностью проекта является упор на методику обучения М. Шичида, который является ведущим специалистом по дошкольному образованию в Японии, автор одноимённой методики «Малыши – гении». Он утверждает, что все мы рождаемся с бесконечным потенциалом и талантом, но большинство людей использует только 3% своих врожденных способностей. Ключом к открытию гениальных способностей и безграничного потенциала детей является стимулирование их мозга. Почему важно развивать правое полушарие мозга по мнению Шичида?Визуальное восприятие: правое полушарие мозга работает за счет визуальной стимуляции.Стимуляция: правое полушарие начинает активно работать, когда его постоянно стимулируют.Подсознание: правое полушарие мозга дает ребенку возможность учиться подсознательно.Быстрота: правое полушарие мозга, как компьютер, может обрабатывать большое количество информации и очень быстро.Весь мозг: развитие правого полушария мозга способствует развитию всего мозга, который начинает работать на полную мощность.Занятия, упражнения и игры по методике М. Шичида можно поделить на блоки:1 блок – Задания на воображение.Развивать воображение необходимо для того, чтобы ребенок полностью раскрыл свой потенциал, не мыслил шаблонами, чтобы его сознание не было ограничено жесткими рамками. Развитое воображение позволит детям достичь успеха в любой выбранной области, найти выход в любой сложной жизненной ситуации.2 блок – Демонстрация флеш-карточек (флеш – мгновенно)Быстрый показ большого количества карточек с разными изображениями позволяет загружать большой объем информации в память с помощью правого полушария. Карточек необходимо большое количество, демонстрируются они очень быстро (2-3 секунды), именно так задействуется правое полушарие и развивается фотографическая память. Одновременное называние изображений стимулирует и левое полушарие.3 блок – Игры с карточками.Сюда входят такие игры, как «Сетка памяти» и упражнения на фото-память. Эти игры увлекают малышей и способствуют развитию памяти.4 блок – Развитие сверх способностей функций мозга. Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), правое полушарие мозга отвечает за наше шестое чувство – ясновидение, телепатию, психометрию.5 блок – Математика по методике Шичида.Здесь всё подчинено образному мышлению и визуальному восприятию.6 блок – Чтение.Чтение заставляет ребенка представить всё происходящее в книге, значит развивается воображение и правое полушарие в целом. Можно не только читать ребенку, но и рассказывать сказки о буквах, петь их, лепить.7 блок – Упражнения на развитие сенсорики.Входят такие упражнения, как тактильные игры (изучение на ощупь различных фактур, сенсорные коробки); музыкальные занятия (пение, слушание, отстукивание ритма); игры с изучением вкусов и запахов (угадывание с закрытыми глазами); рисование, аппликация, лепка.Используя в своей работе элементы методики М. Шичида, мы сможем помочь детям:приобрести способности «поглощать» новые знания очень быстро и легко;развить свою индивидуальность и креативные качества;научиться извлекать врожденные способности и использовать их в раннем детстве. Активность правого полушария способствует быстрому интеллектуальному развитию ребенка. Дети, за счет функций правого полушария, имеют огромный потенциал к безграничным возможностям и успеху в будущем, так как они:- обладают прекрасной образной (фотографической) памятью;- имеют абсолютный музыкальный слух и развитую слуховую память;- легко овладевают иностранными языками;- способны воспринимать и запоминать безграничный объем информации.Задачи данного проекта:содействие развитию правого полушария мозга ребенка, обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младенческого возраста.Основные принципы:Развитие способностей у детей с самого рождения.