Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зорина Марина Юрьевна

Педагогический мониторинг результатов образовательной деятельности в интегрированной программе "В гостях у сказки"

скачать документ

Вернуться назад

Департамент образования администрации Тутаевского муниципального районаМуниципальное учреждение дополнительного образования«Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМРПедагогический мониторинг результатов образовательной деятельности в интегрированной программе «В гостях у сказки»автор Зорина Марина Юрьевнапедагог дополнительного образованияПедагогический мониторинг результатов образовательной деятельности Для определения эффективности программы и успешной ее реализации предполагается систематическое и непрерывное отслеживание результатов деятельности обучающегося – педагогический мониторинг. При разработке мониторинга автор опирался на следующие общие принципы педагогического мониторинга: объективность, сравнимость, адекватность, прогностичность, целенаправленность, системность, информативность. Для мониторинга развития обучающихся наиболее приемлемыми являются следующие методы: наблюдение, изучение и анализ результатов образовательной деятельности, анкетирование.На основании опыта работы разработана система мониторинговых исследований образовательных результатов, при построении которого выделены несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволяет педагогу управлять эффективностью образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Мониторинг также включает в себя отслеживание и социально-педагогических результатов, и эффективности воспитательного воздействия. Для отслеживания эффективности воспитательного воздействия и социально-педагогических результатов проводится диагностирование психологического климата в коллективе, степени сплоченности коллектива, участие в общественных делах, степень самокритики и ответственности обучающегося, мотив посещения данного коллектива.Организация мониторинговых исследований является составной и эффективной частью работы педагога дополнительного образования т.к. позволяет прогнозировать образовательные результаты, а также проверять эффективность методов преподавания в Детском музыкальном театре, и при необходимости, совершенствовать формы и методы работы с детьми.При разработке алгоритма мониторинга были поставлены следующие задачи:организация системы наблюдений и измерений;получение достоверной и объективной информации об условиях, содержании и результатах музыкально-образовательного процесса;систематизация информации о качестве музыкального образования обучающихся, обеспечение ее оперативности и доступности.Алгоритм организации мониторинга включает три этапа:1 этап – подготовительный; он включает в себя постановку цели, определение задач, прогнозирование результата, определение объекта и предмета мониторинга, отбор критериев и определение показателей, планирование мониторинга по времени.2 этап –практический; на этом этапе происходит сбор информации о свойствах объекта мониторинга через наблюдение, анализ документов, посещение и анализ занятий, контроль ЗУН, анкетирование, опрос, тестирование и т.д.3 этап –аналитический; на этом этапе происходит обработка и систематизация информации, анализ данных, вывод и разработка рекомендаций, принятие решения по дальнейшему совершенствованию педагогической деятельности.Мониторинг проводится по 2 направлениям:Мониторинг результатов образовательной деятельности Детского музыкального театра «Жар-птица».Мониторинг образовательных результатов обучающихся начальных классов, посещающих занятия в Детском музыкальном театре «Жар-птица».2. Мониторинг результатов образовательной деятельности Детского музыкального театра «Жар-птица»На основании опыта работы разработана система мониторинговых исследований образовательных результатов, при построении которого выделены несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволяет педагогу управлять эффективностью образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Таковыми направлениями являются:состояние контингента обучающихся в театре;сформированность интереса к данному жанру искусства;развитость музыкальных способностей;общее музыкальное развитие;состояние детского коллектива;творческие достижения коллектива. Отслеживая состояние контингента, мы поставили перед собою цель проанализировать динамику движения контингента в течение учебного года и по годам обучения. Эта работа позволила обоснованно осуществлять набор детей в группы различных лет обучения.Показ спектаклейКритериями оценки уровней освоения программы являются требования, предъявляемые к выпускникам каждого этапа обучения и в соответствии с ними разработанные формы контроля:умение чувствовать партнера по сцене;умения: концентрировать внимание, освобождаться от зажимов;умение правдиво, логично и последовательно действовать на сцене;умение работать в коллективных этюдах;умение перевоплощаться в разные образы;умение импровизировать, самостоятельно осуществлять этюды, инсценировки;участие в коллективной работе в «Театральной мастерской»;уровень развития творчества и фантазии на занятиях по изобразительному мастерству «Мы рисуем сказку»способность к независимому, ассоциативному мышлению.2.2.Опыт организации мониторинга музыкального развития, как одного из результатов образовательной деятельностиОсновным результатом образовательной деятельности мы считаем не столько внешние его проявления, т.е. качество исполняемых детьми произведений и популярность театра в детской среде, сколько общее музыкальное развитие детей, включающее и правильное исполнение музыкальных произведений во время пения, и игру на детских музыкальных инструментах, и умение ритмично и четко двигаться под музыку, и многое другое. В связи с этим наиболее подробно рассмотрим именно это направление мониторинга.Процесс музыкального развития сложный, многосторонний и длительный. Музыкальное развитие ребенка предполагает тесное общение педагога и обучающегося, что дает полную информацию о нем. Для более успешной работы в этом направлении педагог должен находиться в курсе личных обстоятельств и интересов обучающегося, изучить его характер, психику, творческие возможности. Методы мониторинга музыкального развития ориентированы на адекватную качественную оценку музыкально-образовательного процесса. Для мониторинга музыкального развития наиболее приемлемыми являются следующие методы: наблюдение,изучение и анализ результатов образовательной деятельности, анкетирование.Наблюдение. Этот метод используется педагогом постоянно и на учебных занятиях, и во время показа спектаклей, и в другой внеурочной работе, осуществляемой в театре, что позволяет отслеживать изменения, происходящие с воспитанниками, которые фиксируются в «Дневнике наблюдений», который ведется педагогом персонально на каждого обучающегося. В «Дневнике наблюдений» 4 раздела:1 раздел – «Исходные данные». Здесь даются краткая характеристика обучающемуся на начало учебного года, оценка его музыкальных данных, фиксируются особенности характера, творческих интересов.2 раздел –«Усвоение образовательной программы». Дважды в год оцениваются достижения обучающегося: вокально-хоровые навыки, музыкальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование.3 раздел –«Творческое развитие» раскрывает самые неожиданные качества ребенка: интерес к сочинительству, импровизации, а также личностные качества: способность к общению со сверстниками и педагогом, активная позиция ребенка, проявляющаяся во время занятий и в период подготовки концертных выступлений. 4 раздел – «Выводы и планы». В этом разделе дневника педагог отмечает уровень освоения образовательной программы в целом и определяет перспективы работы с конкретным ребенком на следующий период.Дневник наблюдений отражает картину музыкального развития ребенка, ибо оценка результатов музыкального развития осуществляется два раза в год, что позволяет объективно отслеживать уровень творческого развития обучающегося и своевременно вносить коррективы.Изучение результатов образовательной деятельности. Наблюдая за музыкальным развитием обучающихся, педагог акцентирует внимание на обучение пению. Пение – основное средство музыкального воспитания. Исполняя вокальные партии, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Используя разнообразные приемы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха (вокальные упражнения, народные песни, попевки), тщательно отбирая песенный репертуар, можно достигнуть прекрасных результатов в певческом развитии обучающихся. Для фиксации наблюдений за певческим развитием педагогом была разработана специальная таблица, в которой прописаны показатели и уровни певческого развития. Мы выделили 3 уровня: низкий, средний и высший, что позволяет нам проследить динамику развития.Таблица показателей результатов певческого развитияПоказателиНизкийСреднийВысший1.Познавательная активность в творческой деятельностиИнтереса к творчеству не проявляетИспытывает потребность в получении новых знаний, но решить самостоятельно задачи не может, необходима помощь педагогаПрисутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, способность к решению новых идей, легко и быстро увлекается творческим делом2.Эмоционально-эстетическая настроенность и музыкальная эмоциональностьНапряженный внешний вид, бедная маловыразительная мимика. Пение безразличное. При слушании рассеян, невнимателен, не проявляет интереса к музыке.Нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестами, не проникая в образ. Поет с подъемом, не всегда устойчивый интерес к слушанию музыки.Хорошая включенность в образ, ярко выражает свои эмоции мимикой и жестом. Любит, понимает музыку, внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Музыкальное развитие невозможно пронаблюдать без сформированности вокально-хоровых навыков. Около половины детей приходит в коллектив с неудовлетворительно развитыми вокально-хоровыми навыками. В частности это – тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание и т.д. В процессе занятий эти качества развиваются. Автором определены критерии, по которым отслеживается уровень сформированности вокально-хоровых навыков.Таблица показателей сформированности вокально-хоровых навыковПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысший уровень1. Способ звукообразованияТвердая атакаПридыхательная атакаМягкая атака2. Тембр голосаТусклый, сиплый, резкий, глухойЧистый, светлый, легкий, слабыйЗвонкий, серебристый3. ДиапазонВ пределах квинтыВ пределах септимы, октавы«Си» малой октавы – «До#» второй октавы4. ДикцияНечеткая. Согласные смягчены. Искажение гласных. Пропуск согласных. Согласные твердые активныеГласные округляются5. ДыханиеКлючичное, судорожное, поверхностное. Фонационный выдох 5-8 сек.Вдох перегруженный, выдох ускоренный. Фонационный выдох 9-12 сек. Выдох помнит о вдохе, то есть сохраняет дыхательную установку. Фонационный выдох 12-15 сек.6. Строй (чистота интонации)«Гудошник»Относительно чистое интонированиеЧистое интонирование7.Ансамбльа) ритмическийб) динамический«Свой метроритм», запаздывает или торопится, не точен в ритме, не умеет слушать рядом с собой поющих«Своя одинаковая динамика» - громкая или тихая Не сразу входит в аготические изменения темпа, может кратковременно, неточно передавать ритмический рисунокПытается петь с динамическим разнообразием, но не всегда удаетсяОдновременно со всеми начинает и заканчивает как произведение в целом, так и отдельные его части, постоянно ощущает метрическую долю, четко и точно передает ритм, удерживает необходимый темпТочно соблюдает динамический план музыкального произведенияИспользуя данные, приведенные в таблицах, мы имеем показатели на начало и конец учебного года, что дает возможность отследить динамику развития каждого обучающегося в течение года. Далее приведем пример диагностики по определению типа певческого голоса с учетом использования регистрового звучания и его диапазона.Среди типов певческого голоса выделяются четыре группы: с чистым грудным звучанием; использующий микст, близкий к грудному; микст, близкий к фальцетному типу; чистый фальцет.Диагностирование типа певческого голоса происходит индивидуально. Сначала предлагаем обучающемуся спеть песню, которая ему нравится, поговорить с ним на интересующую тему. Как правило, ребенок поет и говорит в естественной для него тесситуре. Тембр голоса ребенка – самое ценное качество певческого голоса и главный показатель его типа. Во время исполнения песни слышен тот участок диапазона, где голос звучит лучше всего, наиболее естественно и красиво. Эта область звуков, находящаяся в середине диапазона, называется примерным диапазоном. Для определения общего диапазона предлагаем обучающемуся пропеть звуки от примарных тонов по полутонам вниз до момента, когда голос не звучит, а интонация повышается; а затем – также вверх, очень осторожно до момента, когда голос тоже перестает звучать, а интонация понижается. Диапазон от крайнего нижнего до крайнего верхнего звука – это общий звуковой диапазон.Данная диагностика необходима для использования наиболее приемлемой тональности в песнях, попевках, упражнениях, в которой детский голос будет чувствовать себя спокойно, комфортно, без напряжения, и интонация ребенка будет более точной.Для диагностики фонационного выдоха применяется следующее задание:Ребятам предлагается встать прямо, сделать глубокий вдох, затем выдох. Упражнение выполнить 2-3 раза, затем на выдохе мычать закрытым ртом до тех пор, пока звук не закончится, по окончании выдоха ребенок должен поднять руку. Выполняя это задание, педагогу важно следить, чтобы ребенок спокойно делал вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягая мышц лица.Для детей младшего школьного возраста определяется три уровня фонационноговыдоха:Высший: от 12 до 15 секундСредний: от 9 до 12 секундНизкий: от 5 до 8 секундДанная диагностика необходима для развития фонационного выдоха, так как он является одной из основных составляющих при пении. При низком уровне фонационного выдоха предлагается применять усиленные дыхательные тренировки, при среднем – дополнительные дыхательные упражнения, при высоком уровне советуем использовать обычный режим.Формы мониторинга, в которых активно участвуют дети, позволяют решать диагностические, мотивационные, развивающие, социальные задачи. Автор выработал одну из таких методик - это тест на определение ведущей потребности «Кто я на сцене?». Детям предлагалось ответить на вопрос: «Какую роль ты предпочитаешь играть в спектакле?» и предоставлялось на выбор три ответа: «актер», «актер с вокальной партией», «актер массовки». Это диагностическое задание дается обучающимся в начале и в конце учебного года, а анализ предпочтений и объяснений позволяет отслеживать изменения в мотивационной сфере детей. Результаты качественного и количественного анализа приведены в диаграммах и таблице, приведенной ниже.