Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Людмила Григорьевна Гринь

Художественное конструирование и логическое мышление младших школьников

скачать документ

Вернуться назад

Министерство образования, науки и молодежной политикиКраснодарского краяГосударственное бюджетное учреждение дополнительного образования Краснодарского края «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»(ГБУ ДО КК «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)Л.Г.ГРИНЬХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВМетодическая разработкадля дополнительной, общеобразовательнойобщеразвивающей программы «Детский дизайн»г. Краснодар, 2020 г.АННОТАЦИЯДанная методическая разработка «Художественное конструирование и логическое мышление младших школьников» является результатом анализа разноуровневой (ступенчатой) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Детский дизайн» для детей младшего школьного возраста составителем которой является Гринь Л.Г. педагог дополнительного образования, первой категории ГБУ ДО КК «Дворец творчества». Работа несёт в себе опыт-размышление с элементами практических занятий на решение проблем затрудняющих успешное обучение при слабом развитии творческого мышления и недостаточном развитии у ребёнка мелкой моторики. Раскрываются особенности развития логического мышления младших школьников в процессе конструктивной деятельности, и какую роль выполняет конструктивная деятельность в развитии логического мышления младших школьников.СОДЕРЖАНИЕАннотация…………….………….………………………………………....…..…2Содержание……………………………………………………………..…………3Введение………………………………………….……………..………..………..4Основная часть…………………………………………………………...…….….51 Роль конструктивной деятельности в развитии воображения и фантазии………………………………………………………………………..….52 Приобретение навыков работы с бумагой и развитие мелкой моторики рук………………………………………………………………………6Заключение……………………………………………………………………….12Список используемой литературы……………………………….……………..14ВВЕДЕНИЕРазвитие творческих способностей детей - одна из актуальных задач современного образования. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного обосновывается современными тенденциями развития отечественной системы образования в направлении подготовки личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. Стимулирование творческого развития в школьном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский дизайн», на которую опирается данная методическая разработка, относится к художественной направленности и ориентирована на работу с младшими школьниками для развития мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, классификация, обобщение и расширения детского словаря. Один из модулей программы – художественное конструирование из бумаги. Он включает такие техники как плоскостная аппликация, папье-маше, ажурное вырезание из бумаги, техника оригами и модульное оригами. Целью методической разработки «Художественное конструирование и логическое мышление младших школьников», является исследование, как конструирование развивает детское мышление, а именно совершенствует познавательно - речевое, художественное и зрительное восприятие. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: как развивается конструктивное мышление у детей, их воображение, фантазия, приобретаются навыки работы с бумагой разной фактуры, развивается мелкая моторика рук; формируется положительная самооценка, уверенность в себе и смелость в изложении собственных замыслов. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ1 Роль конструктивной деятельности в развитии воображения и фантазииФормирование различных видов деятельности у детей, является центральным звеном во всей системе дополнительного образования и преподавания ИЗО и ДПТ. Это объясняется значением, которое имеет процесс овладения деятельностью для психического развития ребёнка. Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значении для умственного развития детей специально изучался А.Р.Лурия и им был сделан вывод, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности[8, с.320].Конструктивная деятельность относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер и непосредственно включают детей в практику активного самостоятельного построения. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. С одной стороны, этот вид деятельности требует от воспитанников достаточно сложной пространственной ориентировки (представлять создаваемую конструкцию в целом). С другой стороны, именно в конструировании, как ни в одной другой деятельности, формируется пространственное ориентирование и развивается пространственное воображение. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяжённости, объёмности предметов.Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, о чём свидетельствуют исследования О.П.Гаврилушкиной, Л.А.Парамоновой и др. [6, с.54-57]. В качестве конструктивной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями выступают: игра, рисование, лепка и аппликация.Рассмотрим конструирование, как изготовление игрушек и поделок из бумаги и картона. Это сложный вид деятельности, который включает в себя игровые и учебные моменты. Дети, создавая поделки – играют с ними, учатся решать учебно-трудовые задачи. