Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Карпова Наталья Дмитриевная

Программа внеурочной деятельности "Пластилинка"

скачать документ

Вернуться назад







Рабочая программа
Коррекционно-развивающих занятий «Пластилинка»
для 1-5 классов
уровень- базовый
Направление- коррекционно-развивающее








Автор: педагог-психолог Карпова Н.Д.. СОШ №27 г.Рыбинска


Рыбинск
2020 /2021 учебный год.
Пояснительная записка.

Начало формы
Конец формы
Рабочая программа «Пластилинка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012года.
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 6 октября 2009 г.
3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение», 2010г.
4. Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского. –М.:Просвещение,2011г. (Стандарты второго поколения).
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Сегодня задача активизации творческих способностей детей приводит к необходимости поиска инновационных способов художественного выражения. Одним из таких способов является техника рисования пластилином - пластилиновая живопись. Каждое новое творческое начинание для ребенка – это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг». Пластилиновая живопись - это своеобразный синтез рисования и лепки. Техника предусматривает предварительный набросок рисунка карандашом и дальнейшую работу с пластилином (нанесение пальчиками или стекой, тонкого слоя пластилина в соответствии с задуманным рисунком).
Учитываются принципы последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, традиций.
Цель данной программы:
- развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения;
– развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности;
– формирование у ребёнка устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций;
-снятие нервно-психического напряжения.
Задачи программы:
Основными задачами данного курса обучения являются:
Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, воспитание духовно богатой личности:
- развитие художественно - творческих способностей, фантазии, воображения;
-.развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям:
- обучение способам рисования пластилином и формирование умений и навыков в технике пластилиновой живописи,
- общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук.
Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления):
- развитие воображения, пространственное мышления,;
- повышение сенсорной чувствительности, т.е. способствовать тонкому восприятию
фактуры, цвета, пластики.
Воспитание интереса к изобразительной деятельности и художественного вкуса.
Формирование умения планировать работу по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.


2. Общая характеристика деятельности.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей работе с пластилином меняется по мере развития овладения детьми навыками техники пластилинографии.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
При проведении занятий следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений и изобразительных навыков. Принцип построения занятий «от простого к сложному», как правило на выполнение одной работы отводится два занятия ( в зависимости от сложности задания). Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровнях.
Что привлекательного в технике «пластилинография»? Она способствует всестороннему развитию и познавательного интереса ребенка, раскрывает творческий потенциал, самостоятельность. Занятия помогают детям знакомиться с выразительными возможностями цвета, развить ассоциативно-образное мышление, способность различать большее количество цветовых оттенков, а также очень хорошо развивает мелкую моторику, координирует движения рук. Самое важное и ценное, заключается в том, что занятия в технике пластилиновой живописи наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, создавать прекрасное. Пластилинография – это огромная возможность для детей думать, искать, пробовать, самовыражаться. Проведение выставок работ воспитанников, их участие в конкурсах является результатом работы и радует детей, т.к. работа каждого ребенка будет индивидуальна, неповторима.
Организация занятий
В процессе обучения школьников пластилиновой живописи используются следующие методы и приемы:
-репродуктивный:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод проблемного изложения;
-частично-поисковый
создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
сравнение нескольких вариантов композиционных решений;
использование заранее подготовленного наброска;
использование для набросков шаблонов и трафаретов;
показ последовательности работы, приемов нанесения пластилина;
дополнение работ природным, бросовым материалом, бисером, бусинками и.т.д;
использование художественных, литературных и музыкальных произведений.
При ознакомлении учащихся с техникой рисования пластилином учитель использует следующие формы работы:
беседы по ознакомлению с искусством;
занятия по рисованию и лепке;
интегрированные занятия;
организация выставок;
индивидуальная работа.
Способы организации занятий
По способу организации детей и характеру их деятельности занятия в технике пластилиновой живописи могут быть:
индивидуальными,
коллективными в сотворчестве с взрослыми или сверстниками,
комплексными (интегрированными), когда они сочетаются с другими видами художественной и познавательной деятельности.
Общий план занятий
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, который позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. В ходе занятия проводится физкультминутка в игровой форме.
На выполнение одной работы отводится 2-3 часа, т.к. требуется время для изготовления фона, на котором создается картина.
1. Подготовка к занятию ( установка на работу, инструменты, материалы и т.д.).
2. Повторение пройденного.
3. Инструктаж по технике безопасности.
4. Введение в новую тему:
-загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о животных, растениях и т.д.);
-показ образца;
-рассматривание и анализ образца.
5. Практическая часть:
-показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
-текстовый план;
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте.
Материал
Материал для работы берется самый простой и доступный:
пластилин
картон, оргстекло, фанера
трафареты, шаблоны
стеки, деревянные зубочистки, расческа, металлическое ситечко
бусинки, бисер, блестки, различные крупы (для художественного оформления работ)

