Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Горбунова Юлия Борисовна

"Гитарные приёмы игры"

скачать документ

Вернуться назад
Методическая работа «Гитарные приёмы игры».
Автор: Горбунова Юлия Борисовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Шимская детская школа искусств» (МБУДО «Шимская ДШИ»), Новгородская область, посёлок Шимск. Должность: преподаватель высшей категории.
Методическая работа «Гитарные приёмы игры».
Что такое «приём игры»? Этот вопрос у гитаристов довольно спорный и трактуемый по – разному. Давайте, разберёмся вместе.
Итак, вначале необходимо понимать, как происходит механизм звукообразования.
На гитаре звукообразование осуществляется посредством щипка пальцами правой руки. «Апояндо» - это щипок или срыв струны сверху вниз по направлению к деке с остановкой на соседней струне, а «тирандо» - это щипок или срыв струны снизу вверх от деки со свободным «зависанием» пальца в воздухе. Иначе говоря, «апояндо» - это щипок струны с опорой, а «тирандо» - это щипок струны без опоры.
Есть и специфичный механизм звукообразования. Это удар, а точнее сказать срыв всех струн одновременно. У любителей гитарного исполнительства он называется – «бой». О нём мы тоже поговорим.
Теперь хочу обратить ваше внимание к левой руке. Она выполняет функцию изменения высоты звука посредством прижатия определённого лада на грифе гитары.
Итак, исполняем ноту «ми» второй октавы (на гитаре это открытая первая струна), извлекая звук «апояндо» и «тирандо» пальцами правой руки. Получилось?
Ура! Идём дальше. Теперь извлечём звук «апояндо» и «тирандо» ноты «ля» второй октавы, для исполнения которой необходимо прижать пальцем левой руки V лад на грифе гитары. Не сложно, правда?
Но ведь музыкальные произведения написаны из сочетания множества звуков Как исполнить две, три и более звуков друг за другом? Как исполнять интервалы, аккорды? И тут, пожалуй, начинается самое интересное
В музыке два звука могут прозвучать плавно, перетекая один в другой, а могут прозвучать раздельно друг от друга. И всё это принято называть штрихами: legato (связно) и staccato (коротко). Сочетание штрихового исполнения звуков, позволяет более точно передавать содержание музыкального произведения. Лиричные пьесы и произведения песенного характера довольно естественно и приятно воспринимаются слушателями, если звуки исполнены на legato. А маршеобразные и танцевальные произведения часто украшены звуками исполняемые на staccato, что передает ощущение движения рук и ног. Так вот на гитаре исполнять звуки legato и staccato можно несколькими способами. Именно это и есть - «приём игры».
Таким образом, у гитаристов «приёмы игры» - это способы технического звукообразования. А проще говоря, исполнение звуков.
Для исполнения legato существует 3 приёма на восходящий и нисходящий порядок звуков. У staccato тоже 2 приёма игры. А ещё существуют в классическом понимании гитарные приёмы игры, как флажолеты, тремоло, глиссандо, вибрация, пиццикато, расгеадо, пульгар, тамбур, баррэ Часть этих приёмов относиться к исполнению череды звуков, а часть к исполнению интервалов и аккордов. Не стоит путать эти приёмы игры с исполнением мелизмов (форшлаги, группето, мордент, трель)! У них существует своя техника исполнения, где главное предназначение – это звуковое разнообразие акустического спектра. И это ещё не всё!!! В современном исполнительском гитарном искусстве существует ряд и других приёмов игры. Например: гольпео, слэппинг
Основоположником этих приёмов являются классические приёмы игры на гитаре. Именно поэтому, так важно старательно и терпеливо изучить, а главное освоить на практике технологию исполнения приёмов на классической гитаре.
Итак, приступим!
Легато (Legato).


Исполнение данного штриха подразумевает связное исполнение звуков. Один звук как бы плавно «перетекает» в другой. Классическое обозначение legato  это дуга. Знак ставится либо над нотами (которые надо исполнить связно), либо  под нотами.
На струнных инструментах, в связи со спецификой инструмента, штрих legato исполняется 3 приёмами игры: восходящее legato, нисходящее legato , legato на разных струнах.
Восходящее legato.


