Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Распопова Юлия Юрьевна

Деятельность концертмейстера-пианиста в классе хореографии ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

"Деятельность концертмейстера - пианиста в классе хореографии ДШИ"Распопова Юлия ЮрьевнаМуниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"Ренессанс" (МАУ Д "ДШИ "Ренессанс") г.Верхняя Салда.Преподаватель, концертмейстерДеятельность концертмейстера - пианиста в классе хореографии ДШИ.Работа концертмейстера в школе искусств заключает в себе деятельность творческую и педагогическую. Никакая фонограмма не способна заменить живые музыки на уроке хореографии. Это обусловлено тем, что музыкальное сопровождение напрямую связано с движениями тела и должно помогать постепенному развитию навыков правильной постановки рук, ног и исполнению определенных последовательностей движений под счет. Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела.  Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее.Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографии. Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Выразительное исполнение концертмейстером музыкальных фрагментов способно пробудить желание учащихся не выполнять движения формально, а выражать их художественно – то есть танцевать. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Задачей концертмейстера является  развитие «музыкальности» танцевальных движений, поэтому концертмейстер хореографического класса подбирает  репертуар музыкальных произведений для занятий, постоянно расширяя музыкальный багаж и знания о природе танца, его характерных особенностей. Для лучшего восприятия воспитанниками необходимых  знаний, умений, навыков хореограф вместе с концертмейстером  используют разнообразные методы и приемы: - наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом); - словесный (педагог помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности); - практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: Во-первых, необходимо овладеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского.Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Нужно четко представлять себе структуру упражнения, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого нужно знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения.Приступив к работе  в хореографическом классе, дипломированный концертмейстер в первые дни  чувствует себя "неумехой", так как большая часть знаний и навыков, полученных в музыкальной школе, училище и даже в высшем учебном заведении, оказываются невостребованными. Требуется владение импровизацией и  знание специфики классического танца, которых  нет в программе академического музыкального образования. Постижение профессии концертмейстера начинается с нуля. Вот некоторые советы начинающим концертмейстерам:Непременная работа с одним хореографом.В импровизационной системе музыкального оформления урока желательно использование  песенных и танцевальных тем народной музыки, а так же  мелодического материала классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных и т.п.Для удобства работы отксерокопированные нотные листы вставляйте в разъемные скоросшиватели-папки. Таким образом накапливается «золотой фонд» концертмейстера.Основная задача – не мешать, не тормозить учебный процесс, а создавать благоприятные условия для обучения. Поверх музыкального сопровождения хореограф – педагог корректирует работу исполнителей, исправляет ошибки, и напоминает порядок комбинаций.Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.Важной составляющей успешной работы концертмейстера в хореографии является наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля.В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.Концертмейстер — это призвание, и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Таким образом, концертмейстер имеет значимое влияние на творческое и эмоциональное развитие детей и приобщении их к миру искусства.Список литературы1.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2001.2. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.3. Урываева С. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ // О мастерстве ансамблиста. Сборник научных трудов /Отв. ред. Т. Воронина. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X