Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Парфёнова Вера Сергеевна

Конспект элективного урока по литературе Тема: «Сама жизнь на сцене». Пьеса «Чайка» А.П. Чехова

скачать документ

Вернуться назад

Парфёнова Вера Сергеевна, студент, ЧелГУ(Челябинский государственный университет)Конспект элективного урока по литературеТема: «Сама жизнь на сцене». Пьеса «Чайка» А.П. Чехова Дата:10.04.2019Класс:10 или 11 Цели урока:Образовательные: формирование представлений о пьесе А.П.Чехова, осознание идейно - художественных особенностей произведения, драматического конфликта, композиции; формировать собственное восприятие драматургического произведения;Развивающие: развитие навыков выразительного чтения, развитие речи учащихся; развитие образного и аналитического мышления, развитие навыков анализа драматического произведения;Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус, интерес к другим видам искусства (в частности к театру), воспитывать учащихся в качестве зрителей.Тип урока: изучение нового материалаВид урока: комбинированный с элементами театрализацииФорма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальнаяОборудование: доска, мел, рабочие тетради учащихся, интерактивная доска, ПК, кусок белой материи, текст произведения.Сетка времени: 45 мин. учебного времени.Место урока в системе элективных занятий по теме «Изучение пьесы «Чайка»»: урок первый. Домашнее задание, которое нужно было выполнить: прочитать пьесу «Чайка». Индивидуальное задание: отдельные ученики учат(читают) отобранные учителем фразы из пьесы, одеты в костюмы.Ходу рокаI Организационный момент-Добрый день. Начнём наш урок.II Актуализация знаний-Я предлагаю вам обратить внимание на трибуну, кафедру для выступлений. Перед вами кусок белой материи. По вашему мнению, что это такое? Какой образ он в себе несёт? Что вы представляете в воображении, когда смотрите на эту «картину»? (небо, парус, облака, чайка)-Ещё предположения?На доске или в любом месте у доски задрапирован кусок белой ткани, по очертаниям напоминающий чайку.(В данном случае на трибуне, так как доска белая)-Вашим домашним заданием было прочитать пьесу А.П. Чехова «Чайка». И как вы уже, вероятно, догадались, целью нашего урока будет формирование представлений о ней. Но это будет не просто урок, сегодня я предлагаю вам на некоторое время стать актёрами и режиссёрами. -Откройте свои тетради, запишите число «Десятое апреля» и тему«Сама жизнь на сцене». Пьеса «Чайка» А.П. Чехова»Тема и число записаны на доске. Тема дублируется на слайде.III Изучение нового материала1.Слово учителя об истории постановки пьесы на сцене.Появляется слайд с цитатамиПьеса создавалась в 1895-1896 годах, впервые напечатана в №12 1896 года журнала «Русская мысль».Премьера состоялась 17 октября 1896 года на сцене петербургского Александринского театра. Пьеса прошла ужасно, это был провал. В этот же день Чехов произнёс следующие слова: «Никогда я не буду ни писать пьес, ни ставить». Только лишь литератор, юрист Анатолий Фёдорович Кони выразил восторг и благоговение перед идейно-художественными достоинствами пьесы: «Это сама жизнь на сцене, с её трагическими союзами, красноречивым бездумьем и молчаливыми страданиями, — жизнь обыденная, всем доступная и никем не понимаемая в её внутренней жестокой иронии...».С внушительным успехом пьеса состоялась в МХТ 17 декабря 1898 г. (режиссёры — К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко). «...Ошибаются те, кто вообще в пьесах Чехова стараются играть, представлять. В его пьесах надо быть, т. е. жить, существовать, идя по глубоко заложенной внутри главной душевной артерии» (К. С. Станиславский.)Кстати, именно в честь этой постановки символом МХАТ стал стилизованный образ чайки.Хочу обратить ваше внимание на то, что «Чайка» ставиться до сих пор и пользуется огромным успехом у публики.-Давайте запишем в тетрадях даты создания пьесы 1895-1896, дату публикации 1896,журнал «Русская мысль» и премьера 17 октября 1896 г., петербургский Александринский театр.2.Работа с афишами-.Сейчас представьте себя в роли режиссёра. Что бы вы сделали, чтобы привлечь внимание публики к своей постановке? (Различная реклама , размещение афиши)-Всё верно, одним из способов привлечения внимания было бы размещение афиш.