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям младших школьников, ведь по своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. В конструирование выделяются два взаимосвязанных этапа - создание замысла и исполнение замысла. В конструктивном замысле отражается конечный результат и способы создания. Основой формирования конструктивного замысла является познавательная деятельность детей. В конструировании отображается окружающая действительность и поэтому, прежде, чем изготовлять какой-то предмет, ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки.В.А.Сухомлинский писал: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире, что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда, что то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз вернуться к тому, что узнал»[11,с.57].2. Приобретение навыков работы с бумагой и развитие мелкой моторики рукВ начале обучения большое внимание уделяется игровым методам. Игра – естественная среда для детей. Так как в игре творческие задатки детей раскрываются очень хорошо. На игровом занятии « Волшебная дорога в бумажную страну» ребята узнают об истории бумаги, о ее видах, назначении, свойствах.Бумага – на первый взгляд это обычный простой материал, однако в нём скрывается много тайн. Лист бумаги притягивает к себе как магнит. И как только он попадает в руки человека, то начинается поиск этих тайн. Каждый из нас находит в нём что-то своё: ребёнок – игрушку и игру, подарок и сувенир, а взрослый – отдых и творческое самовыражение, применение возможностей бумаги в быту и работе. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т. пНа занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможноперечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитииребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработкипривлекают детей. Они овладевают различными приемами и способамидействий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, сгибание. Всё это очень увлекает. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Работа с бумагой совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.Программа "Детский дизайн" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром. Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности направлено на получение конкретного результата — поделки (изделия). Изготовление поделок из бумаги является довольно сложным, но увлекательным видом деятельности. Оно требует развития пространственных представлений, внимательности и точности действий. Рассматривая бумагу с педагогической точки зрения, мы берём её в помощники для познания детьми нового и неизвестного, для развития разных сторон и качеств ребёнка, для общения и взаимодействия друг с другом и др.Виды работы с бумагой активизируют мыслительные процессы. Систематические занятия с детьми плоскостной аппликацией, папье-маше, ажурным вырезанием из бумаги, техникой оригами и модульным оригами – гарантия развития их творческих способностей.Для успешной творческой реализации детей на занятиях важно соблюдать следующие условия:обеспечение благоприятной атмосферы;доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности (интересная информация об истории вопроса, презентация, демонстрация образцов);поощрение высказывания оригинальных идей;обеспечение возможностей для практики;использование личного примера творческого подхода к решению проблем;предоставление детям возможности активно задавать вопросы.На начальном этапе обучения для определения уровня развития творческого воображения ребята выполняют задания творческого характера.Например:нарисовать облака, на основе полученных форм придумать разные образы (чем больше образов, тем выше уровень творческого воображения);из предложенных геометрических фигур из цветной бумаги составить сюжетную картинку;сделать головной убор из газет и скотча;выполняя игрушку из бумаги придумать ей имя и сочинить сказку.Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков. Поэтому в начале обучения много внимания уделяется и репродуктивным заданиям. Это связано с тем, что детям нужно освоить основополагающие приемы обработки бумаги скручивания, сгибания, разрезания и складывания, растягивания. Ребята учатся пользоваться инструментами и приспособлениями, работать с шаблонами, технологическими картами. На этом этапе обучения наряду с репродуктивными методами используются частично поисковые, демонстрационные. Мир бумаги необычайно широк и разнообразен. Из бумаги человек производит множество необходимых для жизни предметов: книги, журналы, тетради, салфетки, альбомы для рисования, цветную бумагу для творчества и многое другое.В ходе дальнейшего обучения, опираясь на знания, собственный опыт, ребята больше проявляют творческую инициативу, предлагают оригинальные идеи. Даже если выполнялось одинаковое задание, работы ребят могут различаться цветовым, стилевым или конструктивным решением.В процессе обучения у детей появляется достаточный опыт, уверенность в собственных силах, мотивация к самостоятельной творческой работе. На этом этапе работы активно используются интерактивные методы. Ребята выполняют авторские работы, участвуют в выставках разного уровня, проводят исследования, занимаются проектной деятельностью. Они проявляют инициативу, учатся работать самостоятельно. Очень эффективен метод сюжетного конструирования, смысл которого заключается в том, чтобы подчинить конструирование игровой цели. За последнее время в рамках модуля «Художественное конструирование из бумаги» были выполнены проекты «Декоративные возможности гофрированной бумаги», «Волшебный мир цветов», «Поделки из гофротрубочек и гофроспиралей», «Сердце дерева в бумаге». Когда ребят занимаются творческой, исследовательской работой свою роль вижу в и осуществлении общей координации деятельности детей. Важно создавать для них «ситуацию успеха», выступать в роли помощника, консультанта, координатора, но главными действующими лицами в творческой работе должны оставаться дети.