Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Крапивина Надежда Вениаминовна

Отчет Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

скачать документ

Вернуться назад
МБДОУ «Детский сад №12 «Аленушка» с.Шабаново






Отчет

Тема: Развитие познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников






Составила:
воспитатель, Крапивина Н.В.












Моя тема по самообразованию « Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников » была предложена старшим воспитателем неслучайно. Прежде всего выбор темы исходил из методической задачи детского сада- внедрение современных развивающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. Работаю я по этой теме второй год. Я постараюсь дать теоретический материал, раскрыть свой план работы по теме самообразования, рассказать о применении технологии исследовательской деятельности в кружковой работе с детьми.
Началом моей работы послужило изучение нормативных документов, а именно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, (утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155). В п.1 ст 48 Закона «Об образовании в российской Федерации»- «Обязанности и ответственность педагогических работников « говорится, что мы обязаны:
развивать у обучающихся познавательную активность самостоятельность, инициативу, творческие способности.
применять педагогические обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Изучая ФГОС ДО выделила принципы дошкольного образования:
реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающий художественно-эстетическое развитие ребенка.
формирование у дошкольников познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Отсюда я сделала вывод, что моя тема по самообразованию в настоящее время является актуальной и востребованной.

Следующим этапом моего самообразования стало изучение технологии познавательно-исследовательской деятельности, а также в процессе работы я познакомилась с методикой А.И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
Технология – способ реализации содержания обучения, представляющий собой систему форм и методов, и обеспечивающий эффективное достижение поставленных целей.
Цель технологии познавательно- исследовательской деятельности- развитие способностей к исследовательскому типу мышления.
Познавательно-исследовательская деятельности развивает:
Познавательные и психические процессы (память,внимание, восприятие, воображение);
Интеллектуальную сферу (мыслительные умения и различные виды мышления);
Коммуникативные умения необходимые для успешного общения со сверстниками и взрослыми (формирует свою речь, дает ответы на вопросы, обогащается словарный запас слов);
Личностные качества: самостоятельность, инициативность, целеустремленность, креативность;
Учебные предпосылки: произвольность и саморегуляция, необходимая для выполнения задания, самооценка, уверенность в своих силах.
Следовательно познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование тех необходимых качеств личности ребенка, на которые указывает ФГОС ДО. (слайд интегративные качества выпускника ДОУ)
Для успешного развития познавательно- исследовательской деятельности важен поэтапный переход от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. В педагогической работе используются 4 стадии развития познавательной деятельности: развитие любопытства, развитие любознательности, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Развитие любопытства -избирательное отношение к любому предмету, когда ребенок довольствуется яркой игрушкой. Овладение этим навыком характерно для детей раннего возраста. Средства обучения- задачи путем непосредственного действия с предметом, например, как сложить? как собрать из частей целое? сравнить, что больше-меньше? ; измерить длинне- короче; соотнести, сгруппировать по заданному образцу и т.д .
Развитие любознательности- способность выделять интересные объекты и получать от этого эмоции : удивления, радости, восторга. Усвоение этого навыка характерно для детей 4-х лет. В этом возрасте развивается наглядно-образное мышление. Средства обучения: интеллектуальные задачи: например, с помощью схематического изображения найти спрятанную игрушку; узнать предметы на схематических изображениях; конструирование по схеме, а не только по образцу, наблюдения и т.д. Приемы обучения: указания, наблюдение, рассматривание, тренировочные упражнения на развитие внимания.
Развитие познавательного интереса- способность детей к познанию окружающего мира: знания о предметах и явлениях окружающего мира. Усвоение этого навыка закладывается в старшем дошкольном возрасте.. В этом возрасте развивается логическое мышление. Средства обучения: познавательные задачи в уме; наглядные схемы, моделирование, экспериментирование, коллекционирование .
Развитие познавательной активности- способность детей решать познавательную задачу. Эти умения формируются в 6-7 лет. В этом возрасте развивается словесно-логическое мышление.
