Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Савенкова Елена Викторовна

Игра и сказка на уроках православной культуры

скачать документ

Вернуться назад

«Игра и сказка на уроках православной культуры». Савенкова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр «Истоки» Волгограда (МОУ «Центр «Истоки») В настоящее время у части учеников и их родителей есть интерес к изучению православной культуры. Перед педагогом ставится сложная задача: каким содержанием наполнить урок по основам православной культуры. Богослов дьякон Андрей Кураев на одном из выступлений в Волгограде сказал, что уроки ОПК могут быть какими угодно, только не скучными. Сейчас есть много учебников, методических пособий, но стремление сделать урок полезным и запоминающимся остается. Сначала несколько слов о книге Андрея Донатовича Синявского (псевдоним Абрам Герц) «Иван-Дурак. Очерк русской народной веры», которая очень связана с нашей работой. Эта книга крупнейшего русского ученого и писателя создана в эмиграции на основе лекций, прочитанных студентам Сорбонны в конце 70-х годов. Вот что он пишет: « Сказка удовлетворяет не только эстетические запросы народа, но и нравственные его чувства. Это связано с идеей высшей всемирной справедливости. В частности, «иное царство» в сказке — это идеальная страна, где всякое зло исчезает, где с помощью яблони с золотыми, молодильными яблоками можно вернуть утраченную молодость, а с помощью живой и мертвой воды — воскресить убитого и разрубленного на куски персонажа. Словом, это торжество над бедностью, над несправедливостью, над старостью и над самой смертью.Подобная утопия или жажда невозможного в какой-то мере живет в сердце каждого человека и заставляет нас снова и снова тянуться к сказке, как к исполнению всех желаний, пускай мы знаем, что это заведомо нереально. Нам всем хотелось бы иметь при себе волшебную палочку или знать волшебную формулу, благодаря которой невозможное сбывается. Таким образом, сказка отвечает глубоким, внутренним потребностям человека с его стремлением к наилучшему и в собственной судьбе, и во всеобщей жизни. В широком смысле сказка — это победа над мировым злом. Вот почему, за редчайшими исключениями, сказки всегда хорошо кончаются. Для самого жанра сказки и для основной идеи ее совершенно неприемлем злой, несправедливый миропорядок, установленный на земле. А если это закон природы или закон общества — тем хуже для закона. В ход вступает чудо, метаморфоза или магия, благодаря которым человек освобождается от своей низкой и печальной участи и хотя бы в собственном воображении становится наконец свободным, сильным и прекрасным, уподобляясь иногда самому Богу. В этом также непреходящее значение сказки…» (А.Д.Синявский «Иван-Дурак. Очерк русской народной веры» Нравственный мир сказки gumer.info›bibliotek_Buks/Culture/sinyav/) «Сказочные образы не сохранились бы в народной памяти в течение тысячелетий, если б не содержали в себе какие-то непреходящие, неумирающие ценности всечеловеческого бытия и сознания. Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе дорого людям. В итоге, сама устойчивость сказочного предания доказывает, что оно заключает в себе что-то невероятно значительное (доброе, хорошее, нужное, прочное, вечное) и потому — незабываемое». (Синявский А. Иван-дурак: очерк русской народной веры. Глава вторая. Нравственный мир сказки gumer.info›bibliotek_Buks/Culture/sinyav/) В своей работе применяю сказки: «Гадкий утенок», «Царевна-Несмеяна», «Сказка о рыбака и рыбке» и другие сказки. Теперь о игре. Детская игра – самое яркое проявление свободы и нам стоит чаще обращаться к тому, чего дети хотят на самом деле.Полезна для нас книга Йохана Хёйзинги – «Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры» (или «Природа и значение игры как явления культуры»). Это исследование выдающегося нидерландского историка и культуролога И. Хёйзинги (1872-1945). Он провозглашает универсальность феномена игры и ее непреходящее значение в человеческой цивилизации. Он пишет, что игра стара как мир, она старше культуры, поскольку играют и люди и животные. Смысл игры не в релаксации и не в стремлении к соперничеству, а в ней самой. Понятно, что игра ограничена во времени. «Еще замечательнее временного ограничения пространственное ограничение игры. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, будь то материально или только идеально, преднамеренно или как бы само собой подразумеваясь. Подобно тому, как формально отсутствует всякое различие между игрой и священнодействием, иначе говоря, священнодействие совершается в тех же формах, что и сама игра, так и освященное место формально не отличается от игрового пространства. Арена цирка, игральный стол, волшебный круг, храм, сцена, экран синематографа, судное место—все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освященные территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного, созданные для выполнения замкнутого в себе действия. Внутри игрового пространства царит собственный, безусловный порядок. И тут мы опять открываем для себя новую, еще более положительную черту игры: она творит порядок, она есть порядок - ограниченное совершенство, то есть игра принадлежит сфере эстетического. В игре те же самые термины, которыми мы обозначаем проявления прекрасного: напряжение, равновесие, балансирование, чередование, контраст, вариантность, завязка и развязка, разрешение. Игра связывает и освобождает. Она приковывает, как бы зачаровывает. Она исполнена тех двух благороднейших качеств, которые человек способен замечать в вещах окружающего мира и сам может выразить: ритма и гармонии. (Studfils.net) Игра предполагает победу над «обыденным» временем: она таинственна, в ее власти вторгаться в самые различные области культуры. « Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Эта временная отмена «обыденной» жизни нам близко знакома уже по детским впечатлениям. Столь же отчетливо просматривается она и в больших укорененных в культе играх первобытных народов. Во время большого праздника инициации, когда юношей принимают в ряды воинов, от действия обычных законов и правил освобождаются не только сами принимаемые. Во всем племени замирают распри, откладываются акты кровной мести. Многочисленные свидетельства такого временного перерыва повседневной жизни общества в период больших и священных игр встречаются и на более продвинутых стадиях культуры. <…> (Studfils.net)Важнейшая задача игры – поддержание в гармонии всего мироздания Сакральные практики и религиозный культ содержат в себе игровой момент презентации некоего важнейшего события и повторение этого события. Религия и игра спасают мир от хаоса.( Studfils.net) Игра в православной традиции. Игра, к сожалению, не рассматривалась в системе воспитания святыми отцами. В христианской аскетике отражено представление о игре, как о замене подлинной жизни. Святитель Феофан Затворник подчеркивал: «играя, не проиграй своего спасения». В святоотеческом наследии нет конкретных рассказов или указаний об играх. Общий принцип воспитания сформулирован апостолом Павлом: «Воспитывайте детей своих в учении и наставлении Господнем». Детские игры очень редко упоминаются в Библии. Вот, например, одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш возле норы аспида (Ис. 11; 8) «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи»; а так же множество играющих детей на улицах Иерусалима: «И улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (книга Захарии). Из Священного Писания мы узнаем, что дети забавлялись прирученными птичками (Иов.40;24) и подражали иногда в своих играх обрядам брака и погребения (Мф.11; 16-17): «…Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». Сведения о детских играх и игрушках дают древние изображения и материалы раскопок: найдены куклы самых различных видов; фигурки животных, в том числе и на колесах; всяческие свистульки и погремушки. Нам интересно узнать как играли дети, в будущем ставшие святыми. В агиографической (житийной) литературе существуют описания детских лет таких людей. Почти в каждом житии, имеющем описание детских лет святого, присутствует мысль об отвержении ребенком всех форм детскости, всякой игры. Такой ребенок с самого рождения был «не от мира сего» и отказывался от игр и забав. Но в агиографии есть примеры, когда игра способствовала духовному становлению ребенка.Святитель Афанасий Александрийский (+373 год) в шестнадцатилетнем возрасте, играя с детьми на берегу моря, изображал епископа, а других детей назначал диаконами и пресвитерами. Будущий святой крестил некрещеных детей морской водой, молясь и давая поучения. Эту игру случайно наблюдал святой Александр, архиепископ Александрийский, который установил, что все совершалось по Уставу церкви, признал крещение и довершил его миропомазанием.Святитель Амвросий, епископ Медиоланский ( +397) в 12 лет играл в священнослужителя. Он подставлял свою руку домашним со словами: «Целуйте мою руку, ибо я буду епископом», предвидя свое епископское служение. Взрослые отвергали подобные требования.