Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Михайлов Андрей Витальевич

ПРОГРАММА «МУЛЬТСТУДИЯ» ПО ДПИ В «0» КЛАССЕ

скачать документ

Вернуться назад
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа “ДПИ в 0 классе” предназначена для обучения детей в возрасте 10-11 лет в подготовительном (нулевом) классе детской художественной школы. Общий курс программы составляет 102 академических часа. Программа рассчитана на один год по три академических часа в неделю.
Направленность программы “ДПИ в 0 классе” – художественно-эстетическая.
Новизна программы “ДПИ в 0 классе” заключается в том, что наряду с заданиями на воображение дети создают короткометражные мультфильмы. Демонстрируется вся широта задач, присущих мультипликации, как виду искусства. В процессе последовательной практики, формируются навыки, которые являются фундаментом для формирования последующих более сложных творческих задач. Программа учит работать с визуальной информацией (сбор, преобразование, создание новых объектов). Программа объединяет на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, графику, живопись, аппликацию, окружающий мир, режиссуру.
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение).
В мультипликации дети осваивают разные профессии: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д.
Задачи программы:
обучение основам композиции (компоновка в формате, силуэт, пропорции, тон, пятно, цвет, колорит, гаммы, композиционный центр, акцент, контраст, ритм, движение, симметрия, асимметрия, характер, разнообразие фактур и т.п.);
овладение умением работать с различными видами информации, в том числе графической, текстовой, звуковой, приобщение к проектно-творческой деятельности;
освоение разных творческих инструментов для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментов анимирования (создание мини-мультфильма, видеоклипа, аппликационной работы и т.п.);
создание условий для самостоятельной творческой деятельности;
развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, творческого воображения, образного мышления, воспитание художественного вкуса.
Задачи по темам программы “ДПИ в 0 классе” тесно связаны с задачами, рассматриваемыми на занятиях по другим предметам: “Графика”, “Живопись “.
Цель программы “ДПИ в 0 классе” научить детей основам изобразительного искусства.
Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа, при котором беседы по теории совмещаются с практическими занятиями. В ходе проведения занятий по каждой теме рекомендуется использовать иллюстративный материал с лучшими образцами русского и мирового искусства, а также работами учащихся из методического фонда.
Выполнение заданий завершается коллективным обсуждением работ и их оценкой. По итогам каждой четверти проводится просмотр выполненных работ, отбор лучших работ в методический фонд, для участия в выставках детского творчества. Перечень предлагаемых тем и заданий может дополняться, обновляться.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I полугодие
Тема 1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Задачи: Знакомство с предметом «ДПИ-Мультипликация». Виды мультипликации (рисованная классическая, перекладная, живопись на стекле, кукольная, пластилиновая, компьютерная 2D и 3D, комбинированная и т.п.). Формы мультипликации. Задачи мультипликации.
Знакомство с инструментами и материалами: планшет, палитра, ёмкость для воды, карандаш, бумага, ластики, кисти, гуашь, ножницы, акварель, фотоаппарат.
Особенности работы цветом в мультипликации гуашью.
Использование больших локальных цветов: красный, жёлтый, синий, оранжевый, зелёный, фиолетовый (без сложных производных цветовых сочетаний).Основные характеристики цвета:Использование тона (светлый, темный), цветовых гамм (теплая, холодная), яркости (соотношение цвета с другими цветами). Использование выделения контуров.
Беседа о видах и методах в мультипликации.

Тема 2. Покадровая анимация. Основные способы создания покадровой анимации
Использование понятия «кадр» (отдельное изображение/фрагмент). Подготовка каждого кадра фильма (продумывание). Учёт плавности перехода от одного кадра к другому (учет плавности и естественности движений) зависят от того, насколько отличается следующий кадр от предыдущего (а не от скорости смены кадров). Большое количество кадров с небольшими различиями в изображении влияет на естественность действия.
Выполнить кратковременное упражнение: нарисовать как «кувшин, падает и разбивается на пять и более частей» (для раскрытия сюжета достаточно пяти кадров:
1. Кувшин в исходном положении.2. Кувшин упал, но пока цел.3. Кувшин откололся первый кусочек.4. Кувшин откололся второй кусочек.5. Кувшин откололся третий кусочек.6. Кувшин откололся четвёртый кусочек.7. Кувшин откололся пятый кусочек.8. На столе лежит нечто, в предыдущей ситуации бывшее Кувшином.
Решение изображения шара и его фрагментов через силуэт. Сфотографировать. Отсмотреть результат. Проанализировать мультфильмы:«Винни-Пух» 1969 , «Союзмультфильм».«Трое из Простоквашино» 1978, «Союзмультфильм»

