Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сафронова Лариса Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

скачать документ

Вернуться назад

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессеСафронова Лариса Анатольевна, ГПОУ «Тяжинский агропромышленный техникум» (ГПОУ ТАПТ), преподаватель обществознанияПроблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой её безопасности и независимости. Ещё Я.А. Каменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для обучающегося в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. Если же здоровьесберегающие образовательные технологии связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачей, то к ним будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью обучающихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе. Одна из задач нашего образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье обучающихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. Здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся складывается из классной, внеклассной работы и дополнительного образования. Особое внимание уделяется вопросам пропаганды здорового образа жизни и охране здоровья, конечно, на уроках ОБЖ, обучающиеся получают здоровьесберегающие знания и на уроках биологии, химии, физического воспитания, кружках. Уделяется внимание формированию навыков управления стрессом, психологической практике в целях сохранения психического здоровья; профилактике вредных привычек посвящены темы психологических обучающих и профилактических тренингов. Естественным условием укрепления здоровья детей является, конечно, развитие спортивно-массовой работы. Наши студенты принимают активное участие в спортивных мероприятиях на уровне техникума, районных, межрайонных и областных соревнованиях, олимпиадах. Вошли в практику внеклассной работы в техникуме такие мероприятия как «Всероссийский день здоровья», акции «Мы против наркотиков!», «Нет – курению!», «Нет – СПИДу!», «Мы - за ЗОЖ!», «Неделя здорового образа жизни». В рамках Недели при активном участии самих детей проводятся классные часы, викторины, спортивные турниры, спринты, эстафеты, молодецкие игры и многое другое, в том числе с участием родителей. Эти мероприятия способствуют формированию здоровьесберегающих знаний у обучающихся и их родителей, пропаганде здорового образа жизни. В образовательном учреждении ведется контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при организации учебного процесса. Близкими к ЗОТ являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении. Примерами такой работы служит вакцинация обучающихся и всего коллектива, контроль за сроками прививок и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья студентов и всего коллектива, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий. Существует немало возможностей конструктивного взаимодействия педагогов и медиков в их совместной работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский, создавший оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, воспитывающую в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью, утверждал, что “…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:«Не навреди!»- все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.  Приоритет заботы о здоровье учителя и обучающегося- все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.Субъект-субъектные взаимоотношения - обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся- объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.Активность— активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.Ответственность за свое здоровье- у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым педагогом неизбежно встает задача качественного обучения образовательной дисциплине, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации студентов. В решении поставленных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся;3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.А ведь значительную часть своего времени обучающиеся проводят в кабинетах, сидя за партами, столами.От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихсяАнализ научно-методической литературы и мой собственный педагогический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий: Правило 1. Правильная организация урока. Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель педагога - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа:1этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);2этап: ученики формулируют и задают вопросы;3этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.Правило 2. Использование каналов восприятия. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;- правополушарные люди — доминирование правого полушария. У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:аудиальное восприятие;визуальное восприятие;кинестетическое восприятие.Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех обучающихся языке, облегчив процесс его запоминания.Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся. Доказано экспериментально, что биоритмы работоспособности у детей имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от их возрастных особенностей. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице №1.Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:5-25-я минута — 80%;25-35-я минута — 60-40%;35—40-я минута — 10%.Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы обучающиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление. Таблица №1:Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урокаЧасть урокаВремяНагрузкаДеятельность1-й этап. Врабатывание5 мин.Относительно невеликаРепродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение2-й этап.Максимальная работоспособность20-25мин.Максимальное снижение на 15-й мин.Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом3-й этап. Конечный порыв10-15 мин.