Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Гуреева Ольга Николаевна
Технологическая карта урока""Тихая моя Родина"
скачать документВернуться назад
Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Гуреева Ольга НиколаевнаШкола: МБОУ- СОШ с.НовосельскоеПредмет: литературное чтениеКласс: 4 Предмет: литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.Тип урока: объяснение нового материалаФормы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценкаФормы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.ТемаН. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»ЦелиОбразовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением Н. М. Рубцова. «Тихая моя Родина»учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину.Планируемый результатПредметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.Ресурсы: - основные- дополнительныеЛитературное чтение. 4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть) - электронная физкультминутка - лист самооценки- карточка для проверки д/з- карточки с пословицами- презентация к уроку-музыкальные фонограммыОборудование:Мультимедийный проектор, нетбук, презентация.Организация пространства парная работа, индивидуальная работаТехнология проведенияДеятельностьучениковДеятельностьучителяПланируемые результатыПредметныеУУД1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно выполнять эти правила.(Чтобы на уроке все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? Познавательные УУД формулирование познавательной целиЛичностные УУД Жизненное самоопределение2. Проверка домашнего задания.Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу - С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке? Как называется произведение, которое мы изучали ? (Прослушивается чтение наизусть 2-3 учеников). К кому автор обращается в последнем четверостишие? - Правильно. Многие поэты обращались к теме о родной земле. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:заголовокавторжанрА.А.БлокСтихотв.«Россия»«Детство»Роберт БёрнсСтихотвор.«Берёзы»Взаимопроверка в паре. Чтение произведений наизусть.Уметь работать в паре, находить определение понятиям.II. Формулирование темы урока, постановка цели Цели:- организовать формулирование темы урока учащимися;- организовать постановку цели урока учащимися.С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением НМ.Рубцова. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.Организует формулирование темы урока учащимися.Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. 3. Введение в тему Просматривание слайдов со стихотворением о Родине, с иллюстрацией картины А.М.Васнецова «Родина»-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? 4 Работа с пословицами. - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь. Работа в группах. Найдите пословицу о Родине и объясните её смысл. 1. Родина-мать, умей за неё постоять. 2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха. 3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине – России. 5.Работа над смысловым значением слова «Родина». - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?(выслушиваются ответы детей). - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине: Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разныеПоставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке. Уметь работать в паре, находить определение понятиям.Познавательные УУД формулирование познавательной целиКоммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;Личностные УУД профессиональное самоопределениеIII. Работа по теме. Актуализация знаний. Цели:- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл. Работа с учебником.Учатся в группе работать с толковыми словарями в группахУчатся находить главные и существенные признаки в определении.Выполняют физминутку. Фрагмент песни «Букет» в исполнении А.Барыкина на слова Н.М.РубцоваОрганизует прослушивание, выбор главных и существенных признаков.Организует работу с учебником. Организует физминутку Послушайте аудиозапись этого стихотворенияБеседа по содержанию.- Понравилось ли вам стихотворение?- Какие впечатления оно у вас вызвало? - Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя родина»? Почему? Докажите. - в малом значении.- Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему?- О чем это стихотворение? Самостоятельное чтение стихотворения- Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста. - Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства. (эпитеты)-В тексте встретились новые слова: (читают) Работают в группах по словарям. Словарно - лексическая работа Обоз - группа повозок, перевозящих груз.Погост - сельское кладбище. Обитель - (устар.) монастырь - Проанализируйте строфическую организацию стиха. - Прочитайте самостоятельно стихотворение, поработайте над выразительностью чтения: выделите логические ударения, укажите паузы, обратите внимание на знаки препинания, подумайте, каким тоном читать это стихотворение.-Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых слов: Родина, родился, родители, родня, родной. Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям.Коммуникативные УУДУметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУДУметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной формеРегулятивные УУДПроговаривание последовательности своих действийПознавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста;Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаковПознавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаковКоммуникативные УУД учиться работать в группеПознавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителяПознавательные формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на урокеIV. Обобщение и систематизация знаний и умений. Цель:- проверить знание произведения по теме; умение работать самостоятельно.Работа по тетрадиСамостоятельная работаОрганизует работу в тетради Выполнение упр. № 1. «Проталинки»Учащиеся заполняют карточку для самостоятельной работы( общий анализ текста)-Творчество Н.М.Рубцова незабываемо. Его замечательные лирические стихи не оставляют равнодушным человека. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл и прочитал как можно больше его произведений. Слайд. Песня «В горнице моей…Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку.Регулятивные УУДУметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.Познавательные УУДУметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.Коммуникативные УУДУметь работать в группе, самостоятельно выполнять анализV. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:- зафиксировать новое содержание урока;- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.Отвечают на вопросы учителя.Оценивают работу группы и своюОрганизует фиксирование содержания.Организует рефлексию.Организует самооценку учебной деятельности.- Итак, о чем мы сегодня говорили?- Какую цель ставили? Достигли цели?- Оцените свою деятельность на уроке:По листу самооценки (прил.)Слайд Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.РегулятивныеУУДВыделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.VI. Домашнее заданиеЗаписывают домашнее задание.Организует запись д/з.Прочитайте задания на дом.Выберите то, что вам по силам.Прочитать стихотворение 3 раза.Подготовиться к выразительному чтению.Выучить наизусть отрывок.Слайд Родина- мать, умей за неё постоять. Родная сторона- мать, чужая – мачеха.Лист самооценкиЯ могу прочитать стихотворение выразительноВнимательно слушал учителя, одноклассников Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросыЛист самооценкиЯ могу прочитать стихотворение выразительноВнимательно слушал учителя, одноклассников Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы