Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зорина Марина Юрьевна

Педагогический мониторинг образовательных результатов в вокально-эстрадной студии "Домисоль-ка"

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования администрации Тутаевского муниципального районаМуниципальное учреждение дополнительного образования«Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМРПедагогический мониторинг образовательных результатов в вокально-эстрадной студии «Домисоль-ка»автор педагог дополнительного образованияЗорина Марина ЮрьевнаВокально-эстрадная студия «Домисоль-ка» создана более десяти лет назад. Обучение детей осуществляется по дополнительной разноуровневой программе. Новизна данной программы заключается в том, что в учебном процессе используется уровневая форма обучения, при которой дети, в зависимости от их индивидуальных способностей могут быть приняты или переведены на любой уровень обучения. Данная программа вокально-эстрадной студии «Домисоль-ка» рассчитана на 6 лет обучения. Стартовый уровень – 1 год, базовый – 2 года, продвинутый – 3 года. Программа является интегративной. Содержание занятий по вокальной деятельности на стартовом и базовом уровнях обучения связано с темами таких программ, как ознакомление с музыкальной литературой, сольфеджио, теория музыки, эстрадный вокал. Работа над сценическим образом является обязательным предметом во все годы обучения. В программе есть описание механизмов и инструментов ведения мониторинга образовательной деятельности, исходя из содержания уровней программы. Описаны параметры и критерии, на основании которых ведётся индивидуальный мониторинг. Для отслеживания результатов реализации стартового уровня программы применяются различные методы. Одним из методов является «Входная диагностика», которая проводится в форме собеседования и прослушивания обучающихся на первых занятиях в течение первых 3 недель. Для определения уровня метроритмических способностей, исследования практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, а также изучения способности к эмоциональной отзывчивости на музыку применяется «Диагностика выявления музыкальных способностей». С целью выявления мотивов посещения детьми занятий в вокально-эстрадной студии «Домисоль-ка», изучение психологического климата в коллективе и т.д. используется анкетирование обучающегося. Такая форма помогает ребенку самостоятельно осознавать цели посещения вокально-эстрадной студии, его отношение к выбранному виду занятий, а педагогу диагностировать психологический климат в коллективе. Анкетирование проводится 2 раза в год, что позволяет проследить динамику развития заинтересованности обучающихся в занятиях разными видами искусства. На протяжении всего срока обучения ведутся педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики умений и навыков, а также прослеживание личностного роста каждого ребенка в коллективе с фиксированием изменений в «Дневниках наблюдений». При поступлении обучающихся на стартовый уровень проводится диагностика для определения типа певческого голоса с учетом использования регистрового звучания и его диапазона. Каждый ребенок стартового уровня программы принимает участие в отчетных концертах вокально-эстрадной студии «Домисоль-ка», которые проходят в конце первого и второго полугодия. При помощи видеозаписи концертов, которые просматриваются после выступлений, осуществляется анализ роста исполнительского мастерства, определение уровня освоения программы, развитие способностей и личностных качеств, необходимых для публичных выступлений. Для фиксации наблюдений за певческим развитием используется специальная таблица, в которой прописаны показатели и уровни певческого развития. В ней выделены 3 уровня: низкий, средний и высший, что позволяет нам проследить динамику развития. Для отслеживания результатов реализации базового уровня программы применяются различные методы.В мониторинг включена «Диагностика музыкальных способностей» на основе методики К.В. Тарасовой. С целью изучения психологического климата в коллективе и психологического состояния обучающихся на занятиях и во время выступлений мы используем диагностику «Незаконченные предложения». Детям предлагается продолжить предложения: «Когда на меня смотрят много людей, я чувствую…», «Самое интересное на занятиях в студии…», «Занятия в вокально-эстрадной студии «Домисоль-ка» дали мне возможность…» и т.д. Такая форма помогает ребенку самостоятельно осознать цели посещения студии, его отношение к выбранному виду занятий, а педагогу диагностировать психологическое состояние обучающегося и психологический климат в студии. Результаты педагогической деятельности в значительной мере зависят от родительского участия в педагогическом процессе. Нам важно выявлять, насколько педагогические цели и прогнозируемые результаты совпадают с ожиданиями родителей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них интереса к занятиям ребенка, мы используем анкеты и тестирования, благодаря которым получаем данные о том, как семья способствует музыкальному развитию детей. Музыкальное развитие невозможно пронаблюдать без сформированности вокально-хоровых навыков. Около половины детей приходит в коллектив с неудовлетворительно развитыми вокально-хоровыми навыками. В частности это – тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание и т.