Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Брыжина Ольга Ивановна

Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад
Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Брыжина Ольга Ивановна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 146 Краснооктябрьского района Волгограда»

Воспитатель.






































Реализовать развивающе-образовательный потенциал художественной литературы в детском саду возможно только в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, непринужденной форме организации чтения и соединения его , т.е.чтения с другими формами совместной деятельности взрослого и ребенка.
Важным является то , что на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее адаптированный аналог. Само же чтение должно быть интересным и не принудительным.
Приведем высказывание российского ученого академика Д.С.Лихачева о роли литературы в развитии человека «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты. Но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми, но это дается только тогда, когда вы читаете с удовольствием не потому ,что-то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».
(Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М. 1989. С.96-98)
Эти слова известного ученого можно в равной мере отнести и к взрослым, и к детям.
Художественная литература является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связи вещей, событий. Отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой).
Функции художественной литературы в развитии детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую.
К познавательно-нравственной функции можно отнести развитие и активизацию воображения. Образного мышления; расширение представлений о мире; освоение таких средств восприятия мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах; формирование эмоционально-ценностных установок к природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений.
К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.
Реализация этих развивающих функций осуществляется за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов (лежащие в их основе метафоры и повествования позволят создавать многообразные воображаемые миры, каждый из которых особым образом моделирует действительность) и через сопереживание, эмоциональное принятие читающим (слушающим) авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.
По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами « сгущенной информативности», т.е. содержать столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественные тексты – при правильном их подборе - могут охватить если не все, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным исполнителем, а как партнер вместе с детьми удивляется , восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии - сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от совместной со взрослым продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, эта форма совместной партнерской деятельности не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что дети (даже седьмого года жизни), в большинстве своем, не умеют свободно читать и зависят от партнера взрослого . Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации с тем , чтобы Книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:
- Подбирать конкретные художественные тексты, исходя из развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей группы с тем, чтобы дети увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;
- Обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов;
- воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
Обращаться к художественным текстам при развертывании других форм совместной деятельности взрослого с детьми, используя тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, проводя аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельности детей.
Известно, что границы возможностей сосредоточенного слушания книги для детей старшей и подготовительной к школе групп колеблются вокруг 20 минут. В соответствии с этим предлагаемый рекомендательный список художественных текстов для удобства воспитателя разбит на два раздела: 1)тексты для длительного (продолжающегося) чтения . 2) тексты для короткого (непродолжительного) чтения – каждый из них (или несколько) укладывается в период 20 минут.
В списках дополнительно выделены подразделы, которые должны облегчить воспитателю сбалансированный выбор художественных текстов различных типов.
Для длительного чтения – это следующие подразделы :
Тексты, создающие вымышленные миры;
Тексты. Создающие комбинированные миры («волшебное в реальном», «необычный взгляд на обычный мир», «перевернутый мир»)
Тексты, создающие реалистические миры.
Сходные подразделы выделены и в списке коротких прозаических текстов, ( подбор которых традиционен). :
Фольклорные сказки (построенные на вымышленных элементах);
Авторские сказки и истории (обычно комбинирующие вымышленные и реалистические элементы);
Реалистические рассказы.
Что касается поэтических произведений, то поскольку больших стихотворных повествований, подходящих для чтения в старшей и подготовительной к школе группах, очень немного(«Конек-горбунок» П.Ершова, сказки А.С.Пушкина и его поэма «Руслан и Людмила»), они включены в общий список художественных текстов для длительного чтения.
В списках для непродолжительного чтения поэтические произведения выделены в особый раздел, который организован следующим образом: фольклорные стихотворные тексты, короткие авторские стихотворные повествования, лирика русских поэтов (где сюжетно-повествовательная основа уступает место настроению, переживанию автора , выраженным через метафорический образ). По традиции воспитатель довольно хорошо ориентирован в стихотворных текстах, поэтому нецелесообразно сковывать его конкретным перечнем произведений, в данном разделе списка указаны лишь авторы (за исключением ряда произведений, которые важно отметить особо).
Следует иметь в виду, что не может быть жесткой границы между художественными текстами для чтения в старшей и подготовительной группах. Многое в выборе конкретных текстов зависит от сформированности у детей умения сосредоточенно слушать книгу, от общего уровня их развития..
Вместе с тем казалось все же целесообразным предложить воспитателям два отдельных списка, составленных на основе учета содержательно-смысловой и структурной сложности художественных текстов. Воспитатель может работать с обоими списками как продолжающими друг друга, переходя уже в старшей группе к более сложным текстам или, наоборот, возвращаясь к предыдущему списку в подготовительной к школе группе, если того тре6ует ситуация.
Предлагаемые для чтения в подготовительной к школе группе художественные тексты не только становятся более разнообразными в содержательно-смысловом отношении, но и усложняется структура их повествования: они содержат более сложные событийные последовательности и взаимосвязи персонажей, с раскрывающимися переживаниями, мотивами поступков и их последствиями.



Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X