Таблица результатов теста на ведущую потребность«Кто я на сцене?»Ведущая потребностьПервый год обученияоктябрь - майВторой год обученияоктябрь - майТретий и последующие годы майАктер58% - 50%48% - 46%40%Актер – вокалист30% - 49%49% - 51%60%Актер массовки12% - 1%3% - 3%-Благодаря этому исследованию выявлена тенденция постепенного увеличения заинтересованности обучающихся в исполнении ведущих ролей с вокальными партиями. Этому явлению, на наш взгляд, способствуют: правильный подбор учебного материала, создание условий для успешности в освоении учебного материала и мотивация детей на участие в показе спектаклей и в концертных выступлениях.3. Мониторинг образовательных результатов обучающихся начальных классов, посещающих занятия в Детском музыкальном театре «Жар-птица»Во время работы над интегрированной программой «В гостях у сказки» автор задумался о создании и внедрении комплексного мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся на основе театрального развития и применения на уроках в школе элементов драматизации. Он рассматривается как система методов выявления соответствия результатов поставленным задачам.Одной из важнейших задач в деятельности педагога является выстраивание такой мониторинговой системы, которая бы реально позволила управлять качеством образования. Объектом мониторинга выступает творческое развитие обучающихся, предметом мониторинга – образовательные результаты обучающихся. Субъектами мониторинга являются дети в возрасте от 7 до 10 лет.Педагогам начальных классов предлагается несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволит отслеживать эффективность образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Таковыми направлениями могут являться:1. На уроках «Литературное чтение»:сформированность интереса к драматизации (наблюдение, анкетирование и др.);развитость речевых навыков (наблюдение, проверка техники чтения и др.);стремление к сочинительству (творческие задания, участие в конкурсах и концертах).На уроках «Технология»:овладение основами (приемами, методами) проектной деятельности;развитость творческой инициативы и самостоятельности (творческие задания, участие в конкурсах).На уроках «Изобразительное искусство»:креативность в выполнении заданий;развитость фантазии.(наблюдение, творческие задания, участие в конкурсах)Общими направлениями являются:состояние детского коллектива (анкетирование, дневники наблюдений);творческие достижения коллектива (портфолио).Хотелось бы поделиться опытом организации мониторинга сформированности интереса к драматизации на уроках «Литературное чтение», как одного из результатов образовательной деятельности.На уроках «Литературное чтение» педагогами используется таблица «Будем разбираться», которая помогает более четко определить функции каждого из главных действующих лиц и сделать сюжет сказки более четким и понятным. Перед вами таблица «Будем разбираться» применительно к русской народной сказке «Гуси-лебеди».Таблица«Будем разбираться»применительно к русской народной сказке«Гуси-лебеди»Кто?Чего хочет?Что мешает?Герой – УльянкаНайти и вернуть братца ИванкуНе знает, где он. Баба Яга хочет оставить его у себяАнтагонист –Баба Яга, гуси-лебедиОставить братца у себяЛюбовь Ульянки к своему братцу Иванке. Ульянке помогают Печка, Речка и ЯблонькаСоратники – Печка, Речка, ЯблонькаПомочь УльянкеНежелание Ульянки отведать пирожка, молочка, киселька, яблочкаОбъект – ИванкаВернуться домойБаба Яга хочет оставить его у себяВ мониторинг образовательных результатов обучающихся начальных классов, посещающих занятия в детском музыкальном театре «Жар-птица», также входит диагностика отслеживания техники, выразительности и эмоциональности чтения. Педагог разделяет класс на детей, посещающих театр, и детей, которые театр не посещают. Определив состояние техники, выразительности и эмоциональности чтения на начало учебного года, педагог вычерчивает график, где по горизонтали отмечаются даты проведения наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту, и разноцветными кружками – выразительность и эмоциональность. (Например: красный – чтение выразительное, эмоциональное, синий – требует работы над выразительностью и эмоциональностью). В конце года сравниваются результаты проведенных исследований. Как правило, дети, посещающие занятия в театре, значительно опережают своих одноклассников по всем параметрам.Мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей занятиями в детском музыкальном театре «Жар-птица» Анкетирование. В своей работе с целью выявления мотивов посещения детьми занятий в музыкальном театре, изучения психологического климата в коллективе и т.д. мы используем анкетирование обучающихся. В анкетах детям предлагаются вопросы: «Что нравится или не нравится на занятиях?», «Бывает ли тебе на занятиях интересно или скучно и почему?» и т.