Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кирова Наталья Викторовна

«Привлечение родителей к воспитанию у малышей ценностного отношения к собственному труду и труду других людей»

скачать документ

Вернуться назад

«Привлечение родителей к воспитанию у малышей ценностного отношения к собственному труду и труду других людей»Кирова Наталья ВикторовнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад для детей раннего возраста №2 «Малышка» («Детский сад №2»)Воспитатель«Лучшая форма наследства, оставляемого нами детям, не деньги, не вещи и даже не образование, если нам удалось воспитать в них безграничное трудолюбие, оно станет одним из важнейших условий их счастья...»Ушинский Константин .Дмитриевич Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в ребёнке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения. Мерой его социальной значимости. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.Выделяются следующие виды детского труда:- самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);- труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);- ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).Самообслуживание.Навыки самообслуживания формируются у малышей в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх «Кукла Маша пришла в детский сад» и др. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности – важный фактор в формировании трудолюбия.Огромное терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Решающее значение имеют игровые приёмы. Поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша (например: кукла Катя приехала к малышам в гости, и будет теперь жить вместе с ними).Эффективным приёмом может стать положительный пример сверстников («Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!»).Важное место в педагогической работе занимают такие приёмы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Например: «Буль-буль-буль - журчит водица. Все ребята любят мыться», - приговаривает воспитатель, показывая малышам приемы умывания. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть, рассмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!». Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. Сюжеты воспитатель может придумать сам («Как Хрюша умывается», «Зайка», «В гостях у Мишки» и т. д.). Воспитатель должен помнить, что если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа), у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и др.). Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех ребят, у кого уже воспитаны определенные навыки; учить их внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Но пользоваться этим приёмом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи. Хозяйственно-бытовой труд.В младшем дошкольном возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно - это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стулья. И пусть их труд совсем незначителен (а порой малыши только мешают взрослому в работе), но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Формирование у ребёнка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протёрла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т. д.), рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей (например, снега намело так много, что не пройти к веранде. Как быть? Без дяди Васи, дворника, никак не обойтись. Вот пришел дворник со скребком и расчистил дорожку к веранде, а дети ему помогали). На основе таких конкретных впечатлений у ребёнка начинают формироваться представления о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду взрослых, желание принимать в нём посильное участие. Труд должен быть посильным для детей, но уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия малыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы труд завершался наглядным результатом - тогда дети осознают его значимость, необходимость («Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть», «Ирочка протерла стол, на нем теперь можно рисовать» и т. п.). Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке. Групповая комната всегда должна быть чистой, аккуратно прибранной. Разговаривать с малышами следует в доброжелательном тоне. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может сказать: Ну, теперь за дело дружно - Убирать игрушки нужно! Труд в природе.Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке. Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде. Малыши могут выполнять некоторые поручения (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). С наступлением весны можно провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапываниемогорода. На групповом участке (или вблизи него, на ровном солнечном месте) в присутствии детей можно разбить огород (2-3 грядки). Малыши наблюдают за тем, как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Хорошо предложить детям стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. «Вот какая получилась ровная дорожка,- объясняет воспитатель. - По ней мы будем ходить, а на грядках будем выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя». С помощью воспитателя дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бобы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру) педагог прокладывает шнур. Дети встают по обе стороны грядки. Каждый ребёнок раскладывает семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и поливает грядку педагог. «Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем поливать, вырастут вот такие вкусные бобы!» - говорит воспитатель, показывает картинку и ставит ее на грядку. На одной из грядок педагог может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Ухаживая в утренние часы за растениями, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию. Дети могут поливать растения (с помощью педагога). Протирая лист растения влажной тряпочкой, воспитатель говорит: «Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Наташа, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно». Периодически - примерно 1 раз в две недели - нужно в присутствии детей производить частичную смену воды в аквариуме. Можно предложить малышам наливать воду кружечкой. Желательно проводить с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы. Малышей, живущих в сельской местности, знакомят с хозяйственным трудом родителей, привлекают к работе по уходу за животными и растениями (насыпать зерно курам, положить травку в кормушки кроликам, полить рассаду в парнике и т. д.); знакомят с такими профессиями, как тракторист, доярка, птичница. Ручной труд. Малышей данного возраста начинают приобщать к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала и пр.). Естественно, эти трудовые действия носят форму совместного труда со взрослым, поскольку у детей еще нет необходимых трудовых навыков. Однако малыши смогут, например, самостоятельно намазать клейстером предложенную деталь, прижать ее, подержать, пока подсохнет клей, или найти по просьбе взрослого нужный предмет и выполнить элементарные действия по ремонту (присоединить деталь к определенному месту и т. п.). Дети любят что-либо рассматривать, сортировать, аккуратно раскладывать. Поэтому воспитатели часто предлагают малышам разбирать материал (кусочки бумаги, ткани, поролона, пластика, природный материал) по виду, цвету, форме, величине и складывать на место. Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает малышей относиться бережно к игрушкам, книжкам, пособиям. В процессе всех видов труда особое внимание необходимо уделять воспитанию у детей навыков культурного поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Используя поощрения, напоминания, педагог приучает их благодарить за оказанную услугу («Молодец, Вова, не забыл сказать Саше спасибо»), выражать просьбу словами («Попроси, Оля, у Анны Ивановны тряпочку»); формирует элементарные навыки организованного поведения (не мешать друг другу трудиться, не шуметь, не отвлекаться, не толкаться; если нужно, посторониться, освободить место; помогать товарищу); воспитывает умение трудиться дружно. Для этого, помимо описанных выше приемов, можно использовать показ инсценировок. Например, после того как малыши посмотрят представление настольного кукольного театра по сказке «Репка», педагог спрашивает: «Кто посадил репку? Кто помогал дедушке?» и подводит детей к выводу: «Все старались! Вот и смогли все вместе вытащить репку!» Необходимо помнить, что дети становятся добрее благодаря ласковому приветливому слову. «Наша Светочка добрая, как солнышко весной», - оценивает воспитатель поступок ребенка, используя русскую народную поговорку. Для воспитания доброжелательности, дружелюбия, отзывчивости используются такие приемы, как личный пример взрослого, рассказы на этические темы («Как один мальчик в соседнем детском саду помогал своему другу ухаживать за красным цветочком, который рос на клумбе» и др.). Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей(из опыта работы).Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. При решении этих задач мы исходили из следующих требований: обеспечение условий для труда детей, правильная организация трудовой деятельности дошкольников, объединение воспитательных воздействий детского сада и семьи. Воспитатели организуют различные виды детского труда с учетом возраста и задач по трудовому воспитанию. Большое значение уделяется воспитанию у детей положительного отношения к труду окружающих их людей. Многое сделано по оснащению трудовой деятельности детей, особенно ручного труда. Практика показала, что любое начинание в педагогической деятельности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказывают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспитании детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность, подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для родителей систематически помещаем информацию по проблеме трудового воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и многогранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; готовых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»).На собраниях, в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. У многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.Список литература: 1.А. М. Виноградова, Г. Н. Година «Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду».- М. - Просвещение. - 1987г.2.В. Г. Нечаева. «Воспитание дошкольника в труде». – М. - Просвещение, 1983 г.3.Р. С. Буре, Л. Ф. Островская« Воспитатель и дети» Москва 2001 г.4.Журнал «Обруч» (№3-2004 г., №1-2006 г.,№3-2008 г.) 

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X