Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Канева Милана Евгеньевна

Условия формирования методической компетентности педагога при организации внеурочной деятельности в начальной школе

скачать документ

Вернуться назад

Приложение 1Статья Условия формирования методической компетентности педагога при организации внеурочной деятельности в начальной школеКанева М.Е.,учитель начальных классовМАОУ «СОШ №12»г. Сыктывкар, Республика Коми HYPERLINK "mailto:milana.kaneva.97@mail.ru" milana.kaneva.97@mail.ru Аннотация. Автор рассматривает эффективные условия методической компетентности педагога при организации внеурочной деятельности в начальной школе.Ключевые слова: внеурочная деятельность, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход.Новая парадигма образования РФ ориентирована на развитие и потребности личности, изменения в области экономики, политики, социальной сферы и образования. Это определило необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки специалистов. Ключевая роль в процессе модернизации образования принадлежит квалифицированным, подготовленным на современном уровне педагогам, что обеспечат вхождение РФ в мировое образовательное пространство. В связи с этим появилась потребность в компетентном учителе, способным эффективно действовать, решать стандартные и проблемные задачи, который обладает инновационными образовательными технологиями и с первых дней пребывания ребенка в школе проявит себя. С позиции компетентностного подхода уровень образования определяется способностью решать проблемы и профессиональные задачи различной сложности на основе имеющихся знаний и опыта.[1]Большинство отечественных и зарубежных ученых (Е. Азимов, Н. Бибик, Л. Ващенко, И. Зимняя, Б. Эльконин, Н. Кузьмина, Л. Карпова, М. Кадемия, А. Коломиец, А. Локшина, И. Малова, А. Маркова, Л. Митина, А. Овчарук, Е. Павлютенков, Л. Паращенко, А. Пометун, И. Прокопенко, С. Раков, И. Родыгина, А. Савченко, Г. Тарасенко, С. Трубачева, А. Хуторской, М. Чошанов, В. Шахов, А. Щукин и др.) единодушны в определении цели профессионального образования будущих учителей - формирование профессиональной компетентности. Несмотря на различные взгляды относительно трактовки понятия "профессиональная компетентность учителя", его содержания, номенклатуры компонентов, уровневой организации, большинство исследователей единодушны в его определении проблемы профессиональной компетентности учителя (Н. Кузьмина, И. Зимняя, А. Кузьминский, Н. Тарасенкова, С. Скворцова, И. Малова, И. Акуленко, А. Лебедева, Т. Руденко, А. Зубков, Л. Митина и др.) выделяют в ее составе методическую компетентность как отдельного ее вида.Понятие методической компетентности пытались определить следующие ученые: О. Бигич, Е. Азимов, А. Щукин, Т. Тамбовкина, Т. Ощепкова, М. Пролыгин, Д. Старкова, И. Михалевский, Н. Соколова (в области обучения учащихся начальной школы иностранного языка); А. Лебедева, Е. Мисечко, А. Ткаченко, В. Рудницкий (в области преподавания физики) И. Акуленко, А. Кузьминский, В. Моторина, С. Скворцова, Н.Тарасенкова, А. Щербаков, Т. Мамонтова (в области преподавания математики), С. Скворцова, Н. Глузман, Т. Руденко, А. Борзенкова и др. (в области преподавания математики в начальной школе). Единого мнения относительно определения этого понятия пока нет.[3]Большинство ученых рассматривают методическую компетентность учителя через овладение им системы компонентов: знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных качеств личности (Н. Кузьмина, И. Малова, С. Скворцова, Н. Глузман, Л. Банашко, И. Зимняя, А. Борзенковым, Т. Руденко, Н. Цюлюпа, Т. Мамонтова, О.Бигич и др.). Но существует другая позиция, согласно которой методическую компетентность следует понимать как готовность учителя к проведению занятий и к творческой самореализации (С. Скворцова, И. Ковалева). Важность приобретения практического опыта подчеркнута в трудах И. Зимней, С. Скворцовой [2, C.119-124] и Н. Цюлюпы. Таким образом, внеурочная деятельность является важным элементом образовательного процесса, так же как и формирование методической компетенции педагога в рамках этой деятельности. Именно поэтому тема «Условия формирования методической компетентности педагога при организации внеурочной деятельности в начальной школе» является столь актуальной и своевременной.Список литературы:Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. докт. пед. наук / В.А. Адольф. - Москва, 1998. - 49 с. Дюков, В.М. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы» / В.М. Дюков, И.Н. Семенов, Р.В. Шайхутдинова // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №1. С. 2–8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004. – 256 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X