Пластилин обычный – 8-14 цветов. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость. Цветовая гамма достигается путем смешивания пластилина (цвет неба – белый с синим; морской волны - белый, зеленый, синий; лепестки подсолнуха – желтый и немножко красного и т.д.). Для основы картин используется плотный картон, но можно использовать и оргстекло, фанеру, клеенку. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина. Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия, и т.д. используются для создания определенных эффектов. Для резанья пластилина, его нанесения на основу применяется стека. Для придания рельефности пластилиновым деталям можно использовать зубочистки, расчески, металлическое ситечко.
Основные приемы и способы изготовления пластилиновых картин
Этапы создания картин.
Подбор эскиза. Возможны следующие варианты: детям предлагается готовый эскиз; эскиз выполнен педагогом после обсуждения с детьми; каждый ребенок сам выполняет свой эскиз по собственному замыслу.
Перенос эскиза на основу (картон, оргстекло, фанера) педагогом в присутствии детей в свободное от занятий время.
Подбор цвета пластилина, смешивание пластилина для получения необходимых тонов.
Выполнение фона, выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка пластилин не наносится.
Создание картин начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану. Художественные образы могут быть выполнены, как в технике мазка, так и в технике барельефа .(Барельеф это один из видов рельефа, когда изображение выступает не менее чем на половину объема).
Разновидности пластилиновых картин
Плоскостное изображение картин
Плоскостное изображение пластилином подобно живописи маслеными красками, но наноситься пластичный материал не кистями, а стекой или размазывается по основе пальцами рук. Ручной способ нанесения пластилина более эффективен, потому что согретый пальцами материал ровно под давлением соединяется с основой.
Барельефное изображение
Преимущество пластилиновых картин заключается в возможности изображения выпуклых барельефных деталей, создающих зрительную реальность выполняемых художественных работ. Техника барельефа используется для создания архитектурных сооружений, транспортных средств, людей, животных. Эскиз образцов выполняется детьми на бумаге, затем вырезается. Далее подбирается пластилин нужного цвета. С помощью стеки вырезаем по контуру шаблона целое изображение. Готовые фигуры прикрепляем на основу, начиная с дальнего плана. Дополняем художественные образцы узорами в технике барельефа.
Аппликация
Подразделяются картины в зависимости от степени заполнения полотна. В одних картинах покрыта вся поверхность, а в других заполнена только часть, ограниченная контуром рисунка. Последний вид называется аппликацией.
Формат картин может быть различным. Для предметного рисования берется картон размером Ѕ листа формат А4, для сюжетного – в начале года Ѕ листа формат А4, к концу года целый лист формата А4.
Для расположения элементов используются композиционные приемы: выделение центра, равновесие частей, симметрии и асимметрии.
Основные приемы и техника нанесения мазков
Плоскостное изображение картин
От куска пластилина отрываем маленький, с горошину кусочек и, прижав его к основе, размазываем в нужном направлении.
Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли.
Круговое направление выбираем при передаче образа кучевых облаков, волн.
Наклонное направление выбираем для изображения солнечных лучей.
Приемы лепки
Использование элементов «конус».
Создание образов лиственных деревьев.
От кусочка пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений.
Использование элемента «шар».
Создание образов лиственных деревьев.
Кусочек пластилина в форме шара прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар из пластилина, немного отступив вниз, от верхнего края и делаем мазок .
Прикладываем шар к основе и размазываем сначала влево, затем вправо .
Выполнение образа хвойного дерева – ели (выполняется в одном или двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета, затем отступив от нижнего края, накладываем на него мазок светлого цвета . Двойные мазки наносятся по контуру, а затем хаотично внутри контура
Использование элемента «валик».
Создание образов лиственных деревьев.
Кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону дерева .
Способы лепки при создании объемных изображений
При создании объемных изображений применяются два способа лепки.
-Конструктивный
Деталь собирается из отдельных частей.
-Пластичный
Форма вытягивается из пластичной массы.
-Использование эффекта пушистости
Эффект пушистости и рыхлости элементов картин достигается путем трения или продавливания пластилина через металлическое ситечко. Таким способом изображают мех животных, кораллы, растительность.
Рельефность
Рельефности на поверхности деталей можно получить продавливанием тонких бороздок кончиком зубочистки, стекой, расческой.
Использование эффекта «мраморности»
Чтобы добиться эффекта «мраморности», т.е. изображения с разноцветными хаотическими разводами, пластилиновые валики разных цветов скручиваются жгутом, слегка перемешиваются, но не допускается полное поглощение красок. Колорит комбинируемых красок при нанесении на полотно должен просматриваться разноцветными разводами.