Данный штрих исполняется следующим образом: правая рука извлекает только первый звук. Остальные звуки извлекает левая рука, с силой ударяя по струне пальцем. Если звуков несколько, то всё равно правая рука извлекает только первый звук, а остальные  левая рука. Гитаристы такой приём игры называют «Hammer On» и обозначают «H».
Нисходящее legato.




Это случай, когда каждый следующий звук, попадающий под действие знака легато, ниже предыдущего. Всё получается по аналогии с восходящим легато: правая рука опять извлекает только первый звук, а остальные звуки извлекает левая рука, с силой снимая пальцы со струны. Гитаристы такой приём игры называют «Pull Off» и обозначают «P».
Legato на разных струнах.
При нисходящем порядке звуков первая нота зазвучит от удара пальцем правой руки, а вторая – от удара пальцем левой руки, попадая в нужный лад.
2. Стаккато (Staccato).




Исполнение данного штриха заключается в коротком, отрывистом исполнении звуков. Обозначается staccato точкой над головкой ноты или под головкой ноты. 
На гитаре staccato исполняют двумя приёмами, приглушая струны либо правой рукой, либо левой.
При «стаккатировании» левой рукой, струны отпускают (ослабляют нажим на струны), тем самым, прерывая их звучание. При «стаккатировании» правой рукой, струны глушат либо ладонью, либо теми пальцами, которыми извлекли звук. Например, если аккорд взят щипком, то все участвовавшие пальцы правой руки снова опускают на струны, тем самым, прерывая звучание. 


3. Флажолеты.


На гитаре тихий, очень высокий призвук, который позволяет извлечь чистый обертон без тона, можно исполнить особым приёмом игры – флажолет. Флажолеты бывают искусственные и натуральные, поэтому отличаются как самим звучанием, так и способом их извлечения.
Обычно флажолет обозначается нотами ромбовидной формы и с указанием лада римской цифрой. Либо в партитурах можно встретить сокращенное обозначение самого слова «гармоника», такое как «harm» или «arm» и сокращёнными «nat» или «art» (означающими натуральную или искусственную гармонику соответственно).
Натуральные флажолеты.
Натуральные флажолеты извлекаются в трех местах – на пятом, седьмом, и двенадцатом ладах. Именно в этих местах гитарная струна делится на равные части: четверть, трети, и половина.
Полная таблица натуральных флажолетов:

Для этого подушечка пальца левой руки слегка прикасается к струне над порожками между пятым и шестым ладом (либо седьмым и восьмым или двенадцатым и тринадцатым), а палец правой руки срывает струну. Самое интересное, что получается ровный, звенящий звук, который не пропадает после того, как палец будет отпущен от струны.
Рок - гитаристы любят включать в свои сольные партии флажолеты и используют их довольно часто, особенно с эффектом «дисторшн», потому что звук образуется громкий и визжащий.
Искусственные флажолеты.
Давайте сразу к практике! Зажмите 12 лад любой струны на классической гитаре, как при натуральном флажолете. Одним пальцем («р» или «i») приготовьтесь к взятию струны, а большой палец разместите вдоль струны. Быстро ущипните струну двумя пальцами. Сразу же снимите пальцы и слушайте «хрустальный» флажолет.
А вот на электрогитарах чаще используют «медиаторный» приём игры. Хотите попробовать? Тогда вперёд!
Зажмите любой лад любой струны, как при натуральном флажолете. Медиатор возьмите так, чтобы он выглядывал только на половину или четверть сантиметра наружу. Сыграйте ноту и мгновенно прикоснитесь боковой стороной большого пальца к струне. Это должно быть одно секундное движение. Добавьте красивое «вибрато» к звучащей ноте и наслаждайтесь!
Я предложила добавить «вибрато». Хотите знать, что это такое? Сейчас расскажу. Ведь в гитарных партиях рок – музыкантов это самый любимый, популярный и часто используемый приём игры.

4. Вибрато (Vibrato).


