Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Каримова Наталья Аркадьевна

«Что такое проектная деятельность для учащихся начальных классов»

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Козьмодемьянска»






Статья на тему:
«Что такое проектная деятельность для учащихся начальных классов»


Подготовила: учитель начальных классов
Каримова Наталья Аркадьевна












Козьмодемьянск
2020 год
Я, Каримова Наталья Аркадьевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения лицей города Козьмодемьянска . Педагогический стаж работы 36 лет. Стаж работы в данном учреждении 15 лет.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса.
Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.
 Я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.  Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Необходимым компонентом личностно- ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль - «исследователи».
Я, как учитель начальных классов, считаю учение и воспитание, неотделимыми друг от друга процессами. Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена.
У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию: - они умеют самостоятельно работать с источниками знаний, ведут экспериментальную практическую работу; - понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; - умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; - активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; - а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.
Что же такое проектная деятельность? Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.
Цель проектной деятельности: Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать у обучающихся ключевые компетентности.  Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.  
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектная деятельность:
Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»
Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.
Оценочные умения.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером , деловое общение.
Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.
Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Исследовательская деятельность:
Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)
Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)
Задавать вопросы. ( Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)
Давать определение понятиям.
Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)
Делать выводы и умозаключения.
Классифицировать материалы.
Работа с текстом.
Доказывать и защищать свои идеи.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
 проявить себя,
 попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:
1. Газета
2. Игра
3. Костюм
4. Альбом
6. Спектакль
7. Урок
8. Публикация
9. Справочник
10. Презентация
11. Учебное пособие
12. Буклет
13. Афиша
14. Устный журнал
15. Тематические выставки рисунков, поделок 
16. Диафильм
17. Набор открыток
18. Памятка
19. Реклама
20. Плакат
21. Мероприятие
22. Раскладушка
23. Макет
24. Модель
25. Папка
26. Экскурсия
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:
Проектировочные
Исследовательские
Информационные
Коммуникативные
Экспериментальные
Рефлексивные
Презентационные.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение),  мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление последствий выбора и результатов собственной деятельности.  Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению.
Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:
Исследовательская работа Катковой Полины «Помидоры на окне»;
Коллективный творческий проект «Цветы к выпускному»;
Проект здоровьесберегающего направления «Физкультминутки в начальной школе»:
Иследовтельский проект Тугова Максима «Шоколад в нашей жизни».
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает повышение  уровня  творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.










Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X