Небольшое повышение работоспособностиРепродуктивная, отработка узловых моментов пройденногоСпециальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющееся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность обучающихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт обучающихся во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия их творческих возможностей. Как же решаются задачи по здоровьесбережению обучающихся, поставленные педагогом на уроках обществознания? Доброжелательная обстановка на уроке, взаимодействие в ходе беседы, внимание к высказываниям обучающихся, позитивная реакция педагога на их желание выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое отступление входе урока - вот ещё не все приемы, которыми может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого обучающегося. Одним из направлений деятельности по здоровьесбережению стало использование работы в режиме двигательной активности. Начиная с первых уроков необходимо следить за осанкой детей, проводить физминутку с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Иногда физминутки можно проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание обучающихся, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (например, во время контрольной работы). На каждой перемене необходимо обязательно проветривать кабинет, так как студентам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия и повышения их работоспособности. Другими формами двигательной активности являются ролевые игры и «инсценирование» на уроках, поиска решений обществоведческих задач, работа в группах, когда обучающиеся двигаются, пересаживаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор при выборе того, кто им более симпатичен и привлекателен. А положительные эмоции сказываются как на ходе урока, так и на их самочувствии. Со слабыми детьми организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими студентами. На уроках обществознания осуществляется передача знаний по профилактике и последствиях отдельных болезней. Например, при изучении темы «Молодежь как социальная группа» можно предостеречь о последствиях неправильного образа жизни. Изучая психолого - возрастные особенности этого возраста, подчеркнуть, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям. Поэтому единственный путь, чтобы избежать эти последствия - осознание понимания и контроля своего поведения. Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами, ещё и поэтому так много детей с ослабленным иммунитетом. На уроках обществознания при изучении темы «Общество и природа», «Глобализация. Глобальные проблемы» говорим об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения. Интересно провести «круглые столы» на эту тему, во время которых студенты спорят, аргументируют, иногда так и не приходят к единому мнению, но соглашаются в том, что для здорового человечества нужны чистые воздух, вода и земля, что решение экологических проблем зависит от каждого, в том числе и от них. Это доказывает, что молодёжь так же как и весь мир озабочены здоровьем человечества и заинтересованы в изучении, разработке и применении здоровьесберегающих технологий в дальнейшей жизни. Пропагандируя здоровый образ жизни на уроках обществознания, например, при изучении темы «Девиантное поведение, его формы», «Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни» и используя межпредметную связь в обучении, акцентируется внимание обучающихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина. Обязательно рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения». Рассматривая темы «Мораль. Основные принципы и нормы, категории морали», «Моральная самооценка личности. Моральный самоконтроль личности» нужно попытаться пояснить обучающимся необходимость воспитывать с детства бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих и потребность к здоровому образу жизни. Сложность состоит в том, что каждый человек учится на собственных ошибках, и никакие «вредно», «плохо» и «нехорошо» не научат его избегать их. Только собственный опыт показывает, что «такое «хорошо» и что такое «плохо». Необходимо обоснованно и доказательно показать студентам важность бережного отношения к самому себе, выбора правильных нравственных ценностей. На уроках обществознания при изучении темы «Религия как феномен культуры. Мировые религии», говоря о заповедях Христа, учении Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», красной нитью проводим мысль, что если человек любит не только себя и окружающих, отношение его будет терпимым, добрым и бережным, что история человечества, а, следовательно, история общества зависит от личной заинтересованности людей в добрых изменениях и сохранении жизни. При изучении темы «Современная демографическая ситуация в РФ» поясняем, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений. Табакокурение и употребление спиртных напитков беременными женщинами и кормящими матерями, бездумные аборты в юности и, как следствие - бесплодие. Учитывая возрастные особенности обучающихся эти темы и вопросы не оставляют равнодушными никого из обучающихся. Работа по этим направлениям позволит достичь высокого показателя качества знаний у студентов, что в свою очередь свидетельствует об их интересе к изучаемым предметам. Предметам, на которых у студентов формируется ценностное отношение к жизни и здоровью, позволяющее им успешно адаптироваться во многих сферах жизни на пути к самореализации, социальной адаптации. Потому что состояние здоровья молодого поколения – один из важнейших показателей благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Таким образом, задача здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику профессионального образовательного учреждения высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда диплом о профессиональном образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.Литература:Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» Школа здоровья. 2000.Т. 7. №2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.: Просвещение, 1990.Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 1971.Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие под общей редакцией Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X