-Я предлагаю вам посмотреть на две афиши пьесы. Одна от 17 декабря 1898 года, поставленная в МХТ, а вторая современная постановка театра –студии О. Табакова. Афиши изображены на слайде -Что вы можете о них сказать? Что изображено на каждой из них?(На первой афише мы видим витиеватый, вензельный шрифт. Внимание акцентировано на центр, крупными буквами напечатано название. На второй афише наше внимание привлекает фотография. Здесь изображена девушка и молодой человек. Афиша яркая, красочная.) -В чём сходства и отличия?(Общее- указание названия, автора, режиссёра, действующих лиц. Отличия- на афише 1898г указана исчерпывающая информация о стоимости билета и проч, представлен только текст. Современная афиша обращается к наглядности, использует фотографии, рисунки для привлечения внимания. Она изобилует красками.)3. Работа над анализом текста -Давайте вспомним, где происходит действие, и кто является основными действующими лицами.-Перед вами текст. Пожалуйста, кто может опираясь на текст ,огласить(зачитать) основных действующих лиц и место действия?-Всем ли понятно, кто такой беллетрист? (беллетри́ст. 1. писатель, занимающийся художественной повествовательной литературой; автор беллетристических произведений (часто — для лёгкого чтения)-А что мы можем сказать о возрастах героев? У кого в пьесе Чехов упоминает возраст?(Аркадина-43,Треплев-25,Заречная-18-19,Тригорин-30-40,Сорин-62,Дорн-55 лет)(Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина.Ирина Николаевна Аркадина– 43-летняя актриса, которая ведёт бурную светскую жизнь. У нее есть 25-л. сын Константин Треплев, он является единственным её ребёнком. Аркадина находится в любовной связи с писателем Тригориным, он младше ее. Константин Гаврилович Треплев(фамилия героя «говорящая» – он много рассуждает, но мало действует)– 25-летний сын Аркадиной. Он мечтает стать великим писателем. Константин любит, уважает мать, но их взгляды на жизнь расходятся. По причине этого мать и сын часто ссорятся. Константин влюблён в Нину Заречную, которая также к нему не равнодушна в начале пьесы. Нина Михайловна Заречная(«говорящая фамилия» - не от мира сего, живёт в собственном мире фантазий и грёз) – 18-19-летняя девушка. Её мечта- стать актрисой, жаждет славы. В начале пьесы Нина любит в Константина Треплева, но впоследствии её чувства к нему испаряются и она влюбляется в знаменитого беллетриста Тригорина.Борис Алексеевич Тригорин(Фамилия, выражающая его суть – «три горя», т.е. испытаешь рядом с ним много бед, горя) – писатель, по большей части известный, 30-40 лет. Он находится в любовной связи с Аркадиной. Петр Николаевич Сорин – 62 года, мещанин, чиновник в отставке, является братомАркадиной. Евгений Сергеевич Дорн –55 лет, врач с многолетним опытом , друг Сорина)Илья Афанасьевич Шамраев - поручик в отставке, управляющий усадьбой у Сорина.Полина Андреевна Шамраева – является женой управляющего Шамраева. Находится в любовной связи с доктором Дорном, изменяет мужу.Мария Шамраева – дочь управляющего Шамраева. Грубая девушка с пагубными привычками. Семен Семенович Медведенко – неимущий сельский педагог. Влюблён в Машу.)-А сейчас мы поговорим о дальнейшем развитии действия и композиции пьесы.Для тех, кто забыл определение «композиции» вынесено на слайд.-Сколько действий в драме?(«Чайка» слагается из 4 действий, но условно её можно поделить на две части. В первых 3-х действиях события следуют безустанно – неудача пьесы Треплева, зачатки любовной интриги Нины с Тригориным. В 4-ом действии мы видим персонажей через 2 года.)-Где мы определим завязку и развязку? (Можно предположить, что «Чайка» строится из пространной, затянувшейся завязки (3 действия) и развязки.Всё то, что случилось с героями за 2 года, - это основные события их жизни, ключевое действие - осталось за сценой.)- Можно ли сказать, что «Чайка» состоит не из 4-х, а из 5-ти действий ?(Да, можно сказать. Некоторые исследователи считают, что есть ещё вспомогательное, отмеченное одной ремаркой действие. Оно расположено в промежутке между действиями третьим и четвёртым. Оно особенно наполнено эпизодами: в этот короткий промежуток времени Нина остаётся с Тригориным, она рожает ребёнка, он умирает, она становится актрисой; Маша, не любя, выходит за муж за учителя, у них рождается ребёнок; Треплев превращается в выдающегося писателя, как и мечтал.)