Доверительные отношения во главе правильного и гармоничного воспитания. Задействование всей сенсорной системы в процессе развития малыша.Систематичность и последовательность - основа эффективного обучения ребенка.Преобладание на занятиях позитивного настроя и комфорта.Насилие и принуждение – враги обучения.Методы реализации проекта:Создание теплой, доброжелательной обстановки во время индивидуальных занятий. Ребенок должен почувствовать защищенность, это сделает его более уверенным, спокойствие стимулирует мозговую активность. Занятия должны проходить в обстановке расслабленности с хорошим настроением у ребенка.Продолжительность занятий с детьми до года 15-20 минут. Это необходимое время для достижения мозгом ребенка максимального потенциала.Настрой на занятия. Важно, чтобы малыш не был перевозбужден, был в хорошем настроении.Динамичность и разнообразие форм занятий с ребенком. Все задания должны быть интересны ребенку, каждое упражнение выполняться за 3-5 минут, чем быстрее, тем эффективнее.Постепенность и заинтересованность в выполнении упражнений в соответствии с возрастом ребенка. Предполагается, что по мере роста ребенок будет принимать всё большее участие в занятиях:На первых этапах просто рассматривает;Затем трогает материалы для заданий;Пробует выполнить различные действия;Выполняет задания вместе с взрослым;Выполняет задания самостоятельно.Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи, а на то, что у ребенка развивается спокойный, восприимчивый ко всему новому ум. Наша задача заключается в том, чтобы запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальнейшей жизни сможет учиться быстро, легко, не прилагая особых усилий.Проект «Шаг за шагом» представлен в виде занятий с определенным набором развивающих игр и упражнений из разных блоков методики Шичида для данного возраста детей (от 9 месяцев до года). Объем заданий должен увеличиваться постепенно в соответствии с возрастом ребенка.Материалы для занятий по методике ШичидаВ этот набор материалов входит:Спокойные композиции с альфа-музыкой.Материал для дыхательных упражнений: свечи, предметы на нитках, мыльные пузыри, трубочка от сока и др.Набор карточек по методу Шичида с понятными и крупными изображениями предметов, геометрических фигур, растений и животных.Конструкторы и мозаики.Подборка пар одинаковых книг с многоразовыми наклейками.Наборы цветных изображений различных мандал.Пазлы и танграмы.Мелкие игрушки.Подборка mp3 файлов с голосов разных животных и птиц.Различного рода емкости (большие и маленькие контейнеры, коробочки, мешочки).Разноцветные карточки.Цветные карандаши, фломастеры, клей.Компьютер, принтер и бумага для распечатки различных заданий.Возможно, вам придется добавлять список необходимых материалов. Кроме того, порой нужно проявить фантазию, и видоизменить форму материалов, придумав что-то своё.Занятия с ребенком в возрасте 9-12 месяцевВ этом возрасте занятие должно продолжаться не более 15-20 минут. На первом этапе нужно добиться систематичности. План занятий.Подготовительная часть. Настройка на занятие.1.Прослушивание альфа-музыки (альфа – релаксация). 2.Упражнения, способствующие установлению контакта с ребенком (крепкие 8-секундные объятия).3.Создание соответствующего настроя - например, шар энергии. Если ребенок с ним не справляется, то можно подождать до следующего возрастного этапа и ограничиться только музыкой.4.Упражнения на расслабление (дыхательные).5.Зарядка для глаз.Активности быстро, менее чем за 5 минут сменяют друг друга.Основная часть занятия.1.Демонстрация карточек (развитие памяти, запоминание положения предмета) Существует три вида изображений: изображение без подписи, изображение с подписью, изображение только со словом.Можно использовать распечатанные рисунки. Их потребуется довольно много, так как каждый день это должны быть разные изображения.2.