Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Раздорская Ирина Викторовна

«Применение специальных технологий и методов в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями для повышения эффективности коррекционной работы»

скачать документ

Вернуться назад
«Применение специальных технологий и методов в обучении и воспитании детей
с интеллектуальными нарушениями для повышения эффективности коррекционной работы»
Раздорская Ирина Викторовна,
учитель трудового обучения
ГБОУ Республики Марий Эл «Школа №2 г. Йошкар- Олы»

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, и качества обучения, способы повышения мотивации обучающихся к учебной деятельности.
Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Процесс обучения и воспитания в специальной школе носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психофизическом развитии ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Процесс обучения и воспитания, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, влияющие на исправление недостатков и способствующие интеллектуальному и физическому развитию и становлению личности, называют коррекционно направленным.
Коррекция дефектов у обучающихся с особыми образовательными возможностями осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы.
Дети с проблемами в развитии с трудом овладевают учебной деятельностью вследствие ряда причин:
– качественного своеобразия структуры дефекта, его количественных проявлений;
– сложной иерархии нарушений, наличия дополнительных недостатков познавательной деятельности, что ограничивает возможность приема, переработки, хранения, и использования информации;
– недоразвития речи;
– трудностей социальной адаптации;
– особенностей воздействия макросоциальной среды.
Педагогический процесс должен строиться как с учетом имеющихся недостатков, так и с учетом потенциальных возможностей детей с особыми образовательными возможностями.
Специфика методов обучения в образовательной организации для обучающихся с ОВЗ заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную
развернутость и расчленённость материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребёнка.
Применение специальных технологий и методов в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями значительно повышает эффективность коррекционной работы.
Учитывая недостатки развития познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы в системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения.
Возможности их использования достаточно подробно с позиций коррекционной дидактики раскрыли А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко и др. А.Н. Граборов назвал это сочетание «живым словом учителя».
Чтобы методы работали надёжно и эффективно, необходимо их правильно выбрать и применить. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие обучающихся с ОВЗ, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности ребенка с проблемами в развитии.
Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру. Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.
По способу передачи информации выделяют три группы методов:
Словесный, наглядный и практический.
Словесные методы: 
Рассказ (монолог педагога, содержащий учебную информацию).
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. Для максимальной его доступности рекомендуется применять прием образности в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания действия и развязки. В сюжете рассказа должны быть несложные рассуждения. В ходе рассказа обязательно применение наглядности. В рассказе иногда можно использовать диалог.
По длительности рассказ в 1-4 классах не должен превышать 10 минут, в 5-9 классах- 20 минут.
Объяснение это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала, с опорой на выявление закономерностей.
Объяснение в младших классах краткое, не более 5 мину, в средних и старших классах продолжительность объяснений составляет до 10 минут. При объяснении необходимо акцентировать внимание на главных моментах содержания материала, применять интонацию, делать ударение на главном, существенном в объяснении. Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов- задач, рассуждений, направленных на поиск ответов. Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.
Беседа- это вопросно - ответный способ изучения учебного материала.
В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку. Она побуждает обучающихся к активной мыслительной деятельности. Беседа является мощным средством коррекции умственного развития обучающихся с ОВЗ. В беседе с учениками учитель исправляет неточности их речи, аграмматизмы, наращивает их словарный запас, требует от детей полных, выразительных ответов.
Благодаря беседе можно выявить проблемы в знаниях обучающихся, недостатки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от
характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткими, понятными и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ученика и быть логически взаимосвязаны, каждый следующий вопрос должен вытекать из ответа на предыдущий. Темп беседы необходимо выбрать в зависимости от возрастных и психо- физических особенностей обучающихся.
Дети с особыми образовательными возможностями испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
Наглядные методы.
Показ – это предъявление образа действия, разных способов работы. Условие показа: обеспечить детям возможность видеть все, что им показывают. Для это го нужно указать детям на что именно им нужно смотреть.
Иллюстрация- это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения
(показ исторических событий, картин смены времен года). После показа объект убирается.
Демонстрация - это предъявление, показ предмета, явления или действия.
Существуют наглядные средства для демонстрации:
– средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
– средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
– условно-символические средства (формулы, символы, схемы).
Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.
Практические методы:
– упражнения (устные и письменные);
– продуктивная деятельность;
