Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Инсаркина Мария Фёдоровна

Агрессия добрая и злая

скачать документ

Вернуться назад

Агрессия добрая и злая.Инсаркина Мария ФёдоровнаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад № 80 комбинированного вида» (МАДОУ «Детский сад № 80» г.о. Саранск)Воспитатель группы компенсирующей направленности для обучающихся с ЗПРЧто делать, если ваш ребенок все крушит на своем пути, дерется со сверстниками, терраризирует животных? Одни родители хватаются за ремень, другие проводят разъяснительные беседы, ну а третьи стараются задобрить ребенка. Кто же прав? Агрессия многими людьми понимается как абсолютное зло на самом же деле, даже у такого явления есть обратная, светлая и добрая сторона. Что же такое агрессия: зло или добро?Агрессия – это энергия, которую можно направлять не только в деструктивное, но и в конструктивное русло. Наверное, каждому человеку случалось замечать, что агрессия помогает быть активным, деятельным, стремиться к цели. Иногда, когда что-то не получается или не хватает силы воли, стимулом становится агрессия. Говорят: «Разозлись, тогда получится!».Агрессия – не всегда зло, недаром есть поговорка «Добро должно быть с кулаками». Например, представителям некоторых профессий никак нельзя без «доброй» агрессии.«Злая» и неконтролируемая агрессия всегда имеет сильную негативную эмоциональную окраску. Сдерживая ее, человек наносит себе вред.Большинство людей уверены: быть агрессивным – плохо. Да и само слова «агрессия» какое – то недоброжелательное. Однако психологи считают, что это качество для человека естественное и даже во многом полезное. Вспомните, например, какие характеристики дают главному персонажу в литературе? «Он двигался к цели несмотря ни на что, мог постоять за себя и защитить слабых». Сразу видно, перед нами настоящий человек: смелый, упорный и решительный. Но любой психолог скажет, что он имеет очень высокую степень агрессивности. Только направлена она в мирное русло, поэтому окружающим и самому «агрессору» от нее только одна польза [5].Тоже самое можно сказать и про детскую ярость. Скажем, разламывание игрушек – действие, безусловно, агрессивное. Однако само по себе оно еще ни о чем не говорит. Вполне возможно, что перед вами – юный инженер, решивший посвятить пару часов изучению механики. Для исследования ему просто необходимо что – то разобрать. Другое дело, если агрессия разрушительна (ребенок ругается, кричит и пр.), - тогда это действительно проблема.Родители мучаются вопросом: ну почему он такой? Специалисты считают, что тому есть несколько причин.1. Первая причина, которую необходимо исключить сразу, это заболевание ребенка психологического или физиологического характера. Здесь важно проконсультироваться со специалистом и пройти курс лечения.2. Другая причина детской агрессии – это средство психологической защиты. Многие взрослые в повседневной жизни пользуются нападением, как средством защиты их личных границ и интересов. Так и многие дети разного возраста точно так же используют этот способ.К первому году жизни у ребенка формируется либо базовое чувство доверия к окружающему миру и людям, ощущение безопасности, либо чувство недоверия, страха и тревоги. На формирования отношения к миру влияет много причин. В первую очередь, это душевное состояние матери в период беременности и после родов. Поэтому очень важно следить за своим эмоциональным состоянием маме, важно в семье иметь теплую и поддерживающую атмосферу общения между родными. Если этого нет, то поведение ребенка становится тревожным. И со временем невысказанная внутренняя тревога по отношению к миру вокруг ребенка перерастает в его недоверие ко всем и ко всему, для него теперь любое проявление извне может означать нападение. Страх и тревога, которые ребенок испытывает при контакте с другими, ведут к тому, что любой сигнал истолковывается им как осуществление его самых худших опасений. И агрессивные вспышки у таких детей очень неожиданны и непонятны.Также на формирование отношения к миру оказывает и проявление родителями любви к своему ребенку, либо отсутствие таковой. Если ребенок понимает, что, не смотря ни на что, ни на какие его поступки, его родители любят, то у него возникало чувство доверия к окружающим. Если же ребенок убеждается в том, что его не любят, или даже ненавидят, то он решает, что хуже уже и быть не может, и поэтому становится способным на все. Он может ожесточиться, может начать драться.3. Еще одна причина детской агрессивности — это различные нарушения семейного воспитания. Почти всегда в семье, где растет агрессивный ребенок, наблюдаются те или иные нарушения в воспитании детей или в семейных взаимодействиях. Чаще всего агрессивное поведение – следствие чрезмерно строгого, запугивающего воспитания, вседозволенности или применение к ребенку разных стилей воспитания у разных членов семьи.4. Очень часто агрессия у детей проявляется тогда, когда они не умеют выражать свои эмоции и чувства, особенно отрицательные.  Как мальчикам, так и девочкам необходимо позволять выражать свои негативные эмоции, плакать. Если такого выражения у детей не происходит, то у них накапливаются нереализованные гнев, презрение, недовольство и страхи, которые они могут выражать в виде насилия по отношению к другим или себе.Плач в таких случаях является очень эффективным средством избавления от накопившейся злости и агрессивной энергии.5. Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения взрослых в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга — все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Когда папа и мама каждый день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы.Часто бывают ситуации, когда родители стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят «за закрытой дверью». Но и в этих случаях маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. Поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребенком как угроза для него самого.6. Еще одна причина – это непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость в поведении родителей. И такие ситуации им переживаются болезненно. Это приводит к озлоблению у ребенка, его агрессивности по отношению к взрослым.7. И, наконец, нередкая причина обращений по поводу детской агрессивности – это те (довольно многочисленные) случаи, когда за агрессивность принимают что-то другое [6].Например, часто за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет.Родители могут и должны научить ребенка избавляться от злости цивилизованными способами, не разбивая при этом чью – то голову и не круша все подряд. Стать спокойнее помогут:Псевдоагрессивные игры: пейнтбол, подушечные бои, игра в снежки и пр. Все это избавит от лишнего напряжения. Во – первых, общее дело (даже если это только игра) сплачивает. Во – вторых, родители тоже ощутят психотерапевтический эффект игры, забыв о дневных неурядицах.Похожим действием обладают и активные виды спорта. Чем интенсивнее ребенок будет двигаться тем меньше злости в нем останется.Объятия – это улучшает самочувствие и снижает напряженность. Ученые доказали, что материнские объятия дают ребенку чувство защищенности, укрепляют иммунитет, учат любить. Дети выросшие до 7 лет без поцелуев и объятий, более агрессивны по сравнению с теми, чьи родители не скупились на ласку. Конечно, ритм жизни не всегда позволяет нам делать это часто. Но хотя бы вечером бросьте свои дела и обнимите своего ребенка.Игнорирование чужой злости. Агрессия штука заразительная. Когда нам хамят, так хочется нахамить в ответ. У детей тоже самое. Научите ребенка игнорировать чужую злость. Объясните ему, что если человек кричит, обзывается разными нехорошими словами, значит, у него есть проблемы. Лучше не ввязываться в спор, а промолчать или уйти [2, c. 5].1. Истратова О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. Изд. Феникс, 2009г.2. Корниенко А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. Изд. Рама, 2009г. 3.Алексеева Е.Е. Семейное консультирование в работе детского практического психолога / Е.Е. Алексеева // Психолог в детском саду. - 2004. - №4.4.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М, 2010. 5. Газета «Вечерний Саранск», 2009г.6. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М.:Олма-Пресс, 2007г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X