Игры на развитие интуиции. Начинаем с самого простого: просим угадать ребенка, в какой руке шарик? Под каким листочкам спрятался жучок? Именно в этом возрасте интуиция находится на пике своего совершенства. Для того чтобы не допустить медленного угасания интуитивных способностей именно таким играм следует уделить особое внимание на первом этапе.3.Игры на развитие фото-памяти.4.Игры, тренирующие у ребенка навыки поиска соответствий. Пяти типов упражнений для начала будет вполне достаточно. И дело даже не в том, что большего ребенок пока не может - просто он должен привыкнуть к системе.Примерный перечень игр – занятий с детьми до года(по методике Макото Шичида)1. Музыкальное сопровождение 0 мес +Музыка фоном: спокойная релаксирующая, звуки природы. Коллекция постоянно пополняется. Дети положительно реагируют на музыку. Музыка для прослушивания/ танцев/ массажа/ зарядки: эта музыка уже имеет более задорный и веселый окрас.  2. Обнимашки! 0 мес +Это сближает и придает положительный позитивный настрой. Можно кружиться по комнате, обниматься. Ребенок должен услышать о том, какой он хороший, умный, замечательный. Потом в спокойном темпе объяснить, чем мы сейчас будем заниматься и играть.3. Зарядка для глаз 0 мес +Выполняем простое упражнение для зарядки глаз. Берем игрушку или картинку и двигаем ее вправо, влево, вверх, вниз, восьмеркой. Ребенок должен следить за ней глазками. Это упражнение можно сопровождать мини-рассказом (как танцует солнышко, куда пошел мишка, как летает птичка).4. Изучаем окружающий мир 6 мес +Рассказываем и показываем книжки/ картинки/ презентации/ видео/ журналы на различные темы, которые заинтересуют малыша: природа, планеты, Земля, страны, народы, природные явления, дома, здания и т.п.5. Шар энергии (по методике Шичида) 6 мес +Усаживаем ребенка к себе на колени и начинаем читать стих + выполнять соответствующие движения руками.1, 2, 3, 1, 2, 3 Ручки теплые внутри! (Трем ручки друг о друга)1, 2, 3, 1, 2, 3 Шар растет, растет! Смотри! (Катаем «шар» в ручках, делаем его все больше и больше)1, 2, 3, 1, 2, 3 Шар, тепло нам подари! («Выливаем» шар на себя, с головы до пяточек проводим руками)6. Упражнение для дыхания 6 мес +Ребенок пока дуть не умеет, поэтому показывать и стимулировать его может взрослый. Это может быть « ловец снов с перышками», дети радуются, когда перышки разлетаются в разные стороны!  Декоративные перья. Пытаемся сдуть их с места (по одному). Можно использовать мыльные пузыри. Дыхание с самыми маленькими — сопение носом, показать картинку ежика или просто произнести: «Это ежик. Как он сопит?». И ребенок уже делает своеобразные дыхательные движения носиком по показу.7. Игры на моторику 9 мес +Это могут быть игры с мелкими предметами (под присмотром взрослого): кнопки, пуговицы, наклейки, различные палочки, трубочки, крупа, листья, перья, камешки.Примеры игр: палочки, трубочки втыкать в тесто/пластилин, потом вынимать. Также с крупой, пуговицами, приклеиваем наклейки на лист с картинкой или на себя, на тело, собираем мелкие предметы в коробочку, перекладываем предметы ложкой.8. Показ карточек и игры для развития памяти 9 мес +Показ флеш-карточек. Показывать их нужно быстро (0,5-1 сек на 1 карточку), четко называть изображаемый предмет (можно потренироваться заранее). Ребенку до года предпочтительнее бумажный вариант! 9. Рассматриваем картинки в книгах 10 мес +Перед этой игрой нужно сделать с малышом упражнение для глаз.Берем любую книгу, рассматриваем с ребенком, озвучиваем всё то, во что ребенок тычет пальцем.10. Творческие занятия 10 мес +Материалов для таких игр очень много и они разнообразные. Это белая бумага, цветная бумага, картон, гофрированная бумага, фольгированная бумага, скотч: обычный и цветной, декоративный, листья, перья, вата, наклейки: «глазки», «носы» и пр., фломастеры, пальчиковые краски, ручки, карандаши, печати, штампы, тесто, пластилин. Главное — дать ребенку простор для творчества.11. Игры на интуицию 10 мес +Все просто: прячем предмет под баночку. Баночек сначала должно быть две, а затем пробуйте усложнять. Ребенок должен угадать, где спрятан предмет. И мы не просто сидим наблюдаем и прячем, а делаем мысленный посыл ребенку о том, где находится предмет. Также можно прятать нарисованное солнышко за нарисованную тучку и т.