Само по себе «вибра
·то» – это колебание звука с преобладанием основного тона (от итал. Vibrato и лат. Vibratio). На классической гитаре его исполняют быстрым горизонтальным покачиванием прижатого к струне пальца левой руки, а возможно и кисти. Звук должен как бы дрожать.
А вот на электрогитаре вибрато исполняют 2 способами: с помощью тремоло-машинки и с помощью горизонтального или вертикального покачивания прижатых к струнам пальцев.
Возьмите на заметку! «Электрогитаристы», общаясь между собой, говорят не «вибрато», а «бенд» или « подтяжка». Бенды на гитаре бывают возвратные и безвозвратные, мгновенные и запоздалые.
Поскольку «бенд» переводиться с английского «bending», как изгиб, искривление, то сразу становится понятно о технике исполнения. Необходимо тянуть струну вверх или вниз, изменяя высоту звучащей ноты до определённой высоты и точно в нужный момент остановить это действие на основном тоне. Чем сильнее струна подтянута вверх или вниз, тем сильнее изменяется высота звука. Повышающие высоту подтяжки называют «bend-up», понижающие «bend-down».
Попробуйте! Это того стоит! А я перехожу к рассказу о следующем «эффектном» приёме – «глиссандо».
5. Глиссандо (Glissando).



На гитаре приём «глиссандо» достигается скольжением пальца левой руки по струне вдоль грифа в восходящем и нисходящем порядке. Важно знать только два основных момента.
Первый. Для длинных нот или в медленных темпах необходимо ударять первую и после скольжения вторую ноты.
Второй. В быстрых темпах или для исполнения мелких длительностей первая нота ударяется пальцем правой руки или медиатором, а вторая после скольжения зазвучит сама.
Обозначение глиссандо в нотах и табулатуре разные. Чаще всего это прямая линия от ноты до ноты. А если вы встретите волнистую линию от ноты вверх или вниз без фиксации конечной ноты, то глиссандо исполняется свободно, без нарушения дальнейшей мелодической темы.
Возможно, вы встретите запись, где глиссандо обозначено словом gliss. Но это не меняет технический порядок исполнения, как на классической гитаре, так и на электрогитаре. А мелодия приобретет красивую и романтическую окраску.
И на заметку! Наиболее эффектен этот приём на басовых струнах. А в сочетании с подтяжкой (вибрато) музыкальный материал становиться очень оригинальным и впечатляющим! Главное – не переборщить, соблюдая вкус и меру, в сочетаниях всех гитарных приёмов!
Вы, заметили, что я рассказываю вам о приёмах игры, которые относятся к одному или паре звуках? Хотите уже про аккорды? Немного терпения, уважаемые гитаристы! Поверьте, впереди ещё есть пара «приёмчиков», которые вас удивят и порадуют.
Итак, продолжаю. Приём «пиццикато», которое я не могу обойти стороной, поскольку его использование при игре даёт обратный эффект и имеет «фантастическое» продолжение
6. Пиццикато (Рizzicato).




После визжащих, дрожащих и громогласных «приёмчиков» исполнение мелодии на «пиццикато» изменяет звук не только по громкости, но и по тембру. На классической гитаре звук становится «мягким», «приглушенным», «отрывистым», «бархатным». А техника исполнения этого приёма хоть и проста, но требует тщательной «тренировки», как в прочем, и в целом игра на гитаре
Гитаристы переняли этот приём у струнно - смычковых инструментов и он очень необходим при игре «фингерстайл», в котором «переплелись» множество техник, стилей и направлений, и очень схож на «слэп» или «слэппинг». Но об этом чуть – чуть попозже
Итак, берите гитару и положите ребро ладони правой руки у подставки, «приглушая» струны. Звуки извлекайте пальцем «р». Ну, а если хотите ещё более интересный эффект, то выполняйте сильные удары по струнам в нужных ладах или защипывайте открытые струны пальцами левой руки. Дерзайте!
Да, и ещё о «пиццикато»
Если в нотах вы встретите сокращённое слово «pizz.», плюсик над нотой или кружок со штрихом, то знайте, что эти звуки необходимо исполнять на «пиццикато».



Да, и вообще, глушение струн широко применяется при игре тяжелых рифов на электрогитарах за счет глушения басовых струн тыльной стороной ладони.
Когда – то родоначальник использования «пиццикато» Франсиско Таррега и виртуоз - гитарист Андрес Сеговия и не думали, что спустя многие годы гитаристы заиграют на электрогитарах «слэпом», в основе которого будет техника исполнения «пиццикато».
Сегодня эффектное и энергичное «Bartok-pizzicato», при котором струна ударяется о гриф, используют очень многие бас – гитаристы.
Спасибо, венгерскому композитору Беле Бартоку, в честь которого и дано название, за его сочинения! Ведь благодаря ему, этот приём обогатил и джаз, и рок-н-ролл, и кантри-музыку, и классический рок великолепным звуковым «украшением».
Ну, вот как – то так, я и перешла о «слэппинге». И вы уже поняли, что техника исполнения «слэпом» заключается в ударе фалангой большого пальца о струны большой силы, а всё остальное, как в «пиццикато» И, конечно, «слэппинг» - это приём игры на электрогитарах, а для классических гитаристов существует ещё и «тамбур», и «пульгар».
7. Тамбур (Tamburо).



