Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Минкина Елена Викторовна

Управление инновационной деятельностью в дошкольной образовательной организации в современных условиях как средство повышения качества образования

скачать документ

Вернуться назад

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Московской области начальная школа-детский сад №737 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ГКОУ МО НШДС № 737)г. Видное Московская область, РоссияМинкина Елена Викторовназаместитель директораУПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯАннотация: статья посвящена проблеме управления инновационной деятельностью образовательной организации в современных условиях как средства повышения качества образования. Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, управление, качество образования и воспитания, модернизация.В настоящее время, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и профессионального стандарта педагога появилась потребность обновления и повышения качества дошкольного образования, внедрения и использования современного программно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников детского сада при переходе на следующий возрастной этап систематического обучения в школе [9].Следует отметить, что современный детский сад не может работать, не учитывая образовательную политику государства и не реагируя на запросы к качеству дошкольного образования родителей обучающихся.Именно поэтому, появилась необходимость для перехода системы дошкольного образования в режим инновационного развития, для внедрение современных инновационных технологий в практику, которые обеспечат выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Качество образования и воспитания можно обеспечить лишь при рациональном управлении персоналом образовательного учреждения, разработке и реализации изменений в образовательном процессе соответственно внешней и внутренней среде, а также учитывая нормативно-правовые, экономические, политические, социальные и психологические факторы [8].Поэтому, сегодня инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему, и первостепенными становятся педагог и воспитанники, руководители образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. В режиме инновационной деятельности движущей силой развития дошкольной образовательной организации становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников [3]. Таким образом, особенно важна в данной ситуации становится профессиональная компетентность, которая основывается на личностном и профессиональном развитии педагогов и управленцев. Развитие общеобразовательной практики помогает проявиться творческому потенциалу всех работников системы дошкольного образования. Эффективность профессиональной педагогической деятельности, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОО – всё это является основными критериями профессионального роста педагогов.Внедрение инноваций в работу детского сада в настоящее время становится важнейшим условием для совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Однако никакие нововведения невозможны без квалифицированных кадров, специалистов для решения этих проблем. Эффективность функционирования образовательной организации зависит от кадровой политики, которую ведет руководитель. Следовательно, уровень развития человеческих ресурсов в дошкольной организации направляется руководителем, заместителем руководителя, старшим воспитателем [8].Инновационная деятельность - это комплекс практических действий, направленных на использование научно-технических результатов для получения новых или улучшение существующих изделий, технологий, методов управления и тому подобное [10].В результате происходит улучшение характеристик отдельных компонентов образовательной системы детского сада, а именно: кадровых, программно-методических, материально-технических и других ресурсных возможностей.  Все изменения в развивающемся дошкольном учреждении должны происходят не хаотично, а прогнозироваться руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.Развитие управления качеством образованием на современном этапе связано с формированием различных подходов к решению проблем качества. В теории и практике управления качеством образования можно выделить несколько основных подходов: научный (разработка понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций),процессный (планирование, организация, распоряжения, координация и контроль),системный (управление как система),программно-целевой (четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий для достижения этих целей).Общая направленность управленческого опыта состоит в практической организации инновационного образовательного пространства в ДОО, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику новых образовательных технологий, повышающие качество дошкольного образования и форм управления [2].Инновации, которые используются в образовательном процессе нашего детского сада (адаптация и использование современных комплексных программ, применение современных технологий и методов (проектный, развивающего обучения), использование в работе индивидуальных образовательных маршрутов и др.) соответствуют насущным потребностям и возможностям детского сада, удовлетворяют всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и законных представителей, педагогов), способствуют достижению качественных, устойчиво высоких показателей развития детей по ведущим направлениям образовательной деятельности. Участие педагогов в инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности. Нововведения проводимые в нашем детском саду можно считать успешными, так как они позволяют нам решать конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения, которые ставит перед собой педагогический коллектив в начале нового учебного года, получая высокие результаты при меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств и времени. Руководитель учреждения, заместитель директора, старший воспитатель учитывают индивидуальные качества всех участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке, их организаторские навыки и умения.В своей работе по управлению инновационной деятельностью руководителю необходимо опираться, прежде всего, на личностные, лидерские или исполнительские качества педагогов.Только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педагогического коллектива в целом, инновационная деятельность может стать одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала всего учреждения [4].Но не менее важным и необходимым условием обновления дошкольного учрежения является информационное обеспечение управления ДОО, также как и исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя, на которые необходимо опираться управленцам при внедрении инноваций.Следовательно, управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется на основании прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, а также с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой [1].Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольной образовательной организации посвящены исследования Л. М. Денякиной, С. В. Савинова, из которых видно, что информационное обеспечение управления ДОО является необходимым условием обновления дошкольного учреждения [6]; значимость исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОО, на которые необходимо опираться руководителю при внедрении инноваций обосновала в своих трудах Е. В. Давыткина.Анализ проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования инновационной деятельности директоров, заместителей директора, старших воспитателей. Эта задача имеет глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольной образовательной организации. Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучение умениям действовать по-новому.Таким образом, управление инновационными процессами в ДОО в современных условиях возлагается на заместителя директора и старшего воспитателя, и заключается в том, чтобы обеспечить реализацию инновационных стратегий, эффективное функционирование инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для повышения качества образования. Реформирование дошкольного образования с целью полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОО и не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Значительное усложнение задач, решаемых и выполняемых руководителем образовательной организации, требуют осмысления сложившейся практики управления и постоянного поиска путей и средств повышения эффективности управленческой деятельности. Модернизация действующей системы управления и реализация новых технологий управления направлены на реализацию основной цели инновационного образовательного учреждения – развитие личности обучающихся.Список литературы:Борис Н. Комплекс возможностей образовательной среды//Директор школы. – 2010. - № 5. – С. 60-64.Гришин И.П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2012. – 65 с.Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.Потемкин В.К. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: Владос, 2009. – 340 с.Салаутина В. В. Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования - [Эектронный ресурс]. – URL: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/issue/view/8Светенко Т.В. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов. – М.: АПК и ППРО, 2012. – 76 с.Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении: — Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно-практической конференции (16 апреля 2015 г) / Отв. Ред. Т.А. Семенова. – М.: Издательство «Спутник+», 2015. – 206 с.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).Указ Президента РФ "О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России" от 18.06.2012 N 878 (ред. от 22.11.2016).    

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X