Тема 3. Разработка сценария мультфильма (раскадровка на тему: «Подводный мир»).
Задание выполняется с натуры или по воображению. Определение основных кадров изображаемых персонажей с предполагаемыми действиями.
Объяснить художественные приёмы компоновки в кадрах.
Закомпоновать в формате (расположение изображений персонажей по отношению к высоте и ширине листа бумаги, и кадров друг к другу). Научиться передавать смысл через различные силуэты персонажей по отношению к формату в сменяющихся кадрах. Работа выполняется без фона и эскизно.

Тема 4. Создание персонажей (птицы, животные, рыбы и т.п.). Стилизация. Силуэт. Локальный цвет.
Создание трёх оригинальных персонажей на основе воображения или натуры.
Дать основное понятие «Стилизация». Создание стилизованных изображений персонажей.
Закомпоновать в формате три-четыре персонажа разных по размеру и силуэту. Решить в локальных цветах (чередовать цвета). Украсить антропоморфными признаками персонажей.
Задание выполняется по представлению с использованием зарисовок с натуры птиц, животных, рыб и т.д.

Тема 5. Мимика персонажей.
1)Анимация основных эмоций (радость, грусть, удивление и т.п.);
2)Анимация усиленной эмоции (линия, пятно, масштаб).

Дать основное понятие «мимики». Рассмотреть основные черты, определяющие основные эмоции через разные линии и силуэты – их размеры, наклоны и соотношения друг другу.
1)Создать шесть-восемь разных изображений лицевой маски каждого персонажа. Учесть смену линий и силуэтов, влияющих на узнаваемость той или иной эмоции (радость, грусть, злоба, удивление и их смежные состояния). Сфотографировать. Отсмотреть результат.
2) Проанализировать одну отдельную эмоцию для каждого персонажа. Рассмотреть изменение лицевой маски от более спокойного до максимально выразительного состояния. Создать шесть-восемь изображений лицевой маски каждого персонажа, где учащимся прослеживается постепенное изменение характера и формы лица. Сфотографировать. Отсмотреть результат.
Использовать разные линии и контуры, силуэт, симметрия, асимметрия, цветовой акцент.

Тема 6. Движение в покадровой анимации (ритм, чередование, повторение, противопоставление, задержка и т.п.).
Дать общее понятие «движение» в мультипликации. Воспринимать пустой фон за персонажами как некую сцену. Персонажи выходят в своё время (по средствам перекладывания учеником в пространстве отсеченных частей), из разных углов фона, с разными промежутками времени, делают задержку в центре фона, затем уход в противоположные углы (стороны) фона. Повторение располагаемых конечностей и чередование расстояний дадут при фотосъёмке эффект ритмического движения.
Проанализировать мультфильмы: «Ёжик в тумане» Ю.Норштейна; «Месть Кота Леопольда» 1975г.

Тема 7. Масштаб (изменение размера через увеличение или уменьшение героя).
Нарисовать 6-7 вариантов изображения каждого персонажа, где размер будет меняться за счет постепенного увеличения героя от самого маленького. Обратить внимание на изм
·енение масштаба силуэта. Изменить мимику в каждом изображении.
Сфотографировать в порядке увеличения. Отсмотреть результат.