В русской религиозной традиции мы можем увидеть отрицание будущими святыми детских забав и развлечений, но намечается и другое отношение к игре. Святой Серафим Саровский, по воспоминаниям Мотовилова, однажды остановил паломницу, которая рассердилась на расшалившегося маленького сына, словом: «Не трожь его, он с ангелом играет», признав игру важнее внешнего внимания и показного благочестия.Будущий патриарх Тихон в детстве в играх со сверстниками часто изображал архиерейское богослужение и дети подчинялись его воле, признавая в нем «владыку». «Кто чем в малых летах играет, тот тем занимается, сделавшись взрослым» - гласит русская пословица. Святая блаженная Матрона Московская в детстве играла бумажными иконками, пряча их под подушку» (В. В. Абраменкова «Во что играют наши дети?», с.47.)А вот весьма любопытный факт из жизни не прославленного человека, но очень много послужившего Отечеству – Александра Васильевича Суворова. Пятилетний Саша играл с крестьянским сыном Ефимкой в Полтавский бой. Есть свидетельства о военных играх и игрушках царя Пета I. Уже в детские годы он приобрел практические навыки, необходимые для хорошего солдата. Детские игры государыня императрица Александра Федоровна считала важным делом: «Просто преступление подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно по мере возможности радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют вместе с детьми. Может, тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу». ( В. Абраменкова «Во что играют наши дети», с. 48-49)Царь Николай II разделял это мнение своей супруги, с радостью проводил время с детьми, играя и развлекаясь. Были в царской семье и настольные игры: «Историческое лото» - своеобразная портретная галерея русских князей и царей с кратким описанием их биографий, «Пифагорово лото» - для веселого запоминания таблицы умножения, настольные театрики.А вот эти слова из дневника святой царицы и доброй матери можно считать руководством к действию: «Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». Вот и завет для всех нас святой царицы и великолепной матери.( В. Абраменкова «Во что играют наши дети», с. 52)Гармоничное сочетание формы и содержания в контексте решения задач духовного воспитания является непременным условием успешного восхождения субъекта духовного воспитания к ценностям, культуре, самому себе и Другому. (И. А. Соловцова, «Духовное воспитание: композиция воспитывающих ситуаций») . Надеюсь, что игры, подготовленные мной для уроков Основы православной культуры отвечают этому условию . Существует легенда о том, что молодой охотник увидел апостола Иоанна, играющего с ручной куропаткой и спросил: -Как можешь ты унижать себя столь тщетным развлечением?-Что это у тебя в руке? - в свою очередь спросил Иоанн.-Лук.-Почему же он не всегда натянут?-Потому что от постоянного напряжения он утратил бы свои свойства, и когда нужно с усилием пустить стрелу в дикого зверя, то невозможно было бы это сделать: лук не имел бы силы.- Не удивляйся же, молодой человек, что я даю временное отдохновение уму своему: если он будет постоянно в напряжении, то также утратит свою крепость и ослабеет, когда по необходимости потребуешь от него усилий.(Т.Д.Зинкевич, Тренинг по сказкотерапии», с.71-72). Я посчитала возможным самостоятельный подбор, адаптацию и сочинение игр в соответствии с возрастными особенностями школьников и содержанию духовно-нравственного обучения и воспитания. В настоящее время мы продолжаем играть на уроках. Копилка игр медленно пополняется. Приложение №1Игры на закрепление материала, пройденного на уроке. 1.«Нерукотворное и рукотворное» (1-3 класс).Сейчас я буду называть разные предметы. Вы будьте внимательны и один раз хлопните в ладоши, если я назову что-нибудь рукотворное, например: книга. Сидите тихо, если я назову что-то нерукотворное, например: пшеница. 2.« Сказочное королевство» (2-4 класс).Учитель: Представьте себе, что мы все приглашены в сказочное королевство на праздник и там будет много интересных игр. Но королевство охраняют строгие и неподкупные стражники и есть только один способ пройти в королевство: ответить на любой вопрос стражника по тексту, который я вам сейчас предложу. Даю 4 (или 3 …) минуты на изучение материала. (Звучит колокольчик. Обучающиеся изучают текст по теме из учебника Л.Л.