Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Потвпова Светлана Николаевна

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья»

скачать документ

Вернуться назад

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики рук детей с ограниченными возможностями здоровья»Потапова Светлана Николаевнаучитель начальных классовМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 3 города Мамадыш»Мамадышского муниципального района Республики Татарстан Здравствуйте, уважаемые коллеги! Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти и пальчиков принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП. Сегодня я проведу  практическое занятие. Я предлагаю вам испытать лишь некоторые трудности, с которыми всю свою жизнь живут эти дети. Мне нужны 4 участника. Двое участников надевают боксерскую перчатку, берут мел и пишут на доске своё имя. Третий участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой. Четвёртый участник надевает маску для сна и наощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами .- Какие чувства вы испытали? -Итак, мы убедились, что у детей с ОВЗ много трудностей. Помочь преодолеть их должны мы с вами.  Существует большое количество методов развития мелкой моторики.Я предлагаю начать наше занятие с криотерапии.Возьмём кубику изо льда, перебираем их пальчиками. Считаем до 10.Берём бутылочку с тёплой водой, перекатываем в ладошках и так повторяем 3 раза. Криотерапия - метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, заключающийся в использовании игр со льдом. В нашем случае эффект даёт чередование тепла и холода. Благодаря этому приходит в норму мышечный тонус, мелкие мышцы сокращаются. Это способствует совершению более тонких движений рук. Возьмите полотенце, вытрите руки.Дети с ОВЗ должны владеть методами самомассажа. Возьмите пособие «Мякиш». Выполним поглаживания- медленные и плавные движения в различных направлениях.Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сжимание и разжимание в ладони мячейКрепко мячики сжимаем,Наши мышцы напрягаем,Чтобы пальцы никогда,Не боялись бы труда!Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук. Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.Пили, пила, пили, пила!Зима холодная пришла.Напили нам дров скорее,Печь истопим, всех согреем!Игра «Прячем ручки». Возьмите контейнер с крупой. Потрите ладошку о ладошку. А теперь ищем секрет. Переложите секретик в другую чашку.(Массаж и моторика.)( Благотворное влияние крупы на нервные окончания.)Для развития пальчиков используем кинезеологические упражнения.1. «Зайчик-колечко- цепочка»2. «Лезгинка»Показываю три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:а) ладонью правой руки;б) ладонью левой руки;в) обеими ладонями одновременно. Для совершенствования двигательной активности пальчиков используем пособия.«Откручивание и закручивание пробок» - работа с пособием правой рукой, левой и одновременно. «Решётка».Можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка, математике. Покажите маленький квадрат, большой квадрат. А теперь пальчики превращаются в спортсменов, побежали наступая в каждую клеточку, через клетку, через 2 , бежим ещё быстрее. Делаем шаги с закрытыми глазами, формируем тактильные ощущения. А теперь наши пальчики превратились в пожарных. Ставим решётку вертикально, забираемся наверх, поворачиваем налево, спускаемся. Возьмите мячик- пуговку и посадите её в правый нижний угол, мяч поднимается на 3 клетки наверх, 4 клетки вправо и вниз. Возьмите синюю ленту – завяжите бант узел...Возьмите широкую красную ленту сплетите квадрат. А как интересно было детям «писать» лентами буквы!Игры-шнуровки, игры с прищепками.Много игр и упражнений на развитие моторики с различными материалами.Участник №1 –гибкую проволоку No2– цепляющиеся шарики,No3 – тесто для лепки, No4 – кинетический песок,  Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят: - Желаю (большой) - Успеха (указательный) - Большого (средний) - Во всём (безымянный) - И везде (мизинец) - Здравствуй! (вся ладошка)Развитие мелкой моторики, коррекция двигательных нарушений позволяет детям лучше адаптироваться в практической жизни.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X