Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Корнилова Лариса Геннадьевна

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усть-Нерский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №1 «Петушок» муниципального образования «Оймяконский улус (район)»«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»Подготовила и провела:Воспитатель высшей квалификационной категорииКорнилова Л.Г.Усть-Нера 2019«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Именно исследовальское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, становление у детей научно-познавательного, практически–деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает. В исследовательской деятельности появляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому научно-исследовательская деятельность детейорганизовывается практически по той же схеме, что и деятельность ученого.Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Специально организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.Цели экспериментирования:Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.Задачи экспериментирования:• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию(ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений• Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действияОбразовательные задачи:• Познакомить детей со свойствами предмета исследования;• Формировать умение делать открытия и выводы;• Обучать плавному направленному выходу на предмет.Развивающие задачи:• Развивать экспериментальную деятельность;• Развивать речь детей;• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;• Развивать внимание, мышление, памятьВоспитательные задачи:• Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.• Воспитывать аккуратность в работе.Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств как, уверенность в себе, коммуникабельность.Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;предлагает различные варианты ее решения;проверяет эти возможные решения, исходя из данных;делает выводы.Важно, чтобы каждый ребенок проводит собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.В начале эксперимента объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему? Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформируетвыводы: что нового ему удалось выяснить».Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, НОД, прогулку, сон и т. д.Существует мнение, что экспериментирование является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Деятельностью, которой дети охотно занимаются и которая дает очень многое для развития.Одна из важнейших задач – это становление мышления. Именно поэтому экспериментирование с природными материалами должно быть доступно каждому ребенку. Конечно, это создаст для вас дополнительные хлопоты. При проведении опытов может рассыпаться песок или разлиться вода, но вы можете сразу договориться о совместном поддержании порядка.Экспериментировать можно как в помещении, так и на улице, во время летних путешествий, прогулок. Выделите для этой цели небольшой уголок в группе или на веранде. Приготовьте столик, за которым можно работать. Накройте его клеенкой или же поставьте небольшой поднос для природного материала.Оборудование для проведения опытов не требуется затрат: возьмите стаканчики разного размера из-под йогурта, сметаны, емкости из-под фруктов, пирожных, палочки от мороженого. Не пожалейте денег на небольшую лупу или детский микроскоп – это позволит ребенку открыть новый мир. Чтобы было интересно, предложите своеобразную игру: превратиться в ученого и провести ряд исследований в природе и в собственной лаборатории. Детям очень нравится такая игра.Экспериментировать можно с песком, глиной, водой, камнями, шишками. Этот материал несложно собрать во время прогулки в парк, лес, на речку.При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требованиябезопасность для жизни и здоровья детей;достаточность;доступность расположения.Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.Для экспериментирования необходимо в уголке иметь:Основное оборудование:. приборы – помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл)разного объема и формы;. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки. Спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;. технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.Дополнительное оборудование:. детские халаты;. клеенчатые фартуки;. полотенца;. контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:- наблюдение на прогулке за движением облаков;- эксперимент «Какая сила у ветра?»;- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра«Разный ветер» (холодный, теплый);- чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней он развивается. Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X