Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сергеева Наталья Анатольевна

Программа " Азбука вежливости для дошкольников

скачать документ

Вернуться назад
Управление образования администрации Александровского района Владимирской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»
«Утверждено»
Принята на заседании
Педагогического совета
от «___» _____ 20___г.
Протокол № ____
Утверждаю
Приказ от «___» ____ 20__г. №__
Директор МБУДО «АРЦДО «ДАР»
И.А. Маликова



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Социально – педагогической направленности
« Азбука вежливости»
Этикет для дошкольников

Стартовый уровень
( один год обучения)
для детей 6 – 7,5 лет




Педагог дополнительного образования:
Сергеева Наталья Анатольевна
Высшая квалификационная категория


г. Александров
2020

2.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа « Логика» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее федеральная Концепция);
6. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)
Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Курс «Азбука вежливости» предназначен для ребят старшего дошкольного возраста. В программе нашли отражение нормы, вобравшие в себя основные идеи гуманизма. Эти нормы трансформируются в нравственные правила, доступные и понятные ребенку, которые призваны служить руководством к действию, выбору общественно-ценных форм поведения.
Программа «Азбука вежливости» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеет социально – педагогическую направленность.
Программа реализуется по стартовому (начальному) уровню.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Отличительной особенностью Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Адресат программы. Программа рассчитана для детей 6 - 7,5 лет.
Объём программы. Программа рассчитана на один год обучения. Первый год обучения составляет 36 часов.

Формы организации образовательного процесса. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. В среднем в группе 12 человек. Занятие делится на несколько частей: разминка, новая тема, физкульминутка или игра, упражнения или игры на закрепление и повторение материала. Работа ведется фронтально и индивидуально.
Срок освоения программы – один год.
Режим занятий. Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Практическая значимость данной образовательной программы состоит в том, чтобы обеспечить познавательное развитие личности дошкольника. Так же решает и воспитательные задачи, которые направлены на духовно-нравственное воспитание дошкольников.

2.2 Цель программы: формирование навыков общения и культуры поведения старших дошкольников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
образовательные
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у старших дошкольников навыки речевого этикета и культуры поведения;
развивающие
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
воспитывающие
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
- воспитывать организованность;
- воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

2.3. Содержание программы первого года обучения.

Учебный план

п/п

Содержание
Количество часов
Формы контроля



Всего
Теория
Практика


1

Вводное занятие

1

1






2

Я среди людей

6

3

3

Наблюдение, игра, практические занятия

3

Речевой этикет

6

2

4

Наблюдение, игра, практические занятия

4

Культура поведения

12

6
6

Наблюдение, игра, практические занятия

5

В мире сказок

6


6

Наблюдение, игра, практические занятия

6


Заключительное занятие

1



1
Наблюдение, игра, практические занятия

7
Итого

32







Содержание учебного плана

1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел (6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел (12ч.)
Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

6 раздел (1ч.)
Заключительное занятие.

2.4 Планируемые результаты:
На конец учебного года дети
будут знать
- понятие «этика»;
- понятие «этикет»;
- правила вежливости и красивых манер;
- способы общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; социальные знания о ситуации межличностного взаимодействия.
Будут уметь
- соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
- придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
- быть доброжелательными;
- соблюдать заповеди;
- сострадать животным, не обижать их.
У учащихся будут развиты
- опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

3.1 Календарный учебный график.
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)

Для первого года обучения
Начало занятий – 7 сентября
Окончание занятий – 31 мая
Всего учебных недель – 36 недель
Количество учебных дней - 36 дней
Объём учебных часов – 36 часа
Режим работы – 1 раз в неделю по 1 часу

3.2 Условия реализации программы.
1. Обучение проводится в соответствии с учебным планом.
2. Изменения в программе осуществляются с учетом возрастных особенностей детей, в соответствии с интересами детей и родителей.
Существует тесная связь со всеми предметами студии.
Занятия проводятся в одновозрастных группах. Численность каждой группы не более 12 человек.
Обучение проводится в тесном сотрудничестве с родителями.
Постоянные тестирования позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения детей, принимать меры к устранению пробелов.
Занятия проводятся с использованием большого количества учебных, наглядных пособий, дидактического и игрового материала.
Рабочие столы
Стулья
10. Доска, мел или маркеры, указка, тряпка.

3.3 Формы аттестации и контроля.
Текущий контроль.
Обобщающий контроль (после изучения отдельной темы).
Итоговый контроль.

Критерии достижения цели программы.
1. Системность диагностики познавательного роста дошкольников в области изучения элементарных математических представлений.
2. Система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями (в рабочих тетрадях графические обозначения правильных – неправильных ответов, наклейки за успешно выполненное задание).
3. Эффективность обучения по программе. Получение высокого уровня освоения содержания программы.
4. Интерес к занятиям, мотивация на дальнейшее обучение.

3.4 Механизм определения результативности программы.
На занятиях дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, приучаясь давать развернутые ответы, вычислять. Постоянный контроль за ходом освоения знаний, умений, навыков, наблюдение за развитием способностей детей позволяет педагогу оценивать их успехи: организация практической деятельности с учетом программного содержания и индивидуальных особенностей дошкольников; на итоговых занятиях дети демонстрируют усвоение темы по различным разделам; на обобщающих занятиях, проводимом в виде конкурса, соревнования, олимпиады и т.д.; по итогам выполнения индивидуальных заданий предполагающих формирование у детей творческого поиска способов решения упражнений, навыков самостоятельной работы.


3.5 Методическое обеспечение.
Для успешной организации и осуществления учебно – познавательной деятельности используются следующие методы обучения: словесный; наглядный; дедуктивный; аналитический; работа под руководством педагога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.
Особое внимание необходимо уделять методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры; занимательные задания; создание ситуации эмоционально – нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины); поощрение и порицание.
Основные принципы: играть, обучая; индивидуально – ориентированный подход к каждому ребенку; развитие должно опережать обучение.
В обучении детей большую роль играет словесный прием обучения. Словесным указаниям, устным упражнениям, играм уделяется большое внимание. Проводя их, надо опираться на ранее полученные детьми представления.
Учение должно доставлять детям радость. Многие задания проводятся в игровой форме, включая в себя элементы соревнования. Дети очень любят занимательные задачи, замысловатые вопросы, загадки, стихи, веселые картинки математической направленности.
На занятиях можно использовать такой прием обучения, как « игра в учителя». В конце занятия дети рассказывают о том, что они узнали, чему научились, что удалось, что не получилось. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умение правильно оценивать свои знания и действия.

3.6 Техническое оснащение занятий.
Материальные средства:
- учебный кабинет;
- компьютер,
- проектор.
- использование сети Интернет;
- наглядные демонстрационные пособия;
- печатные тетради.

3.7 Литература.
Используемая литература:
1. Аракелян, В.А. Программа «Вежливые ребята»
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
4. Васильева-Гангус, Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
5. Камычек, Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
6. Смолка, К. «Правила хорошего тона», М., 1980;
7. Максимовский, М. «Этикет делового человека», М., 1994;
8. Дорохов, А. «О культуре поведения», М., 1986;
9. Карнеги, Д. «Как завоевывать друзей»;
10. Лаврентьева, Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Этикет. В школе изящных манер. Игра http://moyaradost.ru
2. Игры для развития хороших манер. http://teatrkukolnikov.do.am
3. Прививаем хорошие манеры играя.http://azbyka.ru/deti/privivaem-horoshie-manery-igraya
4. Мультфильмы про хорошие манеры и этикетhttp://etiketsabina.blogspot.ru


Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X