3. Организация занятий
Программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35 мин в 1 классе и 45 мин во 2,3,4,5 классах. Количество часов – 135. 1 класс – 33 часа (33 учебных недели), по 34 часа во 2,3,4,5 классах (34 учебные недели)
Программа рассчитана на возраст детей 6,5 -12 лет.

4. Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценностными ориентирами содержания программы «Пластилинка» по внеурочной деятельности являются:
1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Активное внедрение в учебный процесс общения ребенка с живым словом, музыкой, пластилином, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами их руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в искусстве.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает воспитаннику почувствовать художественное явление в разном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Курс должен обеспечивать освоение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностные результаты освоения программы «Пластилинка»:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками пластилинографии;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса «Пластилинка»:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, изобразительным искусством. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться работать по предложенному плану;
учиться совместно с преподавателем и другими учащимися давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью преподавателя;
делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок, таблица, видеофрагмент, репродукция);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные УУД.
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения .
Предполагаемые результаты:
1. Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий из пластилина.
2. Участие в выставках и конкурсах детского творчества.
3. Изготовление подарков своими руками.
4. Распространение технологии за пределами школы.
5. Приобщение детей к искусству.
Учащиеся научатся:
1. Свободно владеть лепным материалом.
2. Применять исходные формы (приемы) и умение выполнять их любых размеров и пропорций.
3. Правильно использовать приемы доработки исходных форм.
4. Использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм.
5. Пользоваться схемами с условными обозначениями, технологической картой в своей работе.
6. Получат возможность укрепить мелкую моторику пальцев рук.
7. Видеть пропорции и объем.
8. Фантазировать и развивать объемное мышление.


