Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Миндикулова Сауле Куанышбаевна

Развитие пения в процессе музыкальных занятий посредством игровых методов обучения у детей старшего дошкольного возраста детского сада»

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие пения в процессемузыкальных занятий посредством игровых методов обучения у детей старшего дошкольного возраста детского сада»Миндикулова Сауле КуанышбаевнаМДОУ «Д/с № 39 к.в.» г. МагнитогорскаМузыкальный руководитель«Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры»Венгерский композитор и педагог Золтан Кодаи.Актуальность обусловлена рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:1. Необходимость выполнения федерального закона РФ «Об образовании», Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка. 2. Развитие музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без музыкального воспитания, которое осуществляется в процессе музыкальных занятий в ДОУ.3. Важность выполнения ФГОС ДО в условиях модернизации дошкольного образования, требующего использования современных методов и методик музыкального воспитания в ДОУ. Одним из эффективных средств эстетического воспитания в дошкольном учреждении сегодня являются музыкальные занятия. Они имеют чёткую структуру и содержание. При этом основными видами музыкальной деятельности в ДОУ являются:- пение, слушание музыки; музыкально-ритмические движения, а также игра на музыкальных инструментах.  Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Игровые методы обучения - это методы совместного развития игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие обучающихся.Раскрывая особенности использования игровых методов в ДОУ, отметим, что:- игровое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения всех его участников; - оно основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей;- задания, которые даются детям не предполагают одного единственного правильного ответа, что означает исключениедоминирования как одного выступающего, так и одного мнения ребёнка; - игровое обучение направлено на изменение, моделей поведения и деятельности детей в образовательной деятельностидошкольного образовательного учреждения. Вместе с тем, в ходе игрового обучения дети старшего дошкольного возраста учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести диалог, слушать взрослого и сверстника, уважать альтернативное мнение.Нами активно используется на занятиях музыки с детьми старшего дошкольного возраста дидактическая игра «Теремок». Она помогает развивать у дошкольников музыкальный слух и чистоту интонирования, воображение, музыкальную импровизацию, слуховую память. Главным здесь выступает ещё и то, что обучающиеся работают все вместе, общаются друг с другом, что как раз и предполагают игровые методы. Между тем, есть и другие игры, упражнения, которые целесообразно применять для развития каждого конкретного знания, умения, и навыка относительно пения. Например, дошкольникам очень нравится упражнение «Музыкальная цепочка». Оно подводит их к освоению цепного дыхания, унисона, развития музыкального слуха и самоконтроля. Во время исполнения данного упражнения, обучающиеся анализируют услышанное, и по окончании высказывают свои впечатления, свое мнение, своё суждение. Не менее интересными являются для детей старшего дошкольного возраста и упражнения на дыхание. Например, упражнение «Задувание свечи». С помощью этого упражнения дошкольники знакомятся с принципами пения на дыхании, учатся правильно расходовать свое дыхание во время пения.Зачастую обучающимся очень сложно объяснить, что такое staccato, как петь высокие, средние или низкие звуки. А с помощью упражнения-игры«Музыкальные краски» им становится более понятно, что обозначают эти штрихи, звуковысотность, движение вверх и вниз, вместе тем она помогает дошкольникам расширять свой диапазон. Иными словами здесь они также обретают нужный для пения опыт в совместной деятельности с использованием наглядности.Обучение обучающихся пению - действительно одна из важнейших задач музыкального руководителя в ДОУ. Но, к сожалению, в последнее время этому виду деятельности уделяется мало внимания. Основной акцент при подготовке к праздничным мероприятиям ставится на зрелищности и яркости поставленных номеров и современных песнях, соответствующих сценарию праздника, но никак не на возможностях ребенка. Между тем, именно формирование детского качественного пения является острой необходимостью для развития музыкальности ребёнка. Поэтому использование игровых методов является эффективным средством такого развития. И оно связано с поиском новых путей как эстетического воспитания ребенка в целом, так и посредством музыки через самый доступный инструмент, каким является человеческий голос и соответственно пение.С помощью этих упражнений создаётся возможность более эффективного обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, поскольку здесь обучающиеся приобретают свой собственный опыт, учатся общаться, развивают свою индивидуальность и творчество. Абдуллин,Э. Б.Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева.— М.: Академия, 2004. — 336 с.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 398с. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка/ Н. А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 1968. — 225 с.Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. — М.: Просвещение, 1983. — 255 с. Гогоберидзе, А. Г.Дошкольная музыкальная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.- СПБ: Питер, 2013.- 430 с.6.Орлова, Т.М., Учите детей петь — М.: Просвещение, 1987. – 146 с.7.Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студ. высш. и сред.пед. заведений / О. П. Радынова, Л. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. — М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 209 с.8.Стулова, Г.П. Теория и практика работы с детским хором — М.: Владос, 2002. — 176 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X