Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Лариса Николаевна Димакова

Обучение профессии детей с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Обучение профессии детей с ОВЗ.Димакова Лариса НиколаевнаГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ногинский колледж» (ГБПОУ МО «Ногинский колледж»)преподавательРеформация российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями к выпускникам профессиональных образовательных учреждений, которые должны овладеть навыками и умениями, и быть подготовленными к рыночным отношениям, к встрече с трудностями конкурентной деятельности. А если мы обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья? Задача усложняется. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и несет инклюзивную направленность, контингент группы составляют дети, как с нормальным ходом развития, так и с различными нарушениями развития психики в целом или её отдельных составляющих [Социальная адаптация детей…, с. 4]. Каждый ребенок в группе, а их, как правило, 12 человек, имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при планировании учебной деятельности. Период обучения таких ребят в колледже составляет 1 год и 10 месяцев.Образовательный процесс обучающихся с ОВЗ получается специфичным, так как не отличается устойчивостью. Основная цель преподавателя – создание равных условий во время теоретических или практических занятий каждому обучающемуся, но в то же время необходимо проявлять индивидуальный подход в условиях коллективной работы. При разработке методик нужно учитывать формы и способы подачи информации, часто приходится импровизировать во время урока, так как не все обучающиеся готовы ее воспринимать. Среди форм и способов подачи информации можно выделить следующее: а) реальное взаимодействие преподавателя и обучающегося в пределах подачи информации; б) простое присутствие обучающегося на уроке.Становится очевидным тот факт, что если один обучающийся активно работает во время урока, то он начинает обладать авторитетом в глазах другого ученика. К «сильному» начинаю тянуться слабые ученики, формируется устойчивый интерес к дисциплине и положительное отношение к новым для него знаниям.Известно, что не все дети с ОВЗ могут самостоятельно успешно интегрироваться в среде сверстников. Многие обучающиеся поступившие в колледж имеют группу инвалидности и по этой причине получили надомное обучение, хотя, по закону, надомное обучение не является формой получения образования [ФЗ «Об образовании» ст. 66]. Теоретически ребенок на надомном обучении остается в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдает экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность – учиться с применением дистанционных образовательных технологий. По факту – ребенок учится дома, в учебный план включаются только основные дисциплины, практически полное отсутствие социализации. Школа выпустила ученика, теперь очередь его обучать у профессионального образовательного учреждения. Ребенок с ОВЗ должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и приобрести практические умения по выбранной им профессии. Здесь особое значение приобретает педагогический такт. В свое время К.Д. Ушинский безоговорочно относил это понятие к области психологии. «Так называемый педагогический такт, писал он, - без которого воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический» [Человек как предмет воспитания…с. 46]. В нашем случае процесс социальной адаптации проходит параллельно с образовательным процессом, который характеризуется практикоориентированной направленностью. Во время выполнения практических работ по профессии, обучающиеся начинают воспринимать товарищей по группе, а главное, себя самого, таким, какой есть на самом деле. Формируется чувство симпатии к сверстникам, чувство отзывчивости. Исчезает стеснение и скованность движений, страх сделать что-то не так, как того требовалось при постановке задачи и выглядеть при этом смешным. Преподаватели и мастера производственного обучения, работающие в таких группах, стараются с первых дней учебного процесса воспитать эмоциональную отзывчивость, т.е. учат проявлять заботу о товарище, сочувствовать и сопереживать. В тоже время необходимо сформировать у контингента уверенность в том, что в образовательном учреждении его любят, о нем заботятся, уважают его мнение, готовы выслушать и помочь в трудную минуту.По окончании обучения все ребята без исключения достигают определенного уровня профессиональных компетенций, овладевают навыками и умениями.Хочется верить, что временной отрезок сложного процесса обучения, когда преподавательский состав старался достичь поставленных педагогических и воспитательных целей, используя классические и современные методы и средства, не проходит для ребят напрасно.Список литературы:Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья [Авторы-составители Е.А. Мохирева, Е.Л. Назарова, И.В. Тимошенко]- Волгоград : Учитель – 137с.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ [ред. от 01.05.2019] "Об образовании в Российской Федерации" статья 66.Человек как предмет воспитания. [Ушинский К.Д.] - Собр. Соч., т. 8. М. - Л.1950.с. 46.Социальная адаптация, реабилитация и обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. [Пузанов Б.П.]- Учебное пособие для ВУЗов. М. 2017 -87с.Психология развивающейся личности [под ред. Петровского А.В.]. Москва «Педагогика» - 1987 -239с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X