д. В процессе занятий эти качества развиваются. Автором определены критерии, по которым отслеживается уровень сформированности вокально-хоровых навыков. Таковыми являются: способы звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание, строй (чистота интонации), ансамбль (ритмический и динамический).При проведении мониторинга нами используется тест на определение ведущей потребности «Я хочу», который позволяет решать диагностические, мотивационные, развивающие, социальные задачи. Это диагностическое задание дается обучающимся в начале первого года базового обучения, в конце первого года продвинутого уровня и в конце третьего года продвинутого уровня обучения, а анализ предпочтений и объяснений позволяет отслеживать изменения в мотивационной сфере обучающихся. Результаты качественного и количественного анализа приведены в таблице и диаграмме. На продвинутом уровне обучения система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики. Автором программы была разработана «Система мониторинга результатов образовательной деятельности». В нее входят такие показатели, как теоретические и практические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы, личностное развитие, творческие способности и достижения обучающихся. С целью вовлечения обучающихся в процесс мониторинга, им было предложено провести опрос среди ребят «Что такое хорошо и что такое плохо для вокалиста». Итогом этого опроса стала презентация «5 «Льзя» и 5 «Нельзя» для моих связок», выполненная группой обучающихся в студии.При проведении мониторинга на продвинутом уровне используется «Тест Гилфорда» (модифицированный). Данный тест направлен на изучение креативности и творческого мышления обучающихся. Музыкальное развитие невозможно пронаблюдать без сформированности вокально-хоровых навыков. Около половины детей приходит в коллектив с неудовлетворительно развитыми вокально-хоровыми навыками. В частности это – тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание и т.д. В процессе занятий эти качества развиваются. Автором определены критерии, по которым отслеживается уровень сформированности вокально-хоровых навыков. Эти критерии выведены в «Таблице показателей сформированности вокально-хоровых навыков». Используя данные, приведенные в таблице, мы имеем показатели на начало и конец учебного года, что дает возможность отследить динамику развития каждого обучающегося в течение года. Автором программы также был разработан тест на определение ведущей потребности «Я хочу», который позволяет решать диагностические, мотивационные, развивающие, социальные задачи. Это диагностическое задание дается обучающимся в начале первого года базового обучения, в конце первого года продвинутого уровня и в конце третьего года продвинутого уровня обучения, а анализ предпочтений и объяснений позволяет отслеживать изменения в мотивационной сфере обучающихся. Результаты качественного и количественного анализа приведены в таблице и диаграмме. Результаты педагогической деятельности в значительной мере зависят от родительского участия в педагогическом процессе. Нам важно выявлять, насколько педагогические цели и прогнозируемые результаты совпадают с ожиданиями родителей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них интереса к занятиям ребенка, мы используем анкеты, благодаря которым получаем данные о том, как семья способствует музыкальному развитию детей. На продвинутом уровне обучения обучающиеся принимают активное участие в концертах на различных площадках города, района и области, в конкурсах, фестивалях регионального, российского и международного уровня.Список информационных источниковАлексеева Л.Л. Песня – верный друг твой навсегда [Текст]. - Москва, 2007.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения [Текст]. - Москва , 1999.Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей [Текст]. - Москва, 2003.Вахромеева Т. Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио [Текст]. - Москва, 2005.Гребенкин А.В. Сценическое движение (Программы дополнительного художественного образования детей) [Текст]. - Москва, 2006.Дейша-Сионицкая М. Пение в ощущениях [Текст]. - Москва , 1926.Жданова Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в музыкально-хоровой школе «Радость» [Текст]/ Дополнительное образование - №4, 2004.Классический вокал [Электронный ресурс]. – http://crtdu.edu.yar.ru/docs/inf.zapiska klassicheskiy vokal morozova 2012.docКох И. Основы сценического движения. [Электронный ресурс]. – http://teatr.scaena.ru/list.php?c=ebook21Кулагина И.Е. Художественное движение (Программы дополнительного художественного образования детей) [Текст]. - Москва, 2006.Метлов Н.А. Музыка – детям [Текст]. - Москва, 1985.Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь [Текст]. - Москва, 1986.Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь [Текст]. - Москва, 1987.Программа «Аллегро» [Электронный ресурс] – http://www.zavuch.info/methodlib/107/54890/Программа-план Эстрадное пение [Электронный ресурс] – http://narod.ru/disk/14238018000/%DO%9F%D1%80%DO%BE%DO%B3%D1%80%DO%BO%DO%BC%DO%BC%DO%BO%20-%20%DO%BF%DO%BB%DO%BO%DO%BD%20%20%DO%AD%D1%81%D1%82%D1%80%DO%BO%DO%B4%DO%BD%DO%BE%DO%B5%20%DO%BF%DO%BE%DO%B5%20%DO%B5%DO%B5%DO%BD%DO%B8%DO%B5.doc.htmlСайфуллина Ф.М. Программа по предмету эстрадное пение [Текст]. - Тобольск , 2006.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X