-Таким образом, такое построение обостряет развитие действующих лиц: они как бы предстают в двух обличиях – ДО и ПОСЛЕ. «Твоя «Чайка» прерывается внезапно, оставляя зрителя дорисовывать себе будущее» (Кони А.Ф. «Чехов в воспоминаниях»). -Сейчас я предлагаю вам на некоторое время стать актёрами. В театре есть такое понятие как «читка»- это вид репетиции, чтение актёрами пьесы по ролям. Текст может быть непосредственно не заучен, но актёры продолжают работу нал образом, они могут быть в костюмах. На нашей импровизированной сцене появятся Нина Заречная, Константин Треплев.Выходят подготовленные ученики, зачитывают фразы.-А наших зрителей я порошу внимательно смотреть и слушать, о чём будут говорить герои .4.Инсценировка.Нина. Вы писатель…Я актриса…..Попали и мы с вами в круговорот.Треплев. Разлюбить вас я не в силах, Нина. С тех пор, как я потерял вас и начал печататься, жизнь для меня не выносима,- я страдаю.Нина. Я уже настоящая актриса, я играю с наслаждением, пьянею на сцене и чувствую себя прекрасной. Костя, в нашем деле- всё равно ,играем мы на сцене или пишем- главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а уменье терпеть.Треплев. Я не верую и не знаю, в чём моё призвание.Нина. Я люблю его. Я люблю его даже сильнее, чем прежде…-Спасибо, актёры могут присаживаться.-Давайте проверим,кто слушал внимательно. Какие слова-доминанты(слова значения), которые подсказывают стержневой смысл пьесы можно выделить? (писатель, актриса, призвание, люблю, разлюбить не в силах)5.Беседа-Кто может сказать, о каких двух творческих профессиях идёт речь в пьесе? Или какие виды искусства составляют увлечения героев?(Искусство (литература и театр) основывает основной перечень идеалов персонажей. Оно составляет их профессиональные устремления и личные увлечения.Актрисами в пьесе выступают Аркадина и Заречная -, в то время как Тригорин и Треплев - выступают на стороне писателей, Сорин тоже хотел однажды посвятить свою жизнь литературе, но не состоялся как писатель.Шамраев может и не является непосредственно духовновозвышенным человеком, не смотря на это, находится в близи с ним, заинтересован им, в частности художественным творением. Дорна тоже можно отнести к герою, который находится около литературы.).-Какие основные любовные линии вы можете назвать? Имеет ли место быть безответная любовь?(Маша любит Треплева безответно, её любит Медведенко, мать Маши влюблена в доктора Дорна безответно.Треплев любит Нину Заречную, Нина же сначала тоже влюблена в Константина, но затем выбирает Тригорина. Аркадина любит Тригорина, Тригорин испытывает чувства к Нине.)-Теперь я на доске, а вы в тетрадях рисуем схему. Самостоятельно запишите, какие две темы доминируют в пьесе А.П. Чехова.ТемыСхема 1 искусстволюбовь-Проверим.-Верно, тема искусства и любви. А.П. Чехов говорил так: «много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». «Чайка» - единственная значительная пьеса Чехова, непосредственно относящаяся к тематике искусства. Автор повествует о своём сокровенном – о нелёгком пути художника-творца, о сущности творческого таланта и дара, о том, что представляет собой простое человеческое счастье. Любовь в «Чайке» представлена в виде главной и важнейшей движущей силы сюжета. Сердечные и художественные пути героев пересекаются, сталкивая всё новые и новые перипетии. Из этого выясняется главный конфликт комедии – борьба между повседневной жизнью и искусством; столкновение между тем назначением, которое имеет в этом мире человек и неимением способов и средств достижения желаемого для себя предназначения.-Давайте запишем в тетрадях под диктовку каков же основной конфликт пьесы.IV Итоги урокаСлово учителя:Таким образом, создав полифоническое, многоголосное произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры, А.П.Чехов обеспечил этой пьесе успех и актуальность по сей день. Дальнейшее знакомство с пьесой мы продолжим на следующих уроках. 1.Рефлексия -А сейчас запишите в тетради одно слово или словосочетание, которое ассоциируется у вас с пьесой «Чайка» после прочтения и беседы на уроке.Выставление оценокДомашнее задание: Выполнить творческое здание. Письменно ответьте на вопрос: Вы- постановщик спектакля. Как бы вы оформили сцену второго действия?(объём не больше страницы)

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X