Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Есенкова Ирина Юрьевна

Многофункциональные игры психолога

скачать документ

Вернуться назад

Многофункциональные игры для детей с нормативным развитием и с ОВЗ в работе педагога-психолога Есенкова Ирина Юрьевна (педагог-психолог)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Васильевский детский сад комбинированного вида «Василёк»» (МДОУ «Василёк») Городской округ Серпухов Московской области По ФГОС ДО все участники образовательного процесса должны соблюдать интересы ребёнка. Пункт1.5: Каждый ребенок независимо от того, есть ли у него статус ОВЗ или инвалидность имеет право на получение качественного дошкольного образования.[ФГОС ДО, 1.5.]В соответствии с ФГОС ДО игра является основным видом деятельности дошкольников, т.о. воспитание, развитие и обучение осуществляется посредством, именно, игры. Подвижные игры входят в большую группу «игр с правилами».Это игры на развитие разных движений (бега, прыжков, метания, лазанья, ходьбы), разной двигательной активности (большой подвижности, средней, умеренной, малой подвижности). Это игры с предметами и без предметов (с лентами, обручами, флажками, султанчиками), со словами и без слов.Игры с мячом являются играми с правилами. Каким же был мяч прошлого? Этот бессмертный колобок прикатился к нам из глубины веков. Это одна из самых древних и любимых игрушек мира. Раньше изготавливали и шили из подручных материалов.В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и… уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, по мнению греков, обладал его волшебной силой. Исчезло ли это уважение со временем? С абсолютной уверенностью можно сказать, что «нет». Поэтому мяч и игры с ним имеют большое значение в развитии ребёнка в целом, а в работе психолога просто необходим.Мяч многофункционален и к тому же недорог и безопасен.Игра в мячвысоко адаптируется под разные возможности (интеллектуальные и моторные). Могут играть не только дети в норме, но и дети с проблемами в развитии. Здесь речь идёт о высокой гибкости игр с мячом, о высокой адаптации таких игр к моторике и интеллектуальным функциям.Высоко вариабельна: сложность правил, продолжительность, в одиночку и парами, группами и подгруппами. От простых правил к более сложным. Многообразие форм: в одиночку, парами, подгруппами. В зависимости от того какую цель преследует специалист или педагог будет зависеть и форма игры с мячом.Развивает различные функции и навыки, то есть охватывает их широчайший спектр.Мяч позволяет развивать психические функции и речь. Что можно делать с мячом? Мяч – это одно из важнейших средств, чтобы удерживать и инициировать контакт.Можно: подкатывать, бросать, передавать, гладить, метать, катать, пинать, ударять, сжимать, играть, забивать.Нельзя : бросать в лицо, протыкать, портить, пачкать, отбирать у других, играть у дороги и у зданий с окнами, класть на стол, нарушать правила игры.(воспитательный момент-не играть у дороги, не вырывать из рук, не портить) В чём польза игры с мячом? Она:развивает мышечную силуактивизирует работу сердца и легкихулучшает обмен веществразвиваются глазомер, координацию, смекалкучерез игру накапливается информацияразвивается интеллект В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной. Когда в игре ребенок манипулирует мячом, нервные импульсы от рук попадают в кору и стабилизируют её.Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Чем больше разных движений он выполняет, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг. Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка. Использование мяча на занятиях для детей с ОВЗСнимает напряжение и страхиСпособствует социальным взаимодействиямУлучшает настроениеПовышает активностьМобилизует все психические процессыФормирует межполушарное взаимодействиеСтабилизирует верхние и нижние конечностиПодготавливает плечевой пояс к школьным нагрузкамРазвивает силу и гибкость лучезапястного сустава – будущее письмоДети с ОВЗ нуждаются в особом подходе. Им трудно учиться. Любая попытка усадить таких детей вызывает у нервной системы нежелание заниматься: «Я не хочу, потому что я не могу. Я не хочу, потому что у меня нет сил на это. Я не хочу, потому что я не знаю как это делается». Поэтому как раз непроизвольность игр с мячом позволяет нам отрабатывать сложные координации слухо-рече-двигательные и слухо-рече-зрительные. Но не следует забывать о том, что для детей с ОВЗ подбираются игры с умеренной нагрузкой. Игры с мячом в коррекционной работе используются не только для отработки каких - то задач, но и чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом.Мяч в психологической работеПоложительные эмоцииРелаксацияПоддержание контактаОбучение коммуникацииСимволизацияИгры с мячом решают психологические, речевые и социальные задачи.Групповые и подгрупповые занятий с мячом одинаково эффективны для детей с нормативным развитием и с ОВЗ.Игры с психологом1.Игра- перекличка «Фрукты»Цель: развитие крупной моторики, памяти, закрепление понятийОписание: дети передают по кругу мяч в руки со словами: « Я Дима. Мой любимый фрукт- яблоко». Фрукт всегда новый.Психологический мяч” из копилки психодрамы, которая полезна при ухудшении психологического климата в группе, позволяет снять эмоциональную блокаду в неэмоциональной группе. Ценность этого упражнения мы видим в том, что данное психологическое упражнение-игра может проводиться БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ, никак не теряя своей новизны и актуальности.2.Игра «Закончи предложения» Цель: снятие тревожностиОписание: педагог бросает ребенку мяч со словами: «Я умею…». (Я могу, я хочу научиться) А он должен броситьего обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум.3.Игра:«Я бросаю тебе».Цели: улучшение настроения, переключение внимания.Описание: дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. Когда ребенок кидает мяч, он называет по имени того игрока, кому его адресует, и добавляет: «Я бросаю тебе цветок» (конфету, слона). Ребенок, который поймал мяч, отвечает на подарок, например: «Я очень люблю цветы, спасибо». (Это моя любимая конфета, спасибо), (Я еще никогда не катался на слонах, спасибо). Далее второй игрок бросает мяч. Использование таких многофункциональных игр с мячом в группе детей с нормативным развитием и с ОВЗ даёт положительные результаты и решают психологические, речевые и социальные задачи.Использованная литература:1. ФГОС ДО [1.5.; 2.6.;2.7.;3.2.5.;4.6.]2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Айрис-пресс, 2004.3.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е издание.-М.: Просвещение, Владос 1995.4. https://www.live-and-learn.ru

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X