Важно уделить время на изготовление коллективных работ. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.По утверждениям детских психологов и преподавателей, приучение ребенка к творчеству способствует его всестороннему интеллектуальному развитию. Работа с податливым материалом позволяет самостоятельно создавать красивые вещи. Обучение техникам работы с бумагой детей дает возможность заинтересовать детей любого возраста. В процессе работы учащиеся приобретают уверенность в движениях, развивают гибкость пальцев, стремятся улучшить свои умения и постичь более сложные виды бумагопластики. Не менее важной составляющей является морально-этическое воспитание детей. Занятия поделками из бумаги позволяют сформировать такие качества, как нравственность, готовность прийти на помощь, коллективизм, коммуникабельность, поддержка, радость за товарища, решение поставленных задач. Сам творческий процесс развивает воображение, пространственное и зрительное мышление, раскрывает личностный потенциал ребенка. При использовании любого из этих методов следует соблюдать технику безопасности при работе с бумагой. Там, где используются ножницы, нужно помнить, что это опасный предмет и обращаться с ним нужно очень осторожно. Дети должны работать со специальным инструментом с тупыми концами. Также важно помнить, что бумага имеет острые края и ими можно сильно пораниться. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно сделать следующий вывод: конструирование из бумаги имеет огромное значение для творческого развития детей. Эта деятельность развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.Кроме того занятие художественным конструированием из бумаги способствует всестороннему развитию детей, а именно - 1.Учит различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, растягивание;2. Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера;3.Развивает внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;4.Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;5.Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами;6.Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;7.Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.В процессе работы с бумагой происходит формирование личностных качеств ребенка:- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);- целеустремленности (начатое должно быть завершено);- самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);- активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);- любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно);Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них - формирование технических навыков и приемов, становление художественного вкуса и аккуратности в исполнении. Второе - развитие практических форм работы с бумагой. Также целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Детский дизайн», является создание оптимальных условий для развития учащихся средствами искусства и приобщение к сокровищнице мирового искусства. В процессе обучения формируется социально-активная личность, владеющая знаниями и навыками, необходимыми ей в современной жизни. Формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированной к жизни в обществе. Формируется умение грамотно и осмысленно применять знания для решения художественных задач. Художественная конструктивная деятельность в большей степени может поспособствовать выбору профессии, связанной с художественным оформлением книг, журналов, рекламы и др., а также, с компьютерной графикой, основами дизайна.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАфонькин, С.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”/ С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. М., Изд. «Аким», 1997 г. – 207с.Богатеева, З.А. «Чудесные поделки из бумаги»/ В.С. Степанова.- М. “Просвещение”, 1992 г.Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Т.4.Детская психология. М.: Педагогика, 1984.432 с.Голяева, Л.А. Игровые моменты на уроках трудового обучения в I-II классах [Текст] / Л. А. Голяева // Начальная школа. - № 5. – 1990. – С. 35-39.Детская психология: учеб. для студ. средн. заведений /Г.А.Урантаева. 6-е издание, перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.Изергина, Н.Э. Межпредметные связи в трудовой подготовке младших школьников [Текст] / Н. Э. Изергина // Начальная школа. - 1993. - № 1. - С. 54-57.Конышева, Н.М. “Уроки ручного труда. Обучение, воспитание и развитие – с первых шагов” / Н.М. Конышева // Начальная школа. - № 1. – 1994.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер,2006.-320с.Маслов, С.И. “Оборудование уроков трудового обучения” / С.И. Маслов. // Начальная школа. - № 9. – 1990.Руссков, С. П. Межпредметные связи в трудовом обучении [Текст] / С. П. Руссков // Начальная школа. -1990. - № 1. - С. 43-49.Сухомлинский В.А. О воспитании. М. Инфра М. 1999.- С.57Фишер, М. Н.  Художественное конструирование из полоски и сложенного листа бумаги и картона / М. Н. Фишер, Э. Н. Серпионова // Начальная школа. – 1992. - № 2. – С. 51-59.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X