Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ендовицкая Татьяна Александровна

Использование игр с прищепками для развития мелкой моторики детей

скачать документ

Вернуться назад
Использование игр с прищепками для развития мелкой моторики детей.
Ендовицкая Татьяна Александровна.
МБДОУ "ЦРР детский сад №12" г.Воронеж
Воспитатель. Всем давно известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Существует огромное количество игр и игрушек для этого, но по сути, любые действия пальчиков – уже полезны. Развитие мелких движений пальцев рук способствуют созреванию речевых зон в коре головного мозга. Когда ребёнок выполняет осознанные, подчиненные определенной цели движения, осваивает новые приемы, развивается и речевая функция. Получается, что когда мы учим малыша кушать, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, мы не только  приспосабливаем его к жизни, но и способствуем речевому развитию.  В работе воспитателя с детьми по развитию подвижности и ловкости пальчиков, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений  эффективно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки разных цветов и размеров.  Предлагаемые игры-упражнения учитывают возрастные особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти игры полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию. Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни? Видели ли дома дети прищепки? Где берут прищепки? Кто пользуется дома прищепками? Затем нужно раздать прищепки детям и объяснить, как нажимать, «открывать» прищепки. Дать детям рассмотреть прищепки и упражнять детей в открывании прищепок, нанизывании прищепок на веревку, на стенки коробки или банки. В дальнейшем можно проводить следующие игры, повторяя и усложняя цели, включать разное оборудование, усложняя выполнение упражнений по показу и словесным инструкциям. Хорошо придавать таким играм соревновательный характер, стимулирующий эмоциональный настрой в игре. Так соревноваться дети могут как парами, так и группами. Варианты игр:
1. Игры с прищепками на развитие конструктивного мышления.
«Верёвочка»
«Кто больше нанижет прищепок за 1 (2,3..) минуту? (пока играет музыка)
«Кто быстрее наденет 10 прищепок?»
«Надень прищепки в следующей последовательности: красная, синяя, желтая».
«Продолжи цепочку из прищепок: большая, средняя, маленькая и т.д.»
«Надевай прищепки так: одну левой рукой, вторую – правой и т.д.».
«Повесь на прищепки платочки (ленточки, флажки)» «Украсим коробочку».
Дети по инструкции надевают прищепки на верхние края коробки. Усложнение – использовать прищепки разного размера, цвета, оформления; коробки могут быть разного размера, дети могут работать левой рукой.
Варианты заданий к игре «Коробочка»:
«Надень на каждую сторону коробки по 3 ( 4,5,..) одинаковых прищепки».
«Надень на каждую сторону коробки по 2 (3,4,..) прищепки разного цвета»
«Надень на каждую сторону коробки по 3 прищепки по порядку: большую, среднюю и маленькую». 2. Игры на развитие зрительного внимания, памяти.
«Посмотри – запомни».
На край прямоугольного листа картона, расположенного вертикально, надеваются от 3 до 8 прищепок с изображением конкретных предметов: сердечко, лягушка, флажок и т.п. Ребенку дается инструкция: «посмотри, назови предметы на прищепках по порядку и запомни!» Затем прищепки убираются, и ребенок по памяти надевает прищепки в такой же последовательности. Можно использовать прищепки с изображением геометрических, абстрактных фигур.
«Чего не стало?».
На край листа картона ребенок надевает 3 (4,5,6,..) прищепки с прикрепленными картинками предметов. Ребенок должен запомнить ряд, называя по порядку предметы на прищепках. Ему предлагается закрыть глаза, и убирают одну прищепку. Малыш называет, с каким предметом «пропала» прищепка, надевает ее. Затем убирают другую, не меняя первоначальную последовательность прищепок. Можно использовать прищепки с изображением цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?». 
Ребенок надевает на край листа картона 3 (4,5,6,..) прищепки с изображением разных предметов (символических фигур). Ребенок должен посмотреть и запомнить предлагаемый ряд, закрывает глаза. Взрослый меняет местами 2 прищепки. Малыш восстанавливает первоначальный ряд. Можно не меняя, добавить еще одну прищепку или убрать 2, или не менять ничего. 3. Игры на развитие пространственных ориентировок, закрепление в словаре порядковых числительных.
«Волшебный ряд».
Ребенок надевает на верхний край листа картона, закрепленного вертикально, 10 прищепок с изображением конкретных предметов, (цифр, геометрических форм) называет предметы, изображенные на прищепках. Выполняет инструкции: дай прищепку, которая находится слева от флажка, (справа от цветка и .д. ) -дай четвертую (вторую, пятую,) прищепку слева (справа) от.
 «Сделай сам». 
Ребенку предлагается надеть на край листа картона три прищепки с изображением конкретных предметов на расстоянии друг от друга. Затем, давая ему по одной прищепке выполнить инструкции: надень эту прищепку слева от надень эту прищепку справа от надень эту прищепку между и т.д.
«Скажи сам».
Ребенок надевает 10 прищепок с изображением конкретных предметов на край листа картона и отвечает: где находится флажок (цветок, сердечко)? Например: флажок слева от цветка и справа от сердечка и т.п.
4. Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук.
«Сушим платочки».
На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера). Можно усложнить игру инструкцией «Вешай платочки, чередуя их цвет или размер».
«Ленточки».
Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.
Список используемой литературы.
Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н «Развиваем руку ребенка». Москва 2004г.
Безруких М.М. «Леворукий ребенок» Москва 2002г.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва 1990г.
Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» Москва 2002г.
Мальцева И. «Упражнения для пальчиков» Москва 2001г.
Макарьев И. «Если ваш ребенок левша» С-Петербург 1995г.
Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург 2000г.



Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X