Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сухорукова Светлана Геннадьевна

Речевые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Речевые игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста Речь, как психический познавательный процесс тесно связана с мышлением, воображением, памятью, ощущениями, представлениями и эмоциями. Речь и использование языка не только является ключевым средством общения и познания окружающего мира, но и основным фактором приобщения детей к ценностям духовной культуры. Кроме того, речевое взаимодействие — это необходимое условие воспитания и обучения подрастающего поколения. Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе. Владение родным языком в детстве, развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи является необходимым условием решения задач интеллектуального, социального и духовного воспитания детей. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста. В условиях детского сада необходимо создать эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети  раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие. Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи, но без помощи и участия родителей педагогам не обойтись. Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении – это, прежде всего, формирование интереса ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. В семье необходимо закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов. Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Ниже представлены примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми, начиная с 4-5 лет.Игровое упражнение «Если бы…»Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:«Если бы я был волшебником, то …»«Если бы я стал невидимым …»«Если весна не наступит никогда …»Игровое упражнение «Закончи сам»Цель: развитие у детей воображения, связной речи.Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. «Волшебный мешочек»Цель: развивать речь ребенка, обучать детей описывать предмет, усвоить окончание существительных в дательном падеже.Оборудование: мешочек с игрушками: овощи, фрукты, ягоды, сладости.Ход игры:Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает, какая капуста, и кто её любит кушать.Что могут делать…?Цель: обогащать речь ребенка глаголами, содействовать развитию связной речи.Взрослый предлагает ребенку дать как можно больше ответов на вопрос «Что может делать?»Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.Игра «Перепутались слова»Для этой игры так же возможно использование персонажа. Родитель составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро.Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.Игра «Сравни разных зверят»Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку. Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий). Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведяИгра  «Как сказать по-другому?»Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.Скажи по-другому! Часы идут… (ходят). Мальчик идет… (шагает). Снег идет… (падает). Поезд идет… (едет, мчится). Весна идет… (наступает). Пароход идет… (плывет).Игра  «Кто у кого»Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.Ребенок рассматривает рисунки  животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду); кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком); собака и щенок грызут кость (вариант — лают); корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат); лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут); утка и утенок плавают (крякают). Назови животных и их детенышей. Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)? Игра «Составь описание»Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)Игра  «Придумай рассказ»Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Таким образом, развитие речи детей любого возраста - одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно: в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе речевых игр. Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшего развития ребенка.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X