Шевченко «Православная культура»). Снова звенит колокольчик-время кончилось. Сегодня стражником буду я: подходите по одному. (На последующих занятиях стражники избираются из детей). Все ответили на вопросы и прошли в королевство? ( Если не все, пусть кто-нибудь поможет. Можно устроить смену караула. Можно, по необходимости, еще раз прочитать текст). Поздравляю всех с преодолением препятствий и начинаем игровой праздник. (Игры-отдых по желанию детей). 3.«Древо мудрости» (2-4 класс)Как вы думаете, что же такое древо мудрости? (Ответы) Давайте прочитаем рассказ из учебника, после этого на маленьких листочках надо будет написать один вопрос по тексту, свернуть листочек и скрепкой закрепить его на древе мудрости ( древом может быть нарисованное дерево, учитель или ученик). Теперь подходите по одному, «срывайте» листок и постарайтесь ответить на вопрос, написанный на листочке. По считалке определяем того, кто предложит заключительную игру. 4. «Кто хочет стать отличником?» (2-4 класс)Игра проводится по типу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?», по тем же правилам, но в соответствии с темой занятия.Игры на повторение пройденного. 1.«Я знаю пять названий»(1-4класс)Обучающимся предлагается назвать 5 названий тварей, сотворенных Богом в третий, четвертый, пятый, шестой день творения. Помогать отвечающему на вопрос можно только сидящим на его ряду. 2.«Колечко» (1-4 класс)Для игры нужно колечко, надетое на длинный шнур, концы которого соединены. Дети стоят в кругу, держат двумя руками шнур. По команде: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» передают колечко по кругу до команды «Стоп!» Тот, у кого колечко, задает вопрос по пройденному курсу любому игроку.Второй вариант: В центре круга водящий, он же подает команды и отгадывает у кого колечко. Отгадал – задает вопрос, не отгадал – отвечает на вопрос «колечка». 3.«Море, суша, небо». (1-4 класс)Ведущий, говоря: «Море, небо, суша», считает детей. Учитель подает команду «Стоп». Если на ученика выпало слово «море», то он называет 5 обитателей моря и день, в который они были сотворены. Аналогично игра проходит и с обитателями суши и неба. Только надо договориться с ребятами ,что подразумевается под небом – планеты или птицы. 4.«Кто с кем связан» (3-4 класс) На доске (на листочках) написаны в два столбца имена людей. Нужно провести линии, соединив связанных по жизни между собой людей:Каин АвраамДавид Ной Исаак АаронХам ГолиафМоисей АвельСловесный волейбол (4 класс).Дети стоят в кругу, в центре с мячом учитель (или ученик)бросает мяч, одновременно называя имя или существительное. Тот, кто ловит мяч, добавляет глагол. Например: -царь Давид…………..сочинял псалмы (или сразился с великаном Голиафом);-царь Соломон…………….построил каменный храм (или рассудил двух женщин, не сумевших доказать свое материнство);-пророк Моисей……… вывел людей из египетского рабства (или получил заповеди от Господа на горе Синай).Второй вариант: что верующие делают в этот праздник:-в Рождество Христово….колядуют;-на Троицу………украшают храмы ветками деревьев;-на праздник Преображения Господа…..освящают плоды;-на Крещение Господа Иисуса Христа……освящают воду;-на Пасху……пекут куличи, красят яйца;-на Благовещение Божией Матери….выпускают из клеток птиц;-на Вход Господень в Иерусалим….. освящают вербу.5.«Кто хочет стать отличником?» по темам пройденным за год или за прошлый год.Игры на праздничных занятиях.1.«Сретение» (1 класс). Детям нужно ответить, кто с кем встретился:-учитель с… - царевна – лягушка с… -врач с… -дед Мазай с…-Буратино с… -невнимательный ученик с…-Илья Муромец с… -Красная Шапочка с…-золотая рыбка с… -три поросенка с …-внимательный ученик с… -крокодил Гена с…2. Покров Пресвятой Богородицы -Игра «Ручеек с покровом» (1-2 класс)- звучит музыка , а над играющими детьми держится плат. -Игра-драматизация «Под грибком» Сутеева с помощью плоскостного театра. ( Текст читает учитель, а дети выполняют все действия. Во втором классе озвучивать героев могут сами дети).3.На праздник Рождество Христово вспоминаем аттракционы: -«Наряди елочку», -«Собери из кубиков слово».4.Пасха.-Игра-драматизация «Пасхальный колобок» с помощью кукол кукольного театра. (Текст читает учитель, а действия выполняют дети. В третьем-четвертом классах ученикам предлагается с помощью кукол показать свой вариант сказки). -Аттракционы с крашенками. 5. «Каравай» (1-2 класс).Дети в хороводе поют:Как на Пасху да на Красную испекли мы каравай-Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ужины, вот такой ширины…Каравай, каравай, на вопросы отвечай! Ученики отвечают на вопросы по теме «Пасха»IV.