6. Содержание деятельности.
1 класс (33 часа)
Введение. История возникновения пластилина. Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
Выполнение элементов пластилинографии: «шар», «конус», «жгут», «валик». Знакомство с техникой «мазки» и эффектами «рельефность», «мраморность», «пушистость». Создание несложных картин на темы: «Незабудки» (цветы), « Ветка рябины» (ягоды и листья), «Живые яблочки на ветках» (птицы), « Осенние деревья».
Аппликация из пластилина. Барельеф. Дополнительный материал для украшения. Оформление картин в рамки. Создание более сложных картин с использованием всех изученных приемов, элементов, эффектов на темы:
а) Мир птиц : «Петушок с семьей», «Пингвины на льдине», «Совушка – сова», «Павлин».
б) Обитатели морей : «Мир моря», «Осьминог», «Кашалотик – кашалот».
в) Мир животных : « Три поросенка», «Панда», «Разные коты», «Жираф», «Мишка косолапый».
Выставка детских работ.
2 класс (34 часа)
Материал для занятий. Вспомогательные инструменты и приспособления для занятий. Инструктаж по технике безопасности.
«Воспоминание о лете»: «»Желтоглазые ромашки», «Подсолнух».
Расписной пластилин, полученный методом разрезания: «Бабочки».
Пластилиновые фигурки животных: « Пчела на цветке», «Трудолюбивые муравьи», «Паук плетёт паутину».
Смешивание цветов. Объёмные фигурки. «Подводный мир» - «Ёрш», «Щука», «Рак», «Акула», «Осьминог».
«Птичье царство» - «В гнезде», «Цапля на болоте», «Снегири на заснеженной ветке», «Синичкина семья», «Дятел на сосне».
Коллективная работа «Рисунок на память».
Картинная галерея. Выставка работ.
3 класс (34 часа)
Панно «Полевые цветы». Нанесение фона. Смешивание цвета. Вырезание плоских деталей. Объемные формы: валик, жгут.
«Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета. Изображение растительности: трава(форма жгут),трава (форма плоская лента). Водоём .Объёмное изображение птицы.
«Медведь в берлоге». Нанесение фона. Снег. Эффект теней для следов на снегу. Объёмное изображение берлоги и животного.
«Ворона в сквере». Нанесение фона размазыванием пластилина.Объёмное изображение деревьев (форма цилиндр). Тропинка (форма пластина). Изображение скамейки, вороны.
«Лягушка на болоте». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Изображение растительности: камыши, осока, мох(форма валик, жгут, лента). Объёмное изображение лягушки.
«Аист на крыше». Нанесение фона. Изображение крыши (форма плоская лента), гнездо(форма жгут). Объёмное изображение аиста.
Панно «Синицы». Нанесение фона мазками. Смешивание цвета. Ветки сосны. Объёмное изображение синиц.
Панно «Зимний лес». Нанесение фона размазыванием пластилина. Эффект теней.. Смешивание цвета.Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр, метод соскабливания).
«Ёж». Нанесение фона.Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр). Объёмное изображение ежа(форма шар, конус).
«Расписная посуда». Нанесение фона.Украшение элементами растительности.
«Жираф». Нанесение фона. Изображение растительности (форма цилиндр, сплюснутый шар). Объёмное изображение жирафа.
Творческая работа по выбору учащихся.
Итоговое занятие.Выставка работ «Наша галерея».
4 класс (34 часа)
Нанесение фона. Смешивание цветов. Полуобъёмные детали деревьев. Панно «Осенний лес».
«Чудо Хохлома».Элементы хохломской росписи.Натюрморт из посуды.
«Удивительная Дымка». Барыня-водовозка.
Элементы городецкой росписи. Украшение разделочной доски.
«Матрешка». Оформление силуэта. Украшение одежды.
«Замок доброго волшебника».Оформление сказочного пейзажа. Объёмные детали для украшения. Раноцветный пластилин методом разрезания.
«Снегурочка». Оформление сказочного сюжета декоративными элементами.
Объёмные фигуры.Забавные человечки.
Комбинированная работа «Филин»-нанесение фона, смешивание цветов, объёмные фигурки.
«Птичья столовая». Оформление зимнего пейзажа.
Оформление интерьера помещения.
Панно «Маки». Объемные детали. Оформление композиции деталями в изученной технике лепки.
Творческая работа по выбору учащихся.
Выставка работ «Наша галерея».
5 класс (34 часа).

Нанесение фона в рисовании пластилином пейзажа. Смешивание цветов. Полуобъёмные детали рельефа местности. Панно «Горный пейзаж».
«Чудо орнамента ». Растительные узоры.

«Замок доброго волшебника».Оформление сказочного пейзажа. Объёмные детали для украшения. Разноцветный пластилин методом разрезания.
«Зимний лес». Оформление сказочного сюжета декоративными элементами.
Объёмные фигуры. Забавные человечки.
Комбинированная работа «Тропический пейзаж»-нанесение фона, смешивание цветов, объёмные фигурки.
«Природа просыпается». Оформление весеннего пейзажа.
Оформление интерьера помещения.
Панно «Цветы». Объемные детали. Оформление композиции деталями в изученной технике лепки.
Творческая работа по выбору учащихся.
Выставка работ «Наша галерея».


7. Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы
Критерии оценивания работ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в целом;
степень самостоятельности в выполнении работы;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ребенка на занятии: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации (исключая балльное оценивание).
Образовательные результаты и способы их отслеживания.
В течение учебного года педагог неоднократно проводит контроль УУД детей, ис-
пользуя следующие виды контроля:
- начальный контроль, который используют с целью выявления уровня УУД детей
только пришедших на занятия и не умеющих выполнять те или иные практические
задания;
- промежуточный контроль проводится в середине года и используется с целью вы-
явления уровня УУД у детей за истекший период ;
- итоговый контроль проводится в конце года с целью выявления уровня УУД де-
тей после изучения программы в течение всего года. Делаются соответственные
выводы;
- текущий контроль проводится педагогом на каждом занятии с целью проверки ус-
вояемости данного материала и обладания практическими навыками.
По окончании обучения обучающийся приобретает следующие предметные результаты:
К концу 1 года обучения
А). В области композиционной организации пластилинового изображения:

·
·гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

·
·выбирать положения листа бумаги в зависимости от содержания изображаемого;

·
·передавать смысл связи предметов в композиции;
Б). В области формы, пропорции, конструкции:

·
·умение рисовать пластилином линии разного направления и характера;

