Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шаравьева Раиса Раисовна

Программа внеурочной деятельности "Литература родного края" 8 класс

скачать документ

Вернуться назад
Управление образования администрации Березовского муниципального района Пермского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа № 2»




Программа внеурочной деятельности
«Литература родного края»
8 класс
Автор-разработчик Шаравьева Раиса Раисовна педагог-библиотекарь sharaveva70@mail.ru









Берёзовка, 2019
Пояснительная записка
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. В рамках ФГОС среди основных требований к результатам освоения образования на первый план выдвигаются именно личностные результаты: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества» В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Русская литература всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Не зря ещё М.Горький считал, что литературу следует называть человековедением. Литература Пермского края уникальна по своему богатству. Пермские писатели и поэты вписали яркие страницы в историю русской литературы 19-20 веков и стали ее признанными классиками. Это такие признанные мастера слова как В.Астафьев, А. Решетов, А. Домнин и другие. Произведения этих авторов стали для нас камертоном духовности, нравственности человека. Литературное краеведение играет важную роль в школьном курсе литературы. Оно не только расширяет знания учащихся о творчестве писателей-земляков, но и прививает школьникам любовь к малой родине, с которой начинается любовь к своему Отечеству.
Данная программа составлена с учетом содержания основного курса -литературы в 8 классе и включает лучшие произведения пермских писателей и поэтов , соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Цель:
углубить представления учащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, навыки исследовательской деятельности,
раскрыть нравственное значение художественных произведений,
привить вкус к художественному слову.




Задачи:
расширить представления детей о литературе Прикамья, писателях и поэтах Пермского края;
совершенствовать умения анализа лирического и эпического текста;
развивать творческое воображение;
формировать духовно-нравственные ценности подростка;
совершенствовать уровень культуры общения;
побудить учащихся к активной читательской и поисковой, исследовательской деятельности.

Программа предлагает произведения как классиков пермской литературы (А. Решетова, А. Домнина), так и тексты молодых авторов (А. Иванова, Н. Сова, В.Киршина и др.), в которых рассматриваются важные духовно-нравственные аспекты: милосердие и жестокость (В.Астафьев); честь и бесчестье (романы А.Иванова, рассказы Н.Сова); храбрость и трусость (В.Киршин рассказ «Впряга»). Нынешние ученики  ближайшее будущее нашей страны. Уроки родной литературы  прекрасная возможность говорить с поколением будущего о вечных важнейших вопросах Жизни: любви и дружбе, чистой совести и правде, о человеке и человечестве, о душе и духовности.
Курс предполагает чтение и анализ произведений писателей Пермского края, самостоятельную краеведческо - поисковую и исследовательскую работу школьников. Программа регионального курса «Литература родного края» 8 класс рассчитана на 7 часов.
Учебно-тематический план


Название темы
Кол-во часов
Форма проведения занятий
Творческий практикум

1
Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении.
1
Лекция
Мини-сочинение «Что я знаю о природе, истории и культуре Прикамья»

2
В.Астафьев и Пермь. Это мы, Господи! (По рассказу «Хвостик»)
1
Лекция,
семинар
Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.

3
Образ Камы в творчестве поэтов и писателей.
1
Урок
Собственная гипотеза о происхождении названия Камы в любом литературном жанре (легенда, миф, былина и др.).


4
Поэтический мир А.Л.Решетова
1
Семинар
Рекомендация: прочесть повесть А.Л.Решетова «Зернышки спелых яблок»

5
Где рождаются чудеса? (по рассказу Н. Сова «Счастливые»)
1
Урок-беседа
Сочинение - рассуждение «Счастье – это»

6
В. Киршин Рассказ «Впряга»
1
Урок-исследование
Написать эпилог к рассказу

7
Современная проза Перми.
1
Урок-презентация



Список литературы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003.
Гурштейн А.А. Извечные тайны неба. М., «Просвещение», 1984. С. 11, 98.
Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя,1998.
Поэты Перми.-Пермь,1996.
Решетов А.Л Зернышки спелых яблок.// Автопортрет. Повесть. Стихи. П., 1987.
Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 7-9 классов. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь, 2003.
Русские