Об этом приёме очень точно и коротко написал в своей знаменитой и популярной «Школе игры на шестиструнной гитаре» русский классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог и заслуженный артист РСФСР Александр Михайлович Иванов-Крамской. Позвольте, я его просто процитирую, а вы, взяв гитару, попробуете выполнить пару упражнений. Итак, тамбур – это «прием, которым имитируется звучание большого барабана или литавр. Он заключается в том, что большой палец правой руки (а иногда - средний) резко ударяет по нескольким или всем струнам сверху у подставки. Чтобы добиться яркого звучания, надо делать удар всей тяжестью кисти правой руки, касаясь большим пальцем струн, и быстро его поднимать, давая струнам свободно звучать».
Всё просто, не правда ли? Ведь иметь в своей «музыкальной копилке» такой приём не стыдно?! Да и вообще, гитаристы всё чаще используют технические элементы ударных инструментов.
Обозначение тамбура простое: слово tamburо и пунктирные линии вдоль тех нот, которые необходимо сыграть.
8. Пульгар (pulgar).
Приём игры «Пульгар» так же приближен к «эффекту» звучания барабана. И снова просто процитирую А. М. Иванова – Крамского: «пульгар – это «удар мякотью большого пальца правой руки по всем струнам от 6-ой к 1-ой. Штрих, заключающийся в ударе по струнам пальцами левой руки в нужном месте грифа, без участия правой руки Чтобы получить хорошее звучание, следует кончиками пальцев левой руки ударять по струнам с достаточной силой». Этот приём игры является наиглавнейшим для исполнения музыки фламенко.
Но у этого слова есть ещё одно важное значение. И гитаристы его очень хорошо знают. На испанском языке большой палец правой руки называется пульгар и обозначается буквой «р». И здесь, пожалуй, одно другому не мешает
А я хочу озвучить ещё один приём, подражающий ударным инструментам. Это «гольпе».
9. Гольпе (golpe).
«Гольпе» - это удар ногтем пальца правой руки (или просто пальцами) по верхней деке. В нотах обозначается по – разному: начальной буквой G или белым квадратом, крестообразной нотной головкой или звездочкой . Техника исполнения «гольпе» называется «гольпео» (golpeo) и чаще всего он используется одновременно с «расгеадо». Эффект потрясающий! Пробуйте!!!
Да, да и о «расгеадо» Мы, наконец – то добрались до аккордов! Ведь рассказывая о «расгеадо» нельзя не сказать и о «баррэ», и о «бое» и об «арпеджиато».
Начну по – порядку
10. Расгеадо (rasgueado).
Этот приём имеет три варианта: восходящее расгеадо, нисходящее и кольцевое. И вся суть исполнения «расгеадо» - это удары четырьмя пальцами правой руки по нескольким струнам вверх, вниз и чередуя.
Восходящее расгеадо исполняется в направлении от 6-ой струны к 1-ой. Соберите пальцы в ладонь, кроме большого, и начните распускать их, как «веер», проводя каждым пальцем по струнам, начиная с мизинца и заканчивая указательным пальцем.
Аналогично выполняется и нисходящее «расгеадо», с той лишь разницей, что вы проводите по струнам от 1-ой к 6-ой струне. И раскрытый «веер» скользит, начиная от указательного пальца и заканчивая мизинцем.
Кольцевое расгеадо - это сочетание двух приемов: восходящего и нисходящего расгеадо. Всё довольно просто! Но
Добивайтесь исполнения непрерывного потока звуков. А главное, во время «тренировки» берегите кожу около ногтя!!! Новички не всегда рассчитывают силу ударов и часто срывают кожу. Помните, что удары по струнам необходимо выполнять ногтевой пластиной!
А теперь о «барре».
11. Баррэ.