д. Такая форма помогает ребенку самостоятельно осознавать цели посещения театра, его отношение к выбранному виду занятий, а педагогу диагностировать психологический климат в коллективе. Анкетирование проводится два раза в год, что позволяет проследить динамику развития заинтересованности обучающегося в занятиях данного вида искусства. Мы считаем, что результаты педагогической деятельности в значительной мере зависят от родительского участия в педагогическом процессе. Нам важно выявлять, насколько педагогические цели и прогнозируемые результаты совпадают с ожиданиями родителей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них интереса к занятиям ребенка, мы используем анкетирование, благодаря которому получаем данные о том, как семья способствует музыкальному развитию детей.Для оценки психологической атмосферы в коллективе мы использовали методику А.Ф. Фидлера. После обработки полученных данных создали средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в коллективе, как позитивную и творческую. С целью вовлечения обучающихся в процесс мониторинга, им самим было предложено провести опрос «Каких героев артистам детского музыкального театра «Жар-птица» больше нравится играть – положительных или отрицательных?». Итогом этого опроса стала презентация «Все герои хороши – выбирай на вкус!», выполненная одной из участниц театра. Предложенные направления мониторинга не являются обязательными. Они могут изменяться в зависимости от проблем, возникающих в работе с детским коллективом и целей, которые ставит перед собой педагог. Что касается форм, методов и средств, используемых для мониторинговых исследований, то они могут и должны совершенствоваться и дополняться в каждом конкретном случае.Список литературы1. Андреева Л.В. Формирование эстетического вкуса в процессе слушания музыки. / Л.В. Андреева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №1.2. Балдина Е.А. Мониторинг образовательных результатов в детском объединении «Оркестр русских народных инструментов»./ Методическая разработка. - Ярославль, 2004.3. Бекина С.И., Орлова Т.М. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - М.: Просвещение, 1987.4. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя./ Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981.5. Дорофеева И.А. Развитие индивидуальности учащегося в сфере музыкального образования./ И.А. Дорофеева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №6.6. Жданова Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в музыкально-хоровой школе «Радость»./ Т.А. Жданова // Дополнительное образование. - 2004. - №8.7. Золотарева А.В. Мониторинг результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей./ А.В.Золотарева // Школьные технологии. – 2006.- №6.8. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005. 9. Ильина Т.В. О некоторых подходах к определению педагогического результата в учреждениях дополнительного образования./ Т.В. Ильина // Внешкольник. – 1996. - №2.10.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): в 2-х частях. – 2-е изд. – Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.11. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов в образовательной деятельности детей./ Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова // Дополнительное образование. – 2004. - №12.12. Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников./ Э.П. Костина // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №3.13. Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности./ А.Н. Майоров. - //Школьные технологии. – 2000. - № 1. 14. Метлов Н.А. Музыка – детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада./ Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985.15. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). Издание второе, Ярославль. 2004.16. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (опыт Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества»). – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2005. (Приложение №2 к журналу «Внешкольник-Я») 17. Поджарая А.В. Психолог-музыкант – педагогу-музыканту./ А.В. Поджарая // Дополнительное образование. - 2004. - №1.18. Проблемы результативности педагогической деятельности. / Под ред. Е.И. Казаковой, Е.В. Титовой, А.П. Тряпициной. – Санкт-Петербург. – 2002.19. Румянцева Н.В. Влияние театра как социальной среды на развитие личности ребенка. / Н.В. Румянцева // Внешкольник – Я. - 2004. - №1.20. Саликова Е.А. Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста. / Е.А. Саликова // Сборник авторских программ «Центра детей и юношества», часть 1, Ярославль. – 2007.21. Ситкина И.Г. Из опыта психологического сопровождения детского театрального коллектива. / И.Г. Ситкина // Внешкольник – Я. – 2004. - №1.22. Цветкова Т.А., Хухарева Л.В. К вопросу об организации мониторинга образовательных результатов в УДО детей./ Т.А. Цветкова, Л.В. Хухарева // Внешкольник – Я.- 2004. - №2.23. Ямилева С.Т. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности./ С.Т. Ямилева // Дополнительное образование. - 2004. - №6.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X