·
·умение вылепливать предметы симметричной формы;

·
·знать особенности строения тела человека;

·
·учитывать положение одушевленного объекта при передаче простого движения;
В). В области цвета:

·
·знать способы получения составных цветов, оттенков одного и того же цвета, свет-
лых и темных тонов;

·
·иметь понятие о теплой и холодной цветовых гаммах;

·
·чувствовать эмоционально-смысловое значение цвета;
Г). В области передачи пространства:

·
·умение передавать плановость пространства (ближе- ниже, дальше – выше)

·
·загораживание дальних предметов ближними;

·
·изображать замкнутые пространства.
Способы и формы проверки:

·
·просмотр и анализ детских работ

·
·наблюдение педагога

·
·беседа с детьми, индивидуальный опрос

·
·оформление тематических выставок

·
·практическое задание.

К концу 2 года обучения:
А). В области композиционной организации пластилиновой работы

·
·уметь вести продолжительную работу над композицией, используя предваритель-
ные наброски карандашом;

·
·уметь передавать композиционное равновесие на картоне при ассиметричном
заполнении плоскости;

·
·овладеть первоначальными навыками компоновки проекта из нескольких предметов с на-
Туры.
Б). В области формы, пропорции, конструкции:

·
·при изображении человека уметь передавать индивидуальные особенности его
внешности;

·
·уметь подметить контрастные формы;

·
·уметь передавать основную, функциональную конструкцию предмета.
В). В области цвета

·
·иметь понятие о хроматической и ахроматической гамме цветов

·
·объяснять и учитывать роль цвета в работе, создание настроения в работе;

·
·уметь изображать пейзаж в характерной для данного времени года цветовой гамме.
Г). В области передачи пространства

·
·умение передавать глубину пространства путем изображения движущихся объек-
тов и кругового размещения фигур
Способы и формы проверки:

·
·просмотр и анализ детских работ

·
·наблюдение педагога

·
·беседа с детьми, индивидуальный опрос

·
·оформление тематических выставок

·
·практическое задание
К концу 3 года обучения:
А). В области композиционной организации проекта:

·
·умение раскрыть сюжет композиции
Б). В области формы, пропорции, конструкции

·
·уметь передавать характер силуэта, моделировка объема

·
·умение видеть зависимость формы предмета от точки зрения на него
В). В области цвета

·
·уметь находить локальный цвет предметов, отыскивать оттенки цвета
Г). В области передачи пространства

·
·уметь правильно передавать в пейзаже и натюрморте зависимое положение пред-
метов, загораживаемость.
Способы и формы проверки

·
·просмотр и анализ детских работ

·
·наблюдение педагога

·
·беседа с детьми, индивидуальный опрос

·
·оформление тематических выставок

·
·практическое задание
К концу 4 года обучения:

·
·умение раскрыть сюжет композиции

·
·уметь передавать характер силуэта, моделировка объема

·
·умение видеть зависимость формы предмета от точки зрения на него

·
·уметь находить локальный цвет предметов, отыскивать оттенки цвета

·
·уметь правильно передавать в пейзаже и натюрморте зависимое положение пред-
метов

·
·уметь грамотно использовать правила линейной и воздушной перспективы

·
·уметь использовать в работе нетрадиционные техники рисования
Способы и формы проверки

·
·просмотр и анализ детских работ

·
·наблюдение педагога

·
·беседа с детьми, индивидуальный опрос

·
·оформление тематических выставок

·
·практическое задание
К концу 5 года обучения

·
·уметь раскрыть сюжет композиции

·
·уметь выполнять работу с натуры

·
·уметь выполнять работу по наблюдению, памяти, представлению

·
·умение видеть зависимость формы предмета от точки зрения на него

·
·уметь находить локальный цвет предметов, отыскивать оттенки цвета

·
·уметь правильно передавать в пейзаже и натюрморте зависимое положение пред-
метов

·
·уметь грамотно использовать правила линейной и воздушной перспективы

·
·уметь использовать в работе нетрадиционные техники рисования

·
·уметь качественно и эстетично оформить свою работу
Способы и формы проверки

·
·просмотр и анализ детских работ

·
·наблюдение педагога

·
·беседа с детьми, индивидуальный опрос

·
·оформление тематических выставок

·
·практическое задание

·
·устный опрос
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учащихся:
1. Досочки.
2. Стеки.
3. Тряпочка.
4. Пластилин.
5. Картон для основы.
6. Схемы-опоры.
7. Таблицы-памятки.
8. Технологические карты.
9. Образцы работ.
10. Трафареты, шаблоны.