– опытно-экспериментальная деятельность.
– элементы программированного обучения.
Наглядные и практические методы широко используются в практике специального образования. Отклонения в умственном развитии не дают возможности полноценного осмысления и усвоения учебной информации. Предпочтение поэтому отдается методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции систем организма.
Характерными для детей с особыми образовательными возможностями являются замедленность восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей, трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное различение объектов по форме и контуру. Поэтому при реализации наглядных методов обучения, педагог не только демонстрирует объект, о котором идет речь, но должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей способам и приемам обследования, побуждать детей обобщать и закреплять свой практический опыт в слове.
Разновидностью практического метода обучения является использование дидактических игр и коррекционных упражнений. Они же выступают как метод стимуляции и активизации познавательной деятельности детей. Использование игры в качестве способа обучения детей с ограниченными возможностями имеет большое своеобразие.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы дидактических игр:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические.
Недостаток жизненного и практического опыта, недостаточность психических функций, значимых для развития воображения, фантазии, речевого оформления игры, интеллектуальные нарушения вызывают необходимость обучения таких детей игре, а затем постепенного включения игры как метода обучения в коррекционно-образовательный процесс.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования.
Как и методы обучения, методы воспитания детей с особыми образовательными возможностями имеют специфику в применении.
Коррекционные методы воспитания подразделяются на:
Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.
Метод приучения и упражнения используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, таких как санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Этот и другие практически-действенные методы игра, воспитывающие ситуации, применяются в сочетании с различными информационными методами.
Адекватность восприятия воспитывающей информации зависит как от сложности ее содержания, так и от уровня сенсорных возможностей ребенка. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а также эффективно использовать примеры из окружающей ребенка жизни.
Побудительно-оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец») и материальным. Причем степень материальной ценности поощрения постепенно уменьшается: лакомство, игрушка – их образные заменители (картинка с изображением лакомства, игрушки) – абстрактный заменитель (фишка или иной символ поощрения: флажок, звездочка, знак «+» и пр.) – только словесное поощрение.
Методы наказания также имеют практически действенный характер, так как словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо. Ребенок, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, ребенок, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель должны всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании ребенка и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «плохо», «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». В крайних случаях применяется естественное ограничение действий, привлечение ребенка к исправлению или устранению последствий негативного поступка. По мере развития ребенка становятся возможными и словесные формы наказания: словесное порицание, выговор.
Применение метода наказания эффективно лишь в том случае, если ребенок понимает, что совершил плохой поступок; если наказание не унижает ребенка и не причиняет ему физической боли; если наказание применяется нечасто и не вырабатывается привыкание к нему.
Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.
В подростковом и юношеском возрасте с появлением реальных результатов все большее место занимают информационные и стимулирующие методы воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности обучающихся (беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, порицание, осуждение и пр.)
В процесс обучения и воспитания, применяются специальные коррекционные педагогические прием, которые влияют на исправление свойственных обучающимся с ОВЗ недостатков и способствуют их интеллектуальному, физическому и личностному развитию.
Для достижения эффективного результата в учебно - воспитательном процессе применяются коррекционно- развивающие технологии – это система специально разработанных занятий, тренингов, игр, упражнений, направленных на нейтрализацию стрессовых состояний личности ребёнка и развитие у него адекватной самооценки, освоение им соответствующих возрасту норм коммуникативного поведения и на этой основе решение задач социальной адаптации в жизни.
В учебно- воспитательном процессе применяются следующие
коррекционно – развивающие педагогические технологии:
- Личностно- ориентированные;
-Игровые;
-Проблемного обучения;
-Уровневой дифференциации;
-Здоровьесберегающие;
-Программированные;
-Проектные;
-Модульные.
Личностно- ориентированные технологии.
Основные элементы личностно-ориентированного урока:
-предоставление возможности учащимся по ходу урока вносить изменения в
планирование работы на уроке;
- предложение заданий учащимся на выбор;
- использование на уроке заданий репродуктивного, частично-поискового,
- исследовательского, творческого характера;
- использование в уроке форм общения: диалог, монолог;
- возможность ученикам дать свои версии содержания при введении нового понятия;
- опора на субъективный опыт учеников при изучении новой темы,
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.
Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях коррекционной школы – умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.
Игровые технологии.
К данной разновидности обучающих методик относятся всевозможные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
-учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка с учетом его психофизического развития.