Игры-отдых. 1.«Рыбки-молчанки» (1-3 класс). Все рыбы живут в замкнутом пространстве, но плавая, не наталкиваются друг на друга, не мешают друг другу. Когда рыбы молчат? Всегда. А когда молчат люди?-Когда спят;-когда кого-то внимательно слушают;-когда смотрят ТV;-когда болеют;-когда думают…Сейчас нужно изобразить рыбок-молчанок и передвигаться, т.е. «плыть» по классу не наталкиваясь друг на друга, не мешая друг другу. Если кто-нибудь нарушил тишину – его приговаривают к штрафу: ответить на три вопроса или прощают ошибку.2.«Колокольчик» (1-4класс).Вступительная беседа: где мы можем видеть колокола? Каких они бывают размеров? Как звенят колокола? Когда звонят в колокола?Играющие ученики сидят за партами (или выстроились в линию). Перед ними спиной ко всем стоит ведущий. Учитель дает колокольчик одному из детей. Ученик должен громко и коротко позвонить и передать колокольчик другому и так до тех пор, пока не кончится песенка, которую не громко поют все вместе: Колокольчик серебристый,Звон твой льется нежный, чистый.Мимо школы проплывал,В классе нашем замолчал.Теперь все должны спрятать руки под парту (или за спину), а ведущий - отгадать, у кого колокольчик.3.« Найди колокольчик» (1-4класс).Ведущий выходит из класса. Играющие дети прячут колокольчик где-нибудь в классе и приглашают ведущего, который должен найти колокольчик, ориентируясь по звуку хлопков класса: чем громче хлопки, тем ближе колокольчик.4.«Зеркало» (3-4 класс) Двум парам детей предлагается выйти к доске и выполнить определенное задание. Причем, выполнять задание будет один, а второй – копировать его, как будто он зеркало. Варианты заданий:-пришить пуговицу;-собрать портфель в школу;-испечь пирог. Можно поменяться ролями или пригласить другие пары.5.«Я» (4 класс).Приглашаются двое детей. Им предлагается тема для разговора и выдается по 5 орехов. Один из пары начинает рассказ по теме, второй задает вопросы. Цель: беседовать, стараясь не произносить слово «я». За каждое «я» отбирается 1орех. Теперь пары меняются ролями. Победитель тот, у кого больше орехов.Варианты тем для беседы:-как ты провел лето;-твои обязанности по дому;-чем ты занимался в выходной день.V.Коммуникативные игры.1.«Клубочек».Мы все с вами связаны невидимыми нитями: живем на одной планете, в одной стране, в одном городе, вы учитесь в одной школе, в одном классе. Наверно вы уже хорошо знаете друг друга и сможете рассказать друг о друге много хорошего. Сейчас я закрепляю конец длинной нити на пальце первого ученика. Расскажите о нем (о ней), но только хорошее! (После этого учитель протягивает нить к другому ученику и добрые слова все говорят о нем и так далее).2.«Коммуникация».Учитель предлагает ученикам различные ситуации. Надо написать 10 (или меньше) предложений, в которых отображена реакция ученика на ситуацию. (Задание можно предложить для работы в малых группах). Варианты ситуаций:-если меня провоцируют на скандал, я…-если на улице постороннему человеку понадобилась помощь, а я не могу ее оказать, то я…-если друг (подруга) советует мне солгать, чтобы избежать неприятностей, то я…3.«Остров».Дети делятся на три группы, каждой группе предлагается жить на отдельном острове. Представителям от каждого острова нужно рассказать о своем острове: его название, достопримечательности, занятия жителей.Далее предлагается ситуация: произошло сильное наводнение, острова покрылись водой. Остались только небольшие участки суши, (размером с развернутую газету). Спасайтесь! (После игры анализируются все три варианта спасения островитян).4.«Аукцион для мамы».Ученики делятся на две группы. По одному от группы по очереди подходят к ведущему и называют 1 дело, в котором они могут маме помочь. Надо назвать как можно больше дел, а на следующем занятии поговорить о том, действительно ли помогали маме. Литература1.Синявский А.Д.«Иван-Дурак. Очерк русской народной веры» Нравственный мир сказки gumer. (info›bibliotek_Buks/Culture/sinyav/)2. Хёйзинга Й. – «Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры» (или «Природа и значение игры как явления культуры») (Studfils.net)3.Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. - М. : Московская правда, 1991. – 91с. 4.Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. – 79с. 5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986, 79с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X