Тема 8. Работа оператора. Композиция 2-3 фигур в движении (круг, овал, квадрат, треугольник и т.п.)
Ученик при помощи фотокамеры фиксирует последовательное появление, задержку и исчезновение персонажей в кадре и за кадром. Работа происходит путем последовательной перекладки на пустом фоне. До момента нажатия на спусковую кнопку происходит перекладка частей персонажей. Имитируется бег, плавание или же прыжок героев. Используются разные направления движения по кругу, овалу, квадрату, треугольнику, диагоналям и т.п. Силуэты искажаются и оживляются. Фантазией ученика придумывается общий ритм и эмоциональность таких движений. Главная задача – заставить персонажей ожить и выполнять заданные действия.
Сфотографировать в порядке увеличения. Отсмотреть результат.

Тема 9. Монтирование и выход финального произведения. Обсуждение результатов
Дать понятие «монтаж». При наличии ПК у ученика или преподавателя скрепить сфотографированный материал с помощью стандартного видеоредактора в последовательности: движение персонажа, мимика персонажа, увеличение персонажа. Добавить ускорение или замедление для лучшего восприятия. Получить итоговый результат. Выполнение этого задания поможет лучше увидеть результат и перспективу заданной полугодовой работы.

II полугодие
Тема 10. Разработка сценария мультфильма (раскадровка на тему: «Космос»).
Задание выполняется по воображению. Ученики делятся на команды по 2-3 человека. Совместными усилиями определяются основные кадры изображаемых персонажей с предполагаемыми действиями. Напомнить и закрепить художественные приёмы компоновки в кадрах. Закомпоновать в формате (расположение изображений персонажей по отношению к высоте и ширине листа бумаги, и кадров друг к другу). Научиться передавать суть темы через различные силуэты персонажей по отношению к формату в сменяющихся кадрах. Работа выполняется без фона, эскизно.

Тема 11. Создание персонажей (птицы, животные, рыбы и т.п.). Стилизация. Силуэт. Локальный цвет.
Создание оригинальных двух-трёх персонажей на основе воображения или натуры (командными усилиями). Закрепить понятие «Стилизация». Создание стилизованных изображений персонажей.
Закомпоновать в формате три-четыре персонажа разных по размеру и силуэту. Решить в локальных цветах (чередовать цвета). Украсить антропоморфными признаками персонажей.
Задание выполняется по представлению с использованием зарисовок с натуры птиц, животных, рыб и т.д.
Цветовое решение персонажей стоит изобразить, используя тёплые и холодные цвета.

Тема 12. Мимика персонажей. Основные эмоции (грусть, радость, удивление и т.п.). Силуэт, линия, пятно.
Закрепить основное понятие «мимика». Проанализировать основные эмоции через разные линии и силуэты – их размеры, наклоны и соотношения друг к другу.
Создать 3-5 изображений разных лицевой маски каждого персонажа. Учесть смену линий и силуэтов, влияющих на узнаваемость той или иной эмоции (радость, грусть, злоба, удивление и их смежные состояния). Сфотографировать. Отсмотреть результат.
Использовать разные линии и контуры, силуэт, симметрия, асимметрия, цветовой акцент.

Тема 13. Персонаж в тёплой гамме
Используя оригинальных персонажей, изобразить их в тёплой гамме (перевод через стекло). Просмотреть, как меняется персонаж, его силуэт и цвет.
Сфотографировать. Отсмотреть результат.

Тема 14. Персонаж в холодной гамме
Используя оригинальных персонажей, изобразить их в холодной гамме (перевод через стекло). Просмотреть, как меняется персонаж, его силуэт и цвет.
Сфотографировать. Отсмотреть результат.

Тема 15. Ракурс персонажа
Дать понятие «ракурс». Показать примеры. Работа через силуэт. Работа по воображению. Нарисовать на основе оригинального персонажа изображения: спереди, сбоку, сзади, сверху, снизу (к каждому персонажу).
Сфотографировать. Отсмотреть результат.

Тема 16. Фон в тёплой гамме
Дать понятие «фон» в мультипликации. Показать методы его изменения и использования.
Создать 1-н фон: пустое ночное космическое небо в теплых цветах.
Создать 6-8-мь фонов: «Восход Солнце над планетой». Показать переход от первого к последнему фону как Солнце становится больше, и теплая гамма заполняет всё пространство фонов (завышенная линия горизонта).