Чтобы увлечь ребенка педагог использует сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев в уроке обучающиеся настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой и одновременно процессом обучения.
Процесс обучения посредством игры надолго увлекает детей, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся.
Дидактические игры часто применяются на закрепление, повторение и обобщение материала, пройденного на уроках. Кроссворды, головоломки, ребусы активно применяются в процессе игры на разных её этапах.
Таким образом, дидактическая игра пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива детей интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Технологии проблемного обучения- это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Задачи проблемного обучения: повышение интереса к учебному процессу;
развитие логического и творческого мышления;
развитие умений выдвигать и обосновывать свои предположения;
находить причинно-следственные связи
Технологии уровневой дифференциации.
В данной методике различают два подхода к учебному процессу: индивидуальный и дифференцированный. В процессе выполнения задач, поставленных педагогом, у детей могут возникать некоторые затруднения.
И вот здесь важно, чтобы педагог мог уделить персональное внимание каждому ученику, помочь, подсказать, поправить. Для успешного внедрения данного вида технологий во время урока обучающихся разделяют на условные группы с учетом особенностей усвоения учебного материала.
При дифференцированном подходе применяются различные варианты заданий по степени сложности (из-за глубины дефекта в развитии детей), по объёму (с учетом уровня работоспособности), по форме выполнения (с учетом разной степени сформированности динамического стереотипа.
Здоровьесберегающие технологии.
Основная цель применения здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ - создание у воспитанников тех навыков, умений и знаний, которые позволят им жить полноценной жизнью с минимальным количеством ограничений, а также помогут привить культуру здоровья. Использование подобных обучающих методик в работе с детьми с ОВЗ в школе играет значимую роль в их полноценном и всестороннем развитии, адаптации к современному социуму.
Принципы здоровьесберегающих технологий: создание особой, доброжелательной среды, индивидуальная работа с каждым ребенком; гармоничное сочетание воспитания и оздоровления непосредственно в стенах учебного заведения; восстановление физических сил (для этого педагоги используют частую смену видов деятельности, чередование нагрузок и отдыха). Проведение физкультурных пауз является обязательным моментом на каждом уроке.
Программированные технологии.
Программированные задания - это задания, специально разработанные учителем, предъявляемые обучающимся с целью контроля за качеством усвоения материала. Суть программированных заданий заключается в том, что к заданному вопросу предлагается несколько ответов, лишь один из которых правильный. Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной и фронтальной работы. Эффективнее всего их использовать на этапах урока: закрепления и проверки знаний. Ученику дается набор нумерованных карточек, каждая из которых содержи т 1 вопрос и 3 варианта ответа. 
Более усложненным вариантом работы является программированный диктант, который предпочтительней использовать при проверке знаний по серии уроков. Вопросы с ответами последовательно зачитываются вслух. Обучающиеся должны выбрать правильный ответ, который фиксируется в письменной или устной форме. Учитель должен объяснить цель диктанта, последовательность его выполнения: сначала записывается порядковый номер диктуемого вопроса, а затем необходимый по смыслу ответ.
Одним из видов программированных заданий являются перфокарты.
Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ:
- возможность визуализации представляемого учебного материала;
- использование ЦОР сокращает время и трансляцию учебного материала, увеличивает объём продуктивных видов деятельности на уроке;
-возможность создать дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестируемые материалы;
-возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса.
Проектные технологии.
Организация проектной деятельности ориентирована на психофизические возможности обучающихся с ОВЗ. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все обучающиеся в силу своего уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы учащихся с разными уровнями развития. Задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками интеллекта.
Важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого обучающегося.
Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у детей навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания.
Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Обучающиеся с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.
Повышение эффективности коррекционной работы зависит от опыта педагога. Правильного поставленных им образовательных, коррекционных и воспитательных задач урока. Реализацией задач через сочетание методов, приёмов и педагогических технологий, которые в свою очередь способствуют коррекции психофизических недостатков обучающихся, их социальной адаптации и реабилитации.

Литература:
1. Войтенко, Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т.П. Войтенко // метод. пособие для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: АДЕЛЬ. 1997.
2. Гаврикова, Л.П. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе / Л.П. Гаврикова, О.Б. Кремер, С.Л. Подвальный. – Воронеж: «Научная книга».
3. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М.: Просвещение. 2001 г.
4. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.1996 г.
5. Турянская, О.Ф. Личностно-ориентированная технология / О.Ф. Турянская, Т.Т. Анпилогова. – М.: Альма-мастер, 2001 г.
6. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская – М. Педагогика, 1979 г.
Интернет- ресурсы:
https://educ.wikireading.ru/14420
https://infopedia.su/15x12554.html
https://www.menobr.ru/

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X