д., т.е. не используя баночки-стаканчики.Можно играть несколько раз подряд. 12. Игры в сенсорной коробке 8 мес +Здесь нет предела фантазии! Создавайте все, что угодно в коробке, добавляйте различные материалы, сыпучие продукты. Чем разнообразнее — тем лучше! Еще очень интересно сделать коробочку с запахами, коробочку с шумелками. Также для сенсорных игр можно использовать песок и камни.13. Конструируем! 8 мес +Для этих игр нам понадобятся: кубики, конструктор, баночки, стаканчики, коробочки, книги, всё из чего можно строить.14. Игры с цветом 9 мес +Развиваем цветовосприятие. Игры могут быть всевозможные: сортировка по цветам, сопоставление картинки и ее палитры (для старших детей) и т.д.15. Игра на поиск пары (соответствия), лото 10 мес +Развиваем внимание и память. Правила как в обычной игре лото: необходимо найти нужную картинку и положить ее на поле.16. Математические игры для малышей 10 мес +Играем с такими понятиями как: размер (большой, маленький; больше, меньше),  признак (один, много) Этого будет достаточно для нашего возраста.17. Игры с карточками для развития памяти 12 мес + «Сетка памяти» — это игра на запоминание положения предмета: начинаем с 2х карточек, далее усложняем. Лучше использовать карточки со знакомыми малышу предметами (животные, игрушки). Карточки кладем картинкой вверх друг за другом по одной: «Смотри, вот уточка» и переворачиваем карточку «рубашкой» вверх. «Вот мишка» — показываем мишку и переворачиваем карточку. Затем, когда картинки все закрыты таким образом, мы спрашиваем: «Где спрятался мишка?» — ребенок переворачивает карточку. Если угадал — карточка лежит уже картинкой вверх. Если ребенок открыл неправильную карточку, то мы говорим: «Ой, нет, здесь спряталась уточка. А где спрятался мишка?» и уточку мы снова переворачиваем, чтобы она была не видна. Когда простой вариант игры будет освоен, то переходим конкретно к «Сетке памяти». Показываем ребенку сетку (2х2) с картинкой в течение нескольких секунд. Задача ребенка: в своей пустой сетке разложить эти 4 картинки так, как было продемонстрировано.      После выполнения игры достаем исходную сетку и проверяем, все ли картинки в правильном порядке. Далее усложняем сетку памяти до 3х3, 4х4 и т.д.Это игра развивает фотографическую память.Играем и строим всевозможные башенки, пирамиды, домики и т.пВсе игры (на то они и ИГРЫ) должны приносить радость и положительные эмоции ребенку. И только потом уже ориентируйтесь на новые знания и умения. Это же ДЕТСТВО! Мы не учим, мы играем и весело познаем мир.Примерный перечень заданий и материалов к ним по методике М.ШичидаЗадания по методикеМатериалы к заданиямпо методике Макото ШичидаДыхательные упражненияГотовим что-нибудь одно из этого списка:  (свечи, мыл. пузыри, коктейльная трубочка, игрушка на нитке)Можно использовать один материал, пока у ребенка есть интерес.Образы.Шар энергииПодготовка не требуетсяОбразы. ВоспоминанияПодготовка не требуется. Можно насочинять «на ходу».Подробно вспоминаем вчера.Образы.ФантазияПодготовка не требуется. Можно насочинять «на ходу».Пример: Представляем себя бабочкой. (Какого цвета наши крылышки? Как мы летали над лугом с травкой и выбирали самый красивый цветочек. А какой он был цветом? А кто бродил рядом? и т.п.)Память и внимательность. КарточкиСделать подборку карточек для игры: подборку тематическую или в пределах определенной цветовой гаммы 5 карточек. КонструированиеКонструктор или мозаика. Собираем заготовку и набор деталей для выполнения подобной.