Для учителя:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.Часть 1.- М.:Изд.
«Скрипторий 2003», 2008г.
2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. Часть 2.- М.:Изд. «Скрипторий 2003»,
2013г.
3. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.:Просвещение,1985г.
4. Лаптева Т.Е. Пластилиновые чудеса.Забавные человечки . –М. Просвещение,2011г
5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. – М.: АСТ;СПб:Сова,2006г.
6. Проснякова Т.Н. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества.-Самара:
Изд. «Учебная литература», Изд.дом «Федоров»,2006.-48с.
6. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд.
«Феникс»,2003г.
7. Узорова О., Нефёдова Е. Физкультурные минутки.-М.:ООО «Издательство Астрель –
АСТ-Ермак», 2004.
7.Фрейдман О. Пластилиновые фигурки животных. – М.:Эксмо:Донецк:СКИФ, 2011г

Технические средства:
1.Интерактивная доска
2.Магнитная доска


9. Тематическое планирование занятий «Пластилинка»
1 класс
Всего 33 часа (33 учебные недели, из расчета 1 час в неделю)
№ п/п
Дата
Тема занятия


1

Введение ( 2ч)
Вводное занятие. История возникновения пластилина. Правила работы с пластилином.

2

Материал, вспомогательные предметы для работы.

3

Первый раздел ( 8ч).
Прием «мазки». Изготовление фона для картины способом смешивания цветов ( эффект «мраморности»).

4

«Незабудки». Элемент «шар».

5

«Незабудки». Элемент «жгут» (раскатывание, скручивание).Змейка в незабудках.

6

«Ветка рябины». Элемент «жгут» .Изготовление фона картины и контура веток.

7

«Ветка рябины». Элементы «шар», «валик». Изготовление листьев и ягод.

8

«Живые яблочки на ветках». Прием скатывания, расплющивания.

9

«Живые яблочки на ветках». Прием деления на части с помощью стека. Эффект «рельефности».

10

«Осенние деревья». Эффекты «пушистости» и «мраморности».

11

Второй раздел (23 ч)
Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Петушок с семьей».

12

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Петушок с семьей».

13

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Пингвины на льдине».

14

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Пингвины на льдине».

15

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Мир моря».

16

Использование различных приемов, эффектов и дополнительного материала (бисера) для украшения картин из пластилина.Оформление картины в рамку.
«Мир моря».

17

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Три поросенка».

18

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Три поросенка».

19

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Кашалотик – кашалот».

20

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Кашалотик – кашалот».

21

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Панда».

22

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Панда».

23

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Совушка - сова»

24

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Совушка – сова».

25

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.

26

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Разные коты».

27

Использование различных приемов , эффектов и дополнительного материала (бисер, бусинки)при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Разные коты».


28

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина.
«Павлин».

29

Использование различных приемов ,эффектов и дополнительного материала ( бисер, перья) при создании картин из пластилина. Оформление картины в рамку.
«Павлин».

30

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа.
«Мишка косолапый»

31

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа.
«Осьминог».

32

Использование различных приемов и эффектов при создании картин из пластилина. Коллективная творческая работа.
«В зоопарке»

33

Картинная галерея. Выставка работ учащихся.


Тематическое планирование занятий «Пластилинка»
2 класс
Всего 34 часа (34 учебные недели, из расчета 1 час в неделю)
№ п/п
Дата
Тема занятия

1

Вводное занятие. Правила работы с пластилином.
Материал, вспомогательные предметы для работы. Упражнения в изготовлении базовых форм.

2

«На лугу. Желтоглазые ромашки».

3

«Подсолнух». Вырезание лепестков и листьев.

4

«Подсолнух». Семечки. Форма «шар».

5

«Бабочки». Расписной пластилин, полученный методом разрезания.

6

«Бабочки». Крылья, туловище. Вырезание по шаблону.

7

«Стрекоза». Расписной пластилин, полученный методом разрезания.

8

«Стрекоза». Нанесение фона, элементы пейзажа.

9

Коллективное панно «У воды».

10

«Пчела на цветке». Нанесение фона. Смешивание цветов.

11

«Пчела на цветке». Пластилиновые фигурки животных.

12

«Трудолюбивые муравьи». Муравейник.

13

«Трудолюбивые муравьи». Объемные фигурки муравьёв..

