Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Матвеева Ирина Александровна

«Народное искусство и Художественное творчество».

скачать документ

Вернуться назад
Доклад «Народное искусство и детское творчество».
Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие отечественные, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому такие занятия нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Способствует воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания. Искусствовед С.Н. Волков сказал: «Ничто не скрепляет народ как традиции. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство». В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником прекрасного. Изделия русских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов. За годы многолетней педагогической деятельности отметила, что дети с интересом относятся к изделиям народных мастеров, они с любопытством рассматривают их, охотно пытаются им подражать. Поэтому решила заниматься с ребятишками в свободное от ОД время. И создали проект «Художественное развитие детей и нравственное воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства.»  Сделала подборку художественной литературы (рассказы, стихи, загадки, пословицы). Подборку статей для консультирования родителей на темы: «Влияние декоративно – прикладного искусства на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Художественно - эстетическое воспитание ребенка в семье». Познакомила детей и родителей с проектом, с планами совместной деятельности. Разработала конспекты занятий. С помощью родителей приобрели альбомы по всем этим промыслам. Главными для осуществления данного проекта стали задачи: 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью. 2. Формирование обобщённых знаний и умений: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. 3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. Работая по проекту, знакомила детей с историей промыслов, характерными особенностями их узора, цветового содержания. О каждом промысле просматривали красочные презентации. Совершали: занятия-путешествия, занятия-экскурсии в места основания промыслов. Рассматривали альбомы, иллюстрации, читали художественные произведения, слушали песни. Устраивали детско – родительские посиделки, где дети показывали работы выполненные дома с родителями, рассказывали о них, читали стихи. Особое место уделяла углубленному знакомству с народной игрушкой, в ней отражен разнообразный круг детских интересов, от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, видно, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска. Основная ценность народной игрушки состоит в условности её изображения, которая опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное, подробности дополняются воображением, рождается детская фантазия, а вместе с нею и детская игра. Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.  Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать, они дают возможность показать воспитанникам многообразие форм, пропорций, росписей.  Матрёшка - русская красавица! Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё. Наиболее известны семёновские и Загорские матрёшки, а также Полхов-майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. Знакомство с декоративно - прикладным искусством проводила практически через все виды деятельности детей: -для развития речи составляли описательные рассказы по игрушкам, придумывали сказки; - рисуя ягоды, цветы, запоминали их названия, узнавали, где они растут в нашей местности, что можно приготовить из этих ягод, какие они на вкус; - для развития элементарных математических представлений, рассматривая элементы дымковской росписи, различали форму, величину, выделяли сходства и различия. Отмечали, что в узорах декоративных росписей соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента;  - используя народный фольклор, музыку, песни дополняла музыкальное воспитание дошкольников. Выполняя коллективные работы: пластилинографию: «Дымковская игрушка» формировала умение работать и действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Выполняя коллективные работы, ребятишки учатся договариваться: кто какой узор наносит, взаимодействовать друг с другом. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка (эстетического, интеллектуального, нравственно-трудового и физического). Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Систематическое владение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества. Обогащение детских представлений происходит через творческие и дидактические игры, через рассматривание иллюстраций, специально подобранных презентаций. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.  Для закрепления навыков и умений у воспитанников полученных в ходе реализации проекта сделала дидактические игры «Найди такую же», «Чем отличаются?», «Что лишнее?», «Собери картинку» по всем народно - прикладным промыслам. Играя, они научились различать виды по основным стилевым признакам, особенностям материала, подбору цветового колорита, выбору традиционных для промысла элементов росписи. Эти игры использую в индивидуальной нерегламентированной деятельности с ребятишками, которые испытывают трудности в усвоении материала. Весь процесс работы по проекту, позволил детям усвоить глубоко и прочно знания о разных промыслах. Они познакомились с историей промыслов, характерными особенностями их узора, цветового содержания.  У ребят сформировано умение различать работы мастеров народных промыслов. Они охотно создают различные декоративные композиции, которые мы постоянно демонстрируем на выставках для родителей, используем для украшения группы и в качестве подарков. Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволило дошкольникам почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Особо хочется отметить активное участие родителей в реализации проекта. Они читали и заучивали с детьми стихи, пословицы, загадки, подыскивали иллюстрационный материал, эпиграфы, загадки о народных промыслах. Участвовали в раскрашивании и рисовании картинок, делали копии раскрасок. Принимали участие в изготовлении поделок: «Дымковская барышня», «Матрёшка», «Открытка». Охотно откликнулись на просьбу о том, что когда их малыши приносят домой свои работы, не просто посмотреть их, а попросить ребёнка сделать презентацию - представление своих изделий. Пусть дети дадут название работе, к какому промыслу она относится, расскажут о способах изготовления, оценят её, выскажут своё мнение. В результате, наши и ребята научились не только воспринимать красоту изделий прикладного искусства, но и дают эстетическую оценку В результате проведённой работы по художественному развитию детей и нравственному воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства у дошкольников появился интерес к образцам русского народного искусства, обогатился словарный запас. Если в начале года они повторяли одну из пройденных росписей или некоторые её элементы, то к концу года виден осознанный подход к использованию полученных знаний и проявление индивидуальности в этом виде деятельности. Цель, поставленная в начале проекта, была достигнута.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X