Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Крутикова Татьяна Валерьевна

« ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБЖ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

скачать документ

Вернуться назад

« ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБЖ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС имеет своей целью становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Всем нам хорошо известно, что программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Сегодня жизненно необходимо делать упор не на пассивное заучивание информации, а на активное вхождение в проблему, требующее креативных решений. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихсяОсновой ФГОС ООО (Федеральных Государственных Образовательных Стандартов  Основного общего образования)является:     - духовно-нравственное воспитание  личности;- гражданская идентичность;- системно-деятельностный подход.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации.Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.Требования к современному уроку Основы безопасности жизнедеятельности по ФГОСЗная характеристику урока, как целостной системы, учитывая особенности типологии и структуры уроков, необходимо остановиться на современных требованиях к уроку. В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых позволяет преподавателю повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а следовательно, и качество их подготовки. В совокупности эти требования ориентируют преподавателя на оптимальную структуру урока, и позволяют ему упорядочить урок, повысить его эффективность. Эта совокупность требований одновременно является и критерием качества проведенного урока. Разумеется, такая система требований никоим образом не исключает творчества учителя. Напротив, она помогает направить его творчество в правильное русло Как же построить урок ОБЖ в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять суть этого подхода.  В процессе  учения осознать: «Для  чего  нужны  знания?», «Почему  не  получилось?», «Каких  знаний  не  хватает?». Не требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать  проблему, изучить  ситуацию, принять решение, доказать  своё  мнение, проанализировать  результат. Создать  условия для мотивации учебно-исследовательской  самостоятельной  деятельности  ребёнка, в  ходе  которой  активизируются  личностные  качества, воспитывается  характер, формируется  рефлексия, включается  общение, рассуждающее  мышление, осуществляется  дифференциация «знание-незнание», поиск  недостающей  информации  в  решении  проблемы. Формировать  у  обучающегося  внутреннюю  психологическую  готовность  работать  с  незнакомой  информацией.Вариативны  и  способы  приобретения  знания – каждый  обучающийся   действует  оптимальным  для  себя  способом: на  репродуктивном, проблемном, творческом  уровне; индивидуально, в  паре, в группе, с  классом, с  учителем; письменно, устно; посредством  слова, рисунка, схемы.  Это  способствует  выполнению  требований  ФГОС к  освоению  учебных  программ  на  двух  уровнях: «Обучающийся  научится» и «Обучающийся  получит  возможность  научиться», что является принципиальным отличием новых Стандартов.Особое место в образовательном процессе занимает система универсальных учебных действий (УУД) обучающихся: коммуникативные, регулятивные, личностные и познавательные. Они отражены в ООП ООО (Основной образовательной программе Основного общего образования) школы и в рабочих программах учебных предметов педагогов по каждому разделу (теме) в соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности  на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.          Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.        Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания - главным средством достижения планируемых результатов образования.Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.Учебная ситуация - это такая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, формулируют, или предлагают свое описание и т.п., частично – запоминают.Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:•        возраста ребенка;•        специфики учебного предмета;•        меры сформированности УУД.Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:       Предъявить противоречивые факты, теории;       Обнажить житейское представление и предъявить научный факт;       Использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».В соответствие с требованиями ФГОС, организация урока или учебного занятия направлена на достижение результата обучения, поэтому изменились типы уроков и появились новые формы организации учебных занятий (учебная экскурсия; учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, компьютерном классе, заседание клуба).Формы организации учебных занятий (урок и его типы)Тип урокаЦелевое назначениеРезультативность обученияУрок первичного предъявления новых знаний и УУДПервичное усвоение новых предметных ЗУНов, УУДВоспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритмуУрок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениямиПрименение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задачУрок применения предметных ЗУНов и УУДПрименение  предметных ЗУНов и УУД в условиях решения учебных задач повышенной сложностиСамостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом классаУрок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действийСистематизация предметных ЗУНов или УУД (решение практических задач)Умение сформулировать обобщённый вывод, уровень сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться (работа в парах, использование источников информации и др.)Урок повторения предметных ЗУНов или закрепление УУДЗакрепление предметных ЗУНов, формирование УУДБезошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощьКонтрольный урокПроверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи, сформированности УУДРезультаты контрольной или самостоятельной работыКоррекционный урокИндивидуальная работа над допущенными ошибкамиСамостоятельное нахождение и исправление ошибокКомбинированный урокРешение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урокаЗапланированный результат Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.Основополагающими принципами проектирования современного урока являются:1. Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.Таким образом, в ходе проектирования современного урока раскрываются такие компетенции как:- компетентность, связанная с областью управления системой «учитель-ученик», которая предполагает владение управленческими технологиями: анализом ресурсов, проектированием целей, планированием, организацией и оцениванием результатов образовательного процесса- компетентность в сфере медиа-технологий и дидактического оснащения образовательного процесса, предполагающая практическое владение методиками, приемами, технологиями, в том числе технологиями медиа-образования, развивающими и социализирующими обучающихся средствами предмета.Учитель на уроке не передаёт готовые знания, а создаёт условия для развития обучающихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих знаний. Сегодня учитель – это навигатор, помощник, который должен чаще отвечать на вопрос ученика «Не знаю, посмотри в учебнике, найди информацию, попробуй сам».Способность к импровизации на уроке становится важной составляющей профессиональной компетенции учителя. Педагог должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения. В связи с этим самой оптимальной формой проектирования современного урока является Технологическая карта.Понятие «технологическая карта» не является новым; существующие модели карт урока включают разные структурные компоненты. Технологическая карта дает возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.Современные дети уже в школе получают возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологическом мире. Эту задачу помогает решить ФГОС. Поэтому учителю ОБЖ необходимо учитывать интегрированное содержание предмета, что обеспечивает личностно-значимые связи с основами наук, изучаемых в школе, и целостность содержания образования. Ключевое слово, определяющее  деятельность учителя, – развитие. Заложенные в ФГОС основы формирования УУД подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X