Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Макаренко Елена Вениаминовна

Урок русского языка 2 класс ПНШ Тема: Повторение. Родственные слова и формы слова.

скачать документ

Вернуться назад

Урок русского языка 2 класс ПНШУчитель Макаренко Е.В.Тема: Повторение. Родственные слова и формы слова.Цели: Закрепление у учащихся обобщенного представления о родственных словах.Задачи:Образовательные: различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов, совершенствовать умение работать в паре, сравнивать и анализировать родственные словаРазвивающие: развивать умение вести диалог, отстаивая свою точку зрения, способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов, развивать представления об исторических родственниках слова ( о происхождении слов)Воспитательные : воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, интерес к русскому языку.Оборудование:учебник Русский язык 1,2 часткарточки с индивидуальными заданиямиЭтапы урока.1. Организационный момент.2. Чистописание.У: Прочитайте пословицуПовторенье – мать ученья .-Как вы понимаете смысл этой пословицы?- Как вы думаете, наш урок посвящён открытию нового или закреплению старого?- Какие темы мы с вами уже изучили? Если подзабыли, помочь нам может содержание учебника.3. Формулирование учащимися темы урокаРабота в группах-Чтобы определить тему урока, выполним задание.У вас на парте конверты со словами, разбейте эти слова на группы.Глазок, зубастый, болеть, глазной, зубок, больница, зубной, глазище, больной, глазастый. -Внимательно прочитайте слова на карточке. Объедините их в группы и обоснуйте свой выбор.У: Какие слова вы отнести к первой группе? Почему?Д: Глазок, глазной, глазище, глазастыйУ: Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?Д:Зубастый, зубок, зубной.У: Какие слова отнесли к третьей группе? Почему?Д: Болеть, больница, больной.У: Сформулируйте тему нашего урока.Д: Значит тема нашего урока “Родственные слова. Повторение” , отправимся в волшебный лес к старому дубу. Но до нас здесь побывал волшебник и приготовил для вас задание.- Посмотрите, на листьях этого дуба записаны слова: лес, лесник, в лесу, лесной, лесничий, лесок. Что вы можете сказать об этих словах. Открою секрет. Волшебник приготовил ловушку. Сумеете ли вы её найти?- Как называются эти слова? Все ли слова можно назвать родственными? Почему?4. Составление плана на доске.Работа с содержанием учебникаУ: Откроем учебники на странице 157- 158, рассмотрите их.-Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы закрепить тему “Родственные слова”Д:Вспомнить понятия родственные словаНаходить в тексте родственные слова и выделять общую часть5.Работа по теме урокаПрочитайте слова.В..да, в…дяной, в…дица, в…дный.-Что объединяет эти слова каждой строчки?-Какую букву нужно писать в каждой из строчек?- Вспомните правило: как пишется корень в родственных словах?- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, выделите корень.ФизкультминуткаРабота по учебникуТЕКСТ1Найди две пары родственных слов. Предлагаю поработать в паре с соседом . Каждый в тетради запишет одну пару.Работа в парахПтица-птичкиЯйца—яичкиУ:Что вы заметили у каждой пары родственных слов?Д: Чередование звуков [ ц ] - [ ч ,]У: Какое это чередование видимое или нет?ТЕКСТ2Внешняя интрига. Разные точки зрения.Постановка слов в начальную форму.У: Сколько родственных слов в тексте вы нашлиВсе ли слова являются разными? Чтобы разобраться в этом необходимо поставить все слова в начальную форму.куриныйкурятникПостановка слов в нач.форму.Первые два слова сомнений не вызывают –это разные словаОпределите начальную форму остальных слов.курицукуркурыФормулировка вывода.У:Сделайте вывод: Слова курицу, кур, куры –это три разные формы одного и того же слова.ТЕКСТ3Прочитайте текст. Сколько здесь групп родственных слов?Сколько групп родственных слов нашли Миша с Машей?Есть ли на этот счёт в тексте подсказка?Найди три группы родственных слов. Запишите в тетрадь. Подчеркни общую часть.рябчикрябенькаярябарябчатазолотыезолота  яичкияйца  Работа со словарёмУ: Как вы думаете, слово рябина –родственное слову рябчикВспомни какие слова мы называем родственными: см. стр. 77, 86Эти правила для удобства и быстроты нахождения представлены на форзаце.А можно ли считать эти слова дальними родственниками?Куда нам советует заглянуть значок на полях учебника?Обращение к словарю происхождения словЗакрепление. Дифференцированная работаКарточка №1Спишите однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, а затем с безударной гласной в корне. Выделите кореньЛ…дник, л…д, л…дниковый, л…дяной, подл…дный, (лов).Б…лить, б…ляк, б…лок, б…лизна, поб…лка, б…лила, б…лый.Т…шина, т…хий, зат…шье, т…хоня, т…хо.Карточка №2Прочитайте слова. Спишите их, вставляя пропущенные буквы, выделите корень.Перев…зка, в…зок,в…зчик,перев…зчик,подв…зит,зав..з, выв…зить,прив…з.Св…тлый, рассв…т, св…тлячок, подсв…тка, св…товой, св…тлый, св..тло,засв…тил, высв…тить.-Теперь проверьте правильность выполненных заданий сравнив их с ответами , которые вы видите, оцените себя.8. Подведение итогов.У: Над какой темой мы сегодня работали?-Какие слова мы называем родственными?Перед вами смайлики с разным выражением. Выберите то выражение, которое соответствует вашему настроению.СамооценкаВсем спасибо за урок!P.S. Как вариант. В преддверии Нового года мы с вами нарядим ёлочку. (у каждого на парте ёлка и игрушки с родственными словами и формами слова) Выбрать только родственные слова.Зима, зимушка, зимний, зимой, зимы, зимовать, зимовка. Один человек у доски.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X