14

«Паук плетет паутину». Паутина. Форма «жгут».

15

«Паук плетет паутину». Объёмные фигурки пауков..

16

«Ёрш». Нанесение фона – изображение воды. Смешивание цветов.

17

«Ёрш». Водная растительность. Изображение рыбы.

18

«Щука». Объемное изображение рыбы.Водоросли.

19

«Щука».Вырезание по шаблону плавников, полос на спинку щуки.

20

«Рак». Объёмное изображение туловища.

21

«Рак». Объемное изображение клешней.

22

«Осьминог». Объёмное изображение осьминога.

23

Коллективное панно «Подводный мир»

24

«В гнезде». Нанесение фона. Крыша. Форма пластина.

25

«В гнезде». Объёмное изображение птицы.

26

«Цапля на болоте». Нанесение фона. Прибрежная растительность.

27

«Цапля на болоте». Объёмное изображение птицы.

28

«Снегири на заснеженной ветке». Иней на ветке.

29

«Снегири на заснеженной ветке». Вырезание птицы по шаблону.

30

«Синичкина семья». Нанесение фона. Переход цвета от темного к светлому.

31

«Синичкина семья». Объемное изображение птицы. Смешивание цветов.

32

«Дятел на сосне». Нанесение фона. Ствол сосны.

33

«Дятел на сосне». Объемное изображение птицы.

34

Картинная галерея. Выставка работ учащихся


Тематическое планирование занятий «Пластилинка»
3 класс
Всего 34 часа (34 учебные недели, из расчета 1 час в неделю)


Дата
пл. факт
Тема занятия

1

Панно «Полевые цветы».Нанесение фона. Смешивание цвета.

2

Панно «Полевые цветы». Ромашки. Вырезание плоских деталей.

3

Панно «Полевые цветы». Васильки. Вырезание плоских деталей.

4

Панно «Полевые цветы». Колоски злаков. Объемные формы: валик, жгут.

5

«Фламинго». Нанесение фона. Смешивание цвета.

6

«Фламинго».Изображение растительности: трава(форма жгут),трава (форма плоская лента).Водоём.

7

«Фламинго».Объёмное изображение фламинго.

8

«Медведь в берлоге». Нанесение фона. Снег.

9

«Медведь в берлоге». Следы на снегу. Объёмное изображение берлоги.

10

«Медведь в берлоге». Объёмное изображение медведя.

11

«Ворона в сквере». Нанесение фона.

12

«Ворона в сквере».Объёмное изображение деревьев (форма цилиндр).Тропинка (форма пластина).

13

«Ворона в сквере». Изображение скамейки, вороны.

14

«Лягушка на болоте». Нанесение фона. Смешивание цвета.

15

«Лягушка на болоте». Изображение растительности: камыши, осока, мох(форма валик, жгут, лента).

16

«Лягушка на болоте». Объёмное изображение лягушки.

17

«Аист на крыше».Нанесение фона.

18

«Аист на крыше».Изображение крыши (форма плоская лента), гнездо(форма жгут).

19

«Аист на крыше». Объёмное изображение аиста.

20

Панно «Синицы». Нанесение фона. Смешивание цвета.

21

Панно «Синицы». Ветки сосны.

22

Панно «Синицы». Объёмное изображение синиц.

23

Панно «Зимний лес». Нанесение фона. Смешивание цвета.

24

Панно «Зимний лес».Объёмное изображение сосны, ели (форма цилиндр, метод соскабливания).

25

«Ёж». Нанесение фона.

26

«Ёж». Объёмное изображение леса (форма конус, цилиндр).

27

«Ёж». Объёмное изображение ежа(форма шар, конус).

28

«Расписная посуда». Нанесение фона.

29

«Расписная посуда». Украшение элементами хохломской росписи».

30

«Жираф». Нанесение фона.

31

«Жираф».Изображение растительности (форма цилиндр, сплюснутый шар).

32

«Жираф». Объёмное изображение жирафа.

33

Творческая работа по выбору учащихся.

34

Итоговое занятие.Выставка работ «Наша галерея».


Тематическое планирование занятий «Пластилинка»
4 класс
Всего 34 часа (из расчета 1 час в неделю)


Дата
пл. факт
Тема занятия

1

Панно «Осенний лес».Нанесение фона. Смешивание цвета.

2

Панно «Осенний лес». Стволы деревьев.Смешивание цветов.

3

Панно «Осенний лес». Рябины. Листья. Кисти ягод.