Чтобы дошкольник успешно решал познавательные задачи, необходимо обучить его исследованию. Как раз методика А.И. Савенкова показывает как активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский характер. Организация исследовательского обучения дошкольников включает следующие элементы :
педагог ставит проблему (это и будет темой исследования)
формулируются гипотезы(предположения детей)
идет коллективный поиск методов решения и на их основе делаются умозаключения.
Защита итогового продукта (сообщение, художественно-творческая деятельность и др.)
Автор этой методики рекомендует следующие методы и способы , направленные на формирование исследовательских навыков у детей:
подумать;
прочитать в книге
спросить у другого человека
посмотреть в интернете
провести эксперимент, понаблюдать
Приведу пример исследовательского метода обучения дошкольников в кружковой работе с детьми , с применением данной методики .
Исследовательская задача. Выявить какими свойствами обладает воздух; кому нужен воздух; что необходимо сделать , чтобы воздух был чистым.
Как мы знаем из задачи вытекает тема «Воздух». Совместная образовательная деятельность педагога с детьми предполагает составления плана исследования и способов решения. При этом важно отношение педагога к детям «Не рядом, не над, а вместе». Задача для ребят получить как можно больше информации, новых сведений о воздухе.
Предлагаю ответить на вопрос «Что такое воздух». Ребята думают, рассуждают, высказывают свои мнения. В случае необходимости можно обратиться к словарю, найти научное обоснование. Чтобы решить следующую задачу «Выявить какими свойства обладает воздух» подвожу ребят к тому, что необходимо «Провести эксперимент». Вместе с детьми проводим простейшие опыты , которые помогают делать ребятам выводы : воздух-это не твердое тело, не жидкость, он имеет силу; воздух принимает форму того предмета, в котором находиться. Познавательную задачу « Кому нужен воздух? Кто загрязняет воздух?», дошкольники решают с помощью метода «посмотреть в интернете». Используется видео, о том, что загрязняет воздух дым из труб, выхлопные газы от машин и т.д. Еще нерешенная задача по данной теме «Что необходимо сделать, чтобы воздух был чище?. Ответ на это вопрос ребята могут получить у родителей. Чаще всего это происходит в форме домашнего задания. Заканчивается занятие сообщением о том, что интересного мы узнали, что можем рассказать другим ребятам. Я считаю, что такие занятия помогут ребятам в дальнейшем самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Ведь главная задача современного образования не только сообщение знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей эти знания добывать.
Помимо обучающих занятий в кружке «Мы-исследователи» предусматриваются интересные дошкольникам «типы исследования» К ним относятся занятия познавательного цикла в форме «путешествий по реке времени». Для проведения «путешествий во времени» нужна карта-панно, на которой полосой синего цвета обозначается « река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Я подбираю содержание, доступное их пониманию. Например, на очередном занятии мы с ребятами совершили путешествие в прошлое книги с помощью «реки времени». Во время остановок проводились беседы о том, какое письмо было в древности («веревочные письма»), какой материал использовали (письма на камнях и глине), кто основал книгопечатание на Руси (первопечатник Иван Федоров). Во время остановок ребята самостоятельно делали отметки на карте-панно. Дошкольникам пришлось вспомнить и о том, как надо обращаться с книгой. В процессе занятия- путешествия дети узнали о преобразовании книги под влиянием творчества человека.
В режимных моментах, прогулке предусматриваются проведение специальных упражнений, направленных на развитие мышления, воображения у ребенка .
«Учимся вырабатывать гипотезы» с помощью простых упражнений:
Как птицы узнают дорогу на юг? ( гипотезами в этом случае могут быть-предположим, что птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; а может птиц ведут те, кто уже летал на юг и т.д.
Учимся устанавливать причинно-следственные связи с помощью упражнений:
Миша и Сережа поссорились;
Автомобиль стоит на обочине;
Человек сердится и т.д.
Учимся проводить мысленный эксперимент с помощью упражнений:
«Что можно сделать из песка глины дерева, бетона ит.д.

Надо сказать, что работа в кружке осуществляется на основе дополнительной общеразвивающей программы «Мы- исследователи», для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Разработанная мною программа «Мы-исследователи», для детей 6-7 лет, разработанный проект «Первые первоцветы», картотека опытов и экспериментов по теме Воздух», «Вода», «Песок, глина, почва, камень»;
В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары
- все это явилось результатом моей работы по самообразованию.
В заключении хочу отметить, что только путем самообразования и творческих поисков воспитатель придет к своему мастерству.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
.












:











Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X