Внимательность. КартинкиПару одинаковых книг с многоразовыми наклейками. На паре разворотов  одной из книг наклеиваем наклейки. Затем берем разворот с наклейками из второй книги и проверяем, что наклейки, которые  должны участвовать в игре были все рядышком. Не участвующие в игре, наклейки лучше ребенку не показывать.Собираемразрезную картинкуВыдаем любую картинку разрезанную на несколько частей, в зависимости от подготовки ребенка, клей, основу на которую клеить. Отобрать задания, дополнить необходимыми инструментами (готовим файл с заданиями, клеем и ножницами) Развитие чувств.ТелепатияДля варианта 1: (стаканчики с печеньем) или мелкая игрушка (что-то способное вызвать интерес ребенка)Для варианта 2: несколько картинок, с ясными формами и простым ярким цветом. Развитие чувств. ЯсновидениеТребуется подготовка к каждому занятию. Готовим 2 набора одинаковых карточек. Используем карточки с животными. Напечатать и разрезать карточки. Упаковать в файл.МандалыЦветФормыТребуется подготовка к каждому занятию. Заранее печатаем мандалы, отбираем несколько карандашей. Первые занятия с мандалами на цвет — 3 мандалы.Мандалы на подбор по узору 3-4 пары.БалансирыТребуется игрушка. Отдельная подготовка к каждому занятию не требуется. ТанграмыпазлыТребуется контролировать, чтобы в арсенале постоянно были свежие варианты, так как пользы в занятиях с хорошо изученными пазлами мало. При использовании танграммов перед каждым заданием необходимо подготовить (нарисовать или распечатать) шаблон.(чем больше деталей (20), тем лучше)Сетка памятиТребуется подготовка к каждому занятию. Понадобятся распечатки с различными вариантами расположения карточек. Напечатать и нарезать карточки с морскими обитателями  (Разрезать материал необходимо так, чтобы получилось 6 карточек морских обитателей и 3 полоски с 6-ю карточками). Восприятие звуковТребуется подготовка к каждому занятию:Подготовить подборку музыки и карточек. С ними надо до занятий  ребенка познакомить. Берем маленькие емкости — это могут быть контейнеры от шоколадных яиц или баночки из-под гуаши. Заранее в них насыпаем различные по звуку наполнители (крупу, бусины, гаечки/болтики). Образцы наполнителей выкладываем на тарелку или поднос.Развитие моторики.ЛабиринтМожно использовать готовые пособия с лабиринтами, книги Янушко «Говорящие дорожки». Можно печатать или рисовать «дорожки» самим.ПамятьНужен большой набор карточек, чтобы они редко повторялись.ЦветовосприятиеПодбираем картинку + выбираем несколько карточек/карандашей цветов, содержащихся на картинке + пара лишних, которые ребенок должен отфильтровать. Также можно использовать задания с лото.Цепочка памятиРегулярная подготовка материалов не требуется. Выбираем ряд карточек для игры.ЗапахиТребуется заранее подготовить аромат для знакомства.Используемая литература:Веракса Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Основная образовательная программа «От рождения до школы» - М.: Мозайка – Синтез, 2014г.Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология. – Москва, 1988.Галигузова Л.Н., Дробинская А.О., Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О., Ермолова Т.Т., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / — М.: МГППУ, 2002. — 128 с.Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г.Джеки Силберг «Простые игры для ускоренного развития мозга малыша», «125 развивающих игр для детей до года» - Мн.: ООО «Попурри», 2010г.Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.Питерси М. и Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.- 80 стр.Шичида М. «Малыши – гении», методика развития правого полушария головного мозга детей от рождения до 6 лет.Ссылки на методику: www/shichida.co.jp – официальный сайт М. Шичида.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X