4

Панно «Осенний лес». Ель.

5

Панно «Осенний лес». Дуб. Вырезание плоских листьев по шаблону.

6

«Чудо-хохлома». Элементы хохломской росписи:ягоды, цветы, завиток, листья.

7

Натюрморт из посуды,украшенной хохломской росписью.

8

«Удивительная Дымка».Элементы узоров дымковской росписи.

9

«Удивительная Дымка». Барыня-водовозка.

10

«Городец-удалец». Разделочная доска. Нанесение фона..

11

«Городец-удалец». Украшение доски элементами городецкой росписи.

12

«Матрешка». Оформление лица матрешки, силуэт сарафана.

13

«Матрешка». Украшение сарафана.

14

«Замок доброго волшебника».Оформление силуэта замка.

15

«Замок доброго волшебника». Украшение сказочного здания башенками, зарешеченными окошками.

16

«Замок доброго волшебника».Оформление сказочного пейзажа декоративными элементами.

17

«Снегурочка». Оформление силуэта Снегурочки.Украшение одежды.

18

«Снегурочка». Оформление сказочного пейзажа декоративными элементами.

19

«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Весёлый гном.

20

«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Одноглазый пират.

21

«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Повар.

22

«Филин». Нанесение фона.

23

«Филин». Оформление деревьев.

24

«Филин». Объёмное изображение филина.

25

«Птичья столовая». Оформление зимнего пейзажа, кормушки.

26

«Птичья столовая». Объемное изображение птиц-снегиря, синицы, воробьёв по выбору учащихся.

27

«Кот». Нанесение фона. Оформление интерьера помещения.

28

«Кот». Объёмное изображение кота.

29

Панно «Маки». Нанесение фона.

30

Панно «Маки». Объемные лепестки цветов.

31

Панно «Маки». Объемные листья, коробочки плодов.

32

Панно «Маки». Оформление композиции.

33

Творческая работа по выбору учащихся.

34

Итоговое занятие.Выставка работ «Наша галерея».


Тематическое планирование занятий «Пластилинка»
5 класс
Всего 34 часа (из расчета 1 час в неделю)


Дата
пл. факт
Тема занятия

1

Панно «Горный пейзаж».Нанесение фона. Смешивание цвета.

2

Панно «Горный пейзаж». Горы.Смешивание цветов.

3

Панно «Горный пейзаж». Деревья. Листья. Кисти ягод.

4

Панно «Горный пейзаж». Передний план

5

Панно «Горный пейзаж». Дуб, клен, рябина.Вырезание плоских листьев по шаблону.

6

«Чудо узора ». Элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, листья.

7

Натюрморт из посуды, украшенной узорами.

8

«Чудо орнамента ». Растительные узоры.

9

«Жар-птица». Панно с использованием растительных узоров.

10

«Пластилиновые кирпичики». Техники лепки строительных элементов.

11

«Используем бросовые материала для создания каркасов зданий»

12

« Обмазывание пластилином и вырезание кирпичиков»

13

Проект «Пластилиновый город». Здания.

14

Проект «Пластилиновый город». Дороги и мосты.

15

Проект «Пластилиновый город». Скверы и памятники.

16

«Замок доброго волшебника».Оформление силуэта замка.

17

«Замок доброго волшебника». Украшение сказочного здания башенками, зарешеченными окошками.

18

«Замок доброго волшебника».Оформление сказочного пейзажа декоративными элементами.

19

«Забавные животные». Объёмные фигурки. Весёлый кот.

20

«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Спящая собака.

21

«Забавные человечки». Объёмные фигурки. Стая птиц.

22

«Орел». Нанесение фона.

23

«Орел». Оформление деревьев.

24

«Орел». Объёмное изображение орла.

25

Комбинированная работа «Тропический пейзаж». Нанесение фона,смешение цветов, объемные фигуры. Море.

26

Комбинированная работа «Тропический пейзаж». Берег.

27

Комбинированная работа «Тропический пейзаж». Пальмы.

28

«Природа просыпается». Рисование пластилином световых и водных эффектов.

29

Панно «Цветы». Нанесение фона.

30

Панно «Цветы». Объемные лепестки цветов.

31

Панно «Цветы». Объемные листья, коробочки плодов.

32

Панно «Цветы». Оформление композиции.

33

Творческая работа по выбору учащихся.

34

Итоговое занятие.Выставка работ «Наша галерея».
















+ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X