Тема 17. Фон в холодной гамме
Закрепить понятие «фон» в мультипликации. Показать методы его изменения и использования.
Создать 1-н фон: пустое ночное космическое небо в холодных цветах.
Создать 6-8-мь фонов: «Луна вышла из-за туч». Показать переход от первого к последнему фону как Луна становится больше, и холодная гамма заполняет всё пространство фонов (линия горизонта заниженная).

Тема 18. Работа оператора. Композиция из 2-3 фигур в движении во взаимодействии с фонами (смена гаммы).
Ученик при помощи фотокамеры фиксирует последовательное появление, задержку и исчезновение персонажей в кадре и за кадром. Работа происходит путем последовательной перекладки на конкретном фоне (фоны тоже последовательно меняются.) До момента нажатия на спусковую кнопку происходит перекладка частей персонажей. Имитируется бег, плавание, полёт или же прыжок героев. Используются разные направления движения по кругу, овалу, квадрату, треугольнику, диагоналям и т.п. Силуэты искажаются и оживляются. Придумывается фантазией учеников общий ритм и эмоциональность таких движений. Главная задача – заставить персонажей менять гамму в соответствии с изменением гаммы фонов: тёплое на холодном; холодное на тёплом.
Сфотографировать. Отсмотреть результат.

Тема 19. Монтирование и выход финального произведения. Обсуждение результатов
Закрепить понятие «монтаж». При наличии ПК у ученика или преподавателя скрепить сфотографированный материал с помощью стандартного видеоредактора в последовательности: движение персонажа, мимика персонажа, ракурс персонажа с использованием сменяющихся фонов. Добавить ускорение или замедление для лучшего восприятия. Получить итоговый результат.
Выполнение этого задания поможет лучше увидеть результат и перспективу заданной работы за весь год.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Выполнение заданий по темам состоит из следующих этапов:
Изучение иллюстративного материала.
Выбор мотива изображения.
Составление эскизов.
Воплощение замысла.
Фотографирование и Монтаж.
В качестве иллюстративного материала используются репродукции, фотоальбомы, компакт-диски/флэшки, работы из методического фонда.
Эскизы выполняется в виде схематичного рисунка карандашом.
Для успешной реализации программы необходим учебный класс, оборудованный столами, стульями, шкафами для хранения иллюстративного материала и детских работ.
Материалы, необходимые для занятий:
Бумага для эскизов и рисунков. Карандаши и ластики. Гуашевые краски. Кисти. Планшет. Палитра. Емкость для воды. Тряпочка для протирки кистей. Фотоаппарат. Компьютер. Методический фонд работ учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визер В.В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. - Питер, 2006.
2. Горячев А.В. Конструктор мультфильмов «Мульти- Пульти»: справочник-практикум/А. В. Горячев, ЕМ. Островская. М.: Баласс, 2007.
3. Кириченко Н.А. Изобразительное искусство.- Киев «Радянська школа»,1992.
4. Коцюбинский А.О. Компьютер для детей и взрослых/А.О. Коцюбинский, СВ. Грошев. М.: НТ- Пресс, 2006.
5. Паранюшин Р.В. Хандова Г.Н. Колористика. Цветоведение для художников.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2007.
6. Соколова О.Ю. Секреты композиции для начинающих художников.- Москва. Аст, «Астрель», 2005.
7. Сокольникова Н.М. Основы композиции.- Обнинск. «Титул», 1996.
8. Солин А. И., Пшеничная И. А. Задумать и нарисовать мультфильм. М.: ВГИК, 2014. 300 с.
9. Уильям Ф, Пауэлл. Цвет и как его использовать.- Москва АСТ.Астрель.
10. Периодические издания: «Юный художник», «Художественная школа».
11. Фролов М.И. Учимся анимации на компьютере: самоучитель/ М.И. Фролов. - М.: Бином, 2002.
12. Хитрук Ф. Профессия аниматор. М.: Гаятри, 2008. Т. 1.

Заголовок 1 Заголовок 2

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X