Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Наталья Зотикова, Ерофеева Елена

"Прогулка по лесу"

скачать документ

Вернуться назад

Методическая разработка «Прогулка по лесу».Разработчики: Зотикова Наталья Леонидовнавоспитатель высшей квалификационной категорииЕрофеева Елена Анатольевнавоспитатель высшей квалификационной категорииМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»(МОУ Детский сад № 274)Методическая разработка «Прогулка по лесу» природоведческого содержания адресована воспитателям ДОУ и родителям для образовательного взаимодействия с детьми 5 – 7 летнего возраста и направлена на познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие ребёнка.Цель игры: Развитие экологических представлений и воспитание бережного отношения к природному миру у детей 5-7 летДидактическая игра «Прогулка по лесу» способствует:расширению кругозора и прививает интерес к окружающему миру живой природы, развитию умения по слову восстанавливать образ, составлять экологические цепочкиформированию системы основных экологических понятий, воспитанию осознанно – правильного отношения к объектам природы;развитию внимания, наблюдательности, зрительного восприятия, коммуникативных навыков ;созданию опыта упражнения в нравственном поведении;Материал: Планшет с изображением части леса - игровое поле, по контуру - игровая «бродилка», набор карточек с изображением животного и растительного мира леса, цветные фишки, кубик, призовые жетоны в виде ромашек.Методические рекомендации:В игре принимают участие 2-6 человек.Игровой материал предполагает различные варианты игр в зависимости от поставленной дидактической задачи.С детьми среднего возраста игру проводит взрослый ведущий.Дети старшего дошкольного возраста в качестве ведущего могут выбирать сверстника. Ожидаемый результат:Сформированность элементарных представлений дошкольников о мире природы лесной зоны, осознанно - правильного отношения к природе и ко всему живому.Расширение представлений о лесе, как о многоярусном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Приобретение детьми навыков коллективной игры при соблюдении определённых правил. Обогащение словарного запаса, активной связной речи. Игра «Прогулка по лесу».Игровая задача: Дойти до финиша, правильно выполнив все задания и набрав наибольшее количество призовых фишек. Ход игры: Перед началом игры карточки разложить по цветам в стопки изображением вниз. Игра ведётся на игровом поле. Каждый игрок выбирает фишку, бросает кубик и продвигается на столько квадратов игрового поля, сколько очков выпало на кубике. Игроки кидают кубик по очереди и делают ход. Попадая на цветные кружки, выполняют задания, соответствующие условным обозначениям. При правильном ответе получают призовые жетоны в виде «ромашки». Выигрывает тот, кто на лесной прогулке соберёт больше ромашек и первым придет к финишу.Условные обозначения: Круг зелёного цвета «С какого дерева лист (плод)?»Цель: Узнать на карточке лист (плод) и сказать с какого дерева. Круг оранжевого цвета «Узнай растение леса».Цель: Упражнять в различении и назывании растений леса (кустарники, деревья, цветы, грибы)Круг фиолетового цвета «Кто в доме хозяин?»Цель:  Закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). По картинкам узнать лесные жилища (гнездо, дупло, нора, берлога, улей, муравейник и т.д. ) и назвать хозяина (птица, белка, лиса, медведь, пчела, муравей и т.д.). Круг розового цвета «Съедобный - несъедобный»Цель: Различать и правильно называть грибы. Круг голубого цвета «Экологические знаки природы»Цель: упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков, сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу. «Занимательные вопросы» ?Цель: Расширить кругозор и экологические знания детей./Взять из игры в саду!/Варианты игры: Игра «Оживи лес».Цель: Закреплять названия представителей растительного и животного мира леса. Активизировать словесное творчество, фантазию.Материал: Планшет с игровым полем, полный набор карточек.Ход игры: Данный вариант игры предлагается для индивидуальной работы с детьми или для самостоятельной детской деятельности. Предложить ребёнку оживить лес, заселив его растениями, животными, насекомыми, птицами. А затем придумать свою историю про лес и его жителей или закончить рассказ взрослого.Игра: «Этажи леса».Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.Материал: Планшет с игровым полем, набор карточек (подземный, растительный, животный мир) для выкладывания этажей леса.Ход игры:Варианты:1.Карточки с объектами леса раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одной карточке, называют объект и определяют его место (этаж) в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой  выбор. За правильный ответ — призовой жетон «ромашка». 2.Играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить все объекты по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.Игра «Экологическая цепочка».Цель: познакомить детей с понятием «пищевая цепь» и дать представление о цепи питания в лесу.Материал: Наборы из четырёх карточек по типу: лес — растение — травоядное животное — хищник.лес — береза — майский жук — еж;лес — гриб — белка — куница;лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь;лес — желуди — дикий кабан — волк; Ход игры: На первом этапе дети играют совместно с воспитателем. Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка распадётся. На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую цепочку. На третьем этапе организуются игры-соревнования.Игра «Узнай по описанию». Цель: Упражнять в умении воссоздать образ объекта природы по словесному описанию ведущего.Материал: Набор карточек.Ход игры: Ведущий берёт любую карточку, не показывая её участникам. Он даёт словесное описание изображённого на ней животного или растения: внешний вид, цвет, особенности и т.д., но не произносит название. Задача игроков – определить, о чём (о ком) идёт речь. Тот, кто первым догадается, берёт себе карточку в качестве призовой и становится новым ведущим. Материал: планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; силуэты детей, которых можно перемещать по тропинкам; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).Игра «Лесник».Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.Материал:  Планшет - игровое поле. Набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, ёж, костер, скворечник и др.Ход игры: Макет заполнен объектами природы. Знаки расположены на столе лицевой стороной вниз. Дети, по очереди, исполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.Использованная литература:1.Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа»/ Н.А.Рыжова. – М.: Карапуз – Дидактика, 2005.2.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром / Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика – синтез, 2011.3.Дрязгунова В.А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А.Дрязгунова. – М.: Просвещение, 1981-41910532765

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X