Аккорд – это одномоментное единое звучание трёх и более звуков. В его исполнении активно участвуют пальцы правой и левой рук одновременно. Пальцы левой руки - прижимают нужные ноты, а пальцы правой – срывают нужные струны.
Аккорд из трёх и четырёх звуков пальцы правой руки извлекают на «тирандо», щипком все вместе сразу. И здесь важно не промахнуться! А вот пальцы левой руки могут принимать фиксированное положение и перемещаться по грифу гитары в необходимом нам порядке. Это и есть суть «барре». И я бы сказала, что «баррэ» – это определённая конфигурация прижатия струн пальцами левой руки.
А. М. Иванов – Крамской описал «баррэ» так: «Это приём, когда указательный палец левой руки прижимает на одном ладу несколько струн или все. Если прижимается три или четыре струны - это малое баррэ, если все струны - это большое баррэ. Для обозначения баррэ перед аккордом пишется скобка».
Хотите или не хотите, уважаемые гитаристы, но осваивать этот приём придётся ВСЕМ! Без него невозможно исполнить аккомпанемент и часть сольных музыкальных произведений. Так что переходите к практике и терпеливо радуйте себя новыми достижениями!
Итак, приступим. Начните с 7-го лада и выше. Прижмите указательным пальцем левой руки (это 1-ый палец) весь лад целиком. Медленно сорвите струны по - очереди и послушайте все ли прижатые струны «звучат» чисто, без дребезга и «глушения». Следите, чтобы указательный палец не вылезал за пределы грифа, так как он должен крепко прижимать 6-ую струну. Ищите наиболее удобное положение, передвигая палец вверх или вниз.
Если с первого раза не всё получается, тогда воспользуйтесь следующим упражнением. Равномерно увеличивайте и уменьшайте количество прижатых струн на каждом следующем ладу и чётко следите за качеством звучания.
Схематично это выглядит так:

Правильное распределение нагрузки позволит вам вырабатывать силу и скорость. А уж затем смело присоединяйте и другие пальцы соответственно другим звукам.

Оттачивая мастерство взятия «баррэ», не забывайте и о правой руке. Совместите «тренировку». «Накачивая» мышцы пальцев левой руки, научите сначала правую руку двигаться вверх и вниз попеременно, ударяя по всем струнам сразу. Затем переходите к другим комбинациям: «вниз, вверх, вверх» или «вниз, вниз, вверх». Вот, собственно говоря, это и есть «бой».
12. «Бой».
Гитарный «бой» - это звукоизвлечение резким, но скользящим ударом по струнам пальцами право руки. В нотах это стрелочки, которые указывают на чередование направления удара. Количество и видов «боев» огромное множество и за счёт этого ритмическое оформление мелодии становиться оригинальным.




Аккомпанируя любимую песню, вы невольно озвучиваете и гармонию, и ритмическую пульсацию. Возможно именно за это, мы и любим замечательный инструмент – гитару. Согласны?
А вот романтические и более лиричные мелодии можно украсить приёмом «арпеджиато».
13. Арпеджиато.


Вертикальная волнистая линия вдоль нот – это обозначение «арпеджиато». Хотите передать чувства, эмоции или усилить контраст кульминации своей композиции? Тогда «тренируйте» арпеджиато, суть которого заключается в быстром, но чётком последовательном извлечении звуков аккорда один за другим. Исполнение этого приёма очень похоже на игру на арфе. «Арпеджиато», дословно так и переводится с итальянского – «как на арфе». Но не путайте с понятиями «арпеджио» и «переборы»!!!
И здесь, я попрошу вашего пристального внимания! А то запутаетесь
14. «Арпеджио» (arpeggio) и «Переборы».
Итак, аккорд – это три и более звука, исполняемых вместе. Аккорд имеет обращения, при котором нижний тон перемещается наверх:

