Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Юсупова Евгения Викторовна

Моя родина мой Татарстан

скачать документ

Вернуться назад

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с детьми с ОНР III уровня.Тема «Моя родина мой Татарстан».Учитель – логопед Юсупова Евгения ВикторовнаМАДОУ «Центр Развития Ребенка – Детский сад №25» Приволжского района г.Казани E-mail автора: magnolia707@mail.ruЦель: 1. Закрепить и систематизировать полученные раннее знания представления о родной стране, об обычаях и традициях татарского народа. Формировать интерес к своей Родине.2.Развивать познавательно-речевую активность детей через использования современных методик сочетающих коммуникативную, познавательную, продуктивную и игровую деятельность.3. Систематизировать представления детей о том, что у каждого человека есть большая и малая Родина.4. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).5. Расширять знания детей о своем поселке, о его достопримечательностях.6.Актуализация словаря по изучаемой теме, сложного посемантике.7.Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.Задачи: Коррекционно-образовательные:Закрепить и систематизировать знания и представления о родной стране. Совершенствование связной речи.Расширять представления о характерах и поступках жителей русских, татарских, чувашских, марийских народов.Развивать познавательный интерес к исторической архитектуре.Коррекционно-развивающие:Формирование у детей навыков разговорной речи. Образование форм имен существительных множественного числа Родительного падежа.Работа над грамматическим строем речи. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка:-учить правильно употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе;-введение в спонтанную речь детей антонимов, существительных множественного числа в Родительном падеже;-согласование прилагательных с существительными в роде, числе.III. Коррекционно-воспитательные:Воспитывать любовь к Родине, дружеские отношения между людьми, желание радовать других.Формировать доброжелательное и уважительное отношение к старшим, к гостям.Воспитывать усидчивость, умение проявлять выдержку.Предварительная работа:Рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана. (с логопедом, муз.руководителем, воспитателями).Виды детской деятельности: Игровая, продуктивная.Форма организации: Фронтальная.Форма реализации: Создание игровой мотивации сюрпризный момент, деятельность детей, поисковые и проблемные вопросы к детям, пояснение, подведение к выводу.Оборудование: Интерактивная доска, карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, природы; портрет царицы Суюмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с гимном Республики Татарстан.I. Ход занятия.1. Организационный этап.Логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы с вами поговорим о Родине. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Для россиян, а мы с вами россияне, - это Россия. Но у каждого из нас есть ещё и Малая Родина, то есть место, уголок, где он родился и вырос. Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша Малая Родина - это Республика Татарстан, город Казань.Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (на Интерактивной доске смена слайдов). На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?Ответы детей.Логопед: Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?Ответы детей.Логопед: Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике?Ответы детей. (Казанка, Кама).Логопед: Правильно. Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике, и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?Ответы детей.Логопед: Правильно, это Казань. А какие города нашей республики вы ещё знаете?Ответы детей. (Арск, Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск, Набережные Челны). II.Основной этап.Введение в тему:Логопед: Мы с вами живем в Казани. Казань - столица Республики Татарстан (на Интерактивной доске смена слайдов). Давайте вспомним стих о Казани.Ребенок рассказывает стихотворение:Занялась, зарделась неба грань,Брызнули лучи по небосклону.Здравствуй, город - славная Казань!Кланяюсь тебе земным поклоном. Логопед: Наш город очень большой и красивый, сейчас в нем проживает более 1 миллиона жителей. И, чтобы доехать до другого конца города, нам с вами надо ехать на машине около двух часов. Однако таким большим наш город был не всегда. Представьте, что много лет назад и даже много веков назад, когда еще не было ваших мам, бабушек и прабабушек, наш город был совсем маленьким, крошечным. Его можно было обойти вокруг всего за 15 минут. И жителей в нем тоже проживало мало. Эти жители называли себя волжские булгары. Это они построили маленькую крепость «Казань» на высоком холме в устье двух рек Казанки и Волги. Позднее стены этой деревянной крепости были заменены на каменные. Сами жители входили в город через проездные ворота. Каждое утро около этих башен опускался подъемный мост через канаву с водой и по нему путники и торговцы из других стран, родственники жителей заходили в город. Сегодня в крепости уже не живут люди как раньше, нет рынков и бань, конного двора и домов богатых горожан. В наше время древняя крепость «Казанский Кремль» - это памятник архитектуры, памятник прошлого. Стены этой крепости сегодня охраняет государством. (на Интерактивной доске смена слайдов).Логопед: Много легенд связано с названием нашего города. Вспомните как переводится Казан по-татарски.Ответы детей.