Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Туленкова Елена Дмитриевна

Системно - деятельностный подход на уроках математики в системе ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Системно-деятельностный подход на уроках математики в системе ФГОС . (методический материал)Туленкова Елена Дмитриевна М КОУ Леушинская СОШС. Леуши ХМАО – ЮграУчитель математикиСистемно-деятельностный подход на уроках математики в системе ФГОС .Плохой учитель преподносит истину , хороший учит ее находить.А. Дистервег. В «Концепции модернизации Российского» образования говорится:«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения…, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству…, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».ФГОС ООО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основной образовательной программы. Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания. Перед нами стоит вопрос: «как с точки зрения системно-деятельностного подхода организовать современный урок?»Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, а не отдельные знания, умения и навыки.Надо учитывать, что при системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельностиСодержательный компонент указывает на то, что содержание образования должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности.Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности обучаемого. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на формирование способностей и освоение универсальных способов мыслительной деятельности. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания, а при системно-деятельностном подходе на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыслительной деятельности и конструирование эвристической ситуации.Рефлексивно-оценочный компонент придает особую значимость процессу осознания субъектом обучения своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности обучаемые не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.Можно выделить некоторые показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:цели курса, темы, урока проектируются исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;педагог на основе развития личностных потребностей учеников создает мотивационно-целевое пространство уроков;организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математикеа) к сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;б) учебный материал отобрать и подвергнуть его дидактической обработке;в) выбрать методы и средства обучения;г) организовать собственную деятельность и деятельность учеников.д) сделать так, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Структура урока приСДПУчитель создает проблемную ситуациюУченик принимает проблемную ситуациюВместе ищут решение Учитель управляет поисковой деятельностью Ученик осуществляет самостоятельный поискОбсуждение результатовТипология уроков в дидактической системе деятельностного метода:Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:1.уроки «открытия» нового знания; 2.уроки рефлексии; 3.уроки общеметодологической направленности; 4.уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.2. Урок рефлексии.Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.3. Урок общеметодологической направленности.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.4. Урок развивающего контроля.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:1.предъявление контролируемого варианта; 2.наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3.сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; Структура урока в технологии системно- деятельностного подхода 1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты;• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.• включение детей в деятельность;• выделение содержательной области.Приёмы работы:• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцу.II. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1. 4-5 минут;2. Возникновение проблемной ситуации.• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);• создание проблемной ситуации;• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.III. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.• 4-5 мин;Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.• 7-8 мин;• Способы: диалог, групповая или парная работа:• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.• организация самостоятельной исследовательской деятельности;• выведение алгоритма.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.V. Первичное закрепление.Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут;• Способы: фронтальная работа, работа в парах;• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтрольЦель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.• 4-5 минут;• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);• Выполняется письменно;• Методы: самоконтроль, самооценка.При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.• 7-8 минут;• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.• 2-3 минуты;• Вопросы:• Какую задачу ставили?• Удалось решить поставленную задачу?• Каким способом?• Какие получили результаты?• Что нужно сделать ещё?• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.Примеры мини исследований на уроках математики, как один из ресурсов для организации познавательной деятельности:Математическое исследование «Окружность».Подумайте, как построить окружность, какие инструменты для этого необходимы.Для того чтобы дать определение окружности посмотрим, какими свойствами обладает эта геометрическая фигура. Соединим центр окружности с точкой принадлежащей окружности. Измерим длину этого отрезка. Повторим эксперимент три раза. Сделаем вывод.Отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой, называется радиусом окружности. Это определение радиуса. Обозначение радиуса. Пользуясь этим определением, постройте окружность с радиусом равным 1см5мм. Математическое исследование «Теорема Пифагора».Задание.Измерить стороны прямоугольных треугольников, заполнить таблицу и установить связь между гипотенузой и катетами. Вывод:Мини-исследование «Объём цилиндра».Цилиндр заполните водой, а затем эту воду перелейте в прямоугольный параллелепипед. Найдя площадь основания параллелепипеда, и измерив его высоту, подсчитайте объём воды. Затем ученикам предлагается найти произведение площади основания цилиндра на его высоту, для чего первоначально производят необходимые измерения, и полученный результат сравнивается с предыдущим. На основании этого выдвигается предположение о том, что объём цилиндра равен произведению площади основания на высоту. Данное предположение доказывается в11 классе.Мини – исследованме задачиИзображены три точки (рис.1). Укажите месторасположение четвёртой точки так, чтобы все четыре были вершинами параллелограмма.( 8 класс)рис 1. Анализ ситуации должен привести учащихся к трём возможным ситуациям рис 2. рис 3. рис 4.Как видим из примеров, используя ресурс небольших учебных исследований, можно продуктивно организовать познавательную деятельность учащихся на уроках математики, решая ряд важных дидактических задач.Примеры мини вопросов с проблемами.Почему «прямоугольник» назван прямоугольником? Можно ли назвать его подругому с сохранением всех его свойств ? Египтяне брали веревку и на одинаковом расстоянии завязывали узелки.Для построения прямого угла использовании стороны треугольника с3 узелками одна сторона и с 4 узелками вторая сторона. Объясните почему у них получался прямой угол? Можно ли построить прямой узел с другим количеством уголков?Даны точки и их координаты А(9;0) В(5;0) С (0; -7) Д(0;3) как расположены эти точки на плоскости ? Можно ли сделать однозначный вывод ?Выводы: Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:готовность к разрешению проблем,технологическая компетентность,готовность к самообразованию,готовность к использованию информационных ресурсов,готовность к социальному взаимодействию,коммуникативная компетентность.Учитель – это своего рода режиссер. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Каждый учитель в своей педагогической деятельности должен стремиться стать мастером своего дела, для этого ему следует постоянно повышать эффективность и качество уроков.ЛитератураБрошюра «Федеральные Государственные Образовательные стандарты»; Просвещение, 2011г. стр.3Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г., стр. 9-11Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.youtube.com https://rosuchebnik.ru/material/fgos-sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-prepodavanii-matematiki/

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X