«Арпеджио» - это игра звуков аккорда по – очереди, друг за другом, не меняя порядок следования нот. Гитаристам, исполнять «арпеджио» не всегда есть возможность из – за определённого строя гитары. Попробуйте, например, сыграть тоническое трезвучие с обращениями в тональности ре – мажор и вы всё сами поймёте.
А вот «переборы» - это повторяющаяся комбинация движений, выполняемая пальцами правой руки, независимо от нотной составляющей. Например: p-i-m, p-imi-a-imi и т.д.
В песенных композициях исполнители соединяют постановку аккорда левой руки с многократно повторяющимися комбинациями пальцев правой руки, что и принято считать «переборами».
Разобрались? Попробовали? Поняли?
Тогда сделаем вывод: «Гитаристы практикуют игру приёмов «арпеджиато» и «переборы». А вот «арпеджио» - это привилегия «клавишников». И, на мой взгляд, это тоже здорово! «Кесарю кесарево»
А завершить знакомство с гитарными приёмами игры я хочу приёмом, который считается «крутым» и «уважаемым» среди гитаристов классической гитары, а у гитаристов, играющих на электрогитарах – это обычная «повседневная» игра медиатором. И поверьте, потрудиться над ним необходимо и тем, и другим, потому что «блестящий» эффект этого приёма раскрывается только в быстрых и оживлённых темпах. А для этого придётся потратить немало дней для упорных занятий и репетиций.
Итак, «тремоло»
11. Тремоло (tremolo).
Принято считать, что «тремоло» - это разновидность мелизма (надеюсь, вы знаете, что мелизмы - это различные мелодические украшения звука). Так вот по отношению к гитаре «тремоло», если внимательно вдуматься, то это «чистой воды» приём игры. Почему? Да хотя бы потому, что используя данный приём, гитарист, может вести основу мелодии и заполнять межмелодическое пространство ритмическим и гармоническим тоном. И слушая такую игру, создаётся впечатление, что будто бы играют два человека, где мелодия «парит» над фоновым потоком пульсирующей гармонии.
«Тремоло» - это многократное быстрое повторение одного и того же звука, созвучия или аккорда. Техника выполнения данного приёма для классической и электрогитары различны.
Начнём, пожалуй, с «классики».
Тремолирование (то есть исполнение «тремоло») одного звука выполняют пальцы правой руки. Чаще всего это комбинация m-i или a-m-i, при этом палец «р» играет мелодию.
Давайте приступим к практике! Расположите палец «р», как точку опоры, на 6-ю струну. В медленном темпе многократно сорвите 1-ую открытую струну пальцами a-m-i по очереди. Следите за тем, чтобы звуки были ритмически ровными и единой громкости.
Это важно при наработке исполнения «тремоло»! А затем присоедините срыв 6-ой струны пальцем «р» более громким и ярким звуком. Ну, что, получается? Слышите? Вы слышите, как выстраивается мелодия и тремолированный фон?
Отлично! А теперь к электрогитаре
На электрогитаре «тремоло» выполняется медиатором путем быстрых ударов переменным штрихом, то есть короткими активными ударами вверх – вниз по одной струне. И тут есть маленький нюанс. Важно знать, что, играя на одной или двух струнах на любой гитаре, обязательно необходимо иметь опору руки. Иначе она быстро перенапряжется и устанет, а звук перестанет быть ровным и начнёт «заикаться».
Обозначается «тремоло» параллельными черточками на штиле ноты, где число рёбер равно количеству повторений звука. Либо записываются ноты в группировке с основным, «лидирующим» тоном. Но и это ещё не всё!






На электрогитарах используют устройство - тремоло бридж (машинка), которое возможно уже встроено и управляется при помощи рычага. Достаточно просто сорвать струну и потянуть за рычаг, чтобы изменить звук. И я уверена, что вы захотите это сделать! Потому что этот приём лежит в основе метал-жанров, среди которых блэк-метал, дэт-метал, треш-метал. Встречается он и в альтернативном роке, и в пост – роке.
Таким образом, вы уже поняли, что игра на гитаре – это увлекательное, завораживающее и разнообразное действие, которое достигается множеством приёмов и их вариациями. Но главное только одно – тренировки и репетиции, упорство и усердие! Тогда и вы покорите мир восхитительной игрой на гитаре!
Вот так долго ли или коротко, я рассказала вам о гитарных приёмах. И позвольте, мне дать вам ещё один маленький совет. Не хватайтесь за всё сразу. Возьмите одну пьесу или мелодическую композицию, в которой использован какой – либо приём и оттачивайте своё мастерство. А уж потом переходите к следующему.
Удачи! Терпения! Вдохновения и блестящих результатов!
Список источников:
- А. М. Иванов – Крамской. «Школа игры на шестиструнной гитаре», издательство «Феникс», Ростов–на–Дону, 2015;
- Картинки и фотографии: https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20;
- Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X