Логопед: Правильно, Казан - по-татарски котел: посуда для приготовления пищи. Как гласит легенда, вечером усталые воины остановились на ночлег, стали готовить пищу. Один из воинов взял казан, пошел за водой, уронил его в реку и стал кричать: "Ай, казан, казан!:" отсюда и пошло - то место стали называть Казан, Казань. (на Интерактивной доске смена слайдов).Логопед: А другая легенда связана с названием нашей речки Казанки.«В городе Казани была речка. На ее берегах жила стая гусей. Люди очень любили наблюдать за этими птицами, а на татарском языке гусей называют «каз». Улетая, осенью они оставляли лишь перья в память о себе. Птицы плавали на речке. Так и стали называть люди эту речку в память о гусях Казанкой».Логопед: В Казани, как и во всем Татарстане, проживает много людей разных национальностей: татары, русские, марийцы, чуваши.В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (на Интерактивной доске показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин. Логопед: Ребята, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан). Логопед: На какие части разделен Государственный флаг Татарстана? Ответы детей.Логопед: Молодцы. Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.Логопед: Каждый цвет имеет свое значение. Давайте вспомним. Ответы детей.Логопед: Правильно. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира. Логопед: На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.Логопед: А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот».Громко – ...тихоНизко – ….высокоДалеко – …близкоПлохо – …хорошоСтарый – …молодойЗлой – …добрыйБезобразный – …красивыйЧужбина – …родинаНенавидеть - …любитьВойна - …мирФизкультминутка. Логопед: Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).В лесах растут высокие деревья (руки вверх).В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки). На интерактивной доске меняются картины.Логопед: Молодцы. Сели на свои места.Игра «Тарелочка-сюрприз».Логопед: Это не обычные тарелочки, а с сюрпризом.Вот тарелочка с рисом,На него подую я.Интересно стало мнеПосмотреть, что там на дне.Всем об этом расскажуИ картинку покажу.(Дети по очереди дуют на тарелку с рисом и находят картинку Казанского кремля).Логопед: Молодцы, справились с заданием. Нашу республику посещают очень много туристов. Всех туристов восхищают красивые белокаменные башни и мощные высокие-высокие стены Кремля (на интерактивной доске иллюстрация Казанского Кремля).Логопед: Давайте вспомним, какие архитектурные памятники находятся на территории Казанского Кремля? (Дети вместе с логопедом составляют на интерактивной доске карту - схему Казанского Кремля).Логопед: При входе в Кремль нас встречает Спасская башня. В чем особенность этой башни? Ответы детей.Логопед: Правильно, на ней расположены часы.Логопед: Так выглядит Спасская башня Кремля (показ иллюстрации-слайда на интерактивной доске). Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашего города.Логопед: Какая еще башня расположена на территории Кремля?Ответы детей.Логопед: Молодцы. Башня Сююмбике. (Логопед демонстрирует портрет царицы Сююмбике, иллюстрацию башни Сююмбике на интерактивной доске).Логопед: Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют - башня Сююмбике.Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике - символ города Казани. Логопед: Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля? Ответы детей.Логопед: Все верно это Мечеть Кул - Шариф, Благовещенский собор. Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад. Это очень красивое белокаменное строение (воспитатель показывает иллюстрации).Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля (показ иллюстрации-слайда на интерактивной доске).Логопед: Давайте каждый проговорит Чистоговорку: «От топота копыт  Пыль по полю летит»Дети стараются проговорить.Логопед: А теперь давайте послушаем пословицы. Ребенок проговаривает пословицы.Пословицы:Кто за Родину горой – тот истинный герой.Кто Родине изменяет – того народ презирает.Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.Если дружба велика – будет Родина крепка.Человек без Родины, что соловей без песни.Своя земля и в горсти мила.На чужой земле и весна не красна.На чужой сторонушке рад родной воронушке. III.Итог занятия.Логопед: Ребята, сегодня мы говорили о нашей Родине. Скажите, в какой республике мы живем?Ответы детей.Логопед: Правильно. Назовите столицу Республики Татарстан?Ответы детей.Логопед: Правильно. На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?Ответы детей.Логопед: Правильно. Что изображено на гербе республики?Ответы детей.Логопед: Правильно. Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?Ответы детей.Логопед: Правильно. Любите ли вы свой город?Ответы детей.Логопед: Молодцы, теперь вы знаете, в какой республике мы живем, знаете символику родного края. Наше занятие я хочу закончить строками из стихотворения татарского поэта Сибгата Хакимова.Спросите нас: - Откуда вы?Мы с Волги, из Казани.Поит нас волжская вода,Мы хлеб растим, пасем стада,Качаем нефть, грузим суда,В свободном Татарстане.Литература:1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Издательский дом "Воспитание дошкольника", М. 2004.2. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. "Аркти", М. 2002.3.Стили и формы татарской архитектуры Казани второй половины XVIII- начала XX века // Нияз Халит.–Казань: татар. кн. изд-во, 2014. -391с.4. Старая Казань и её окрестности // А.И.Дубин.–Казань: Заман– татар. кн. изд-во, 2011. - 208с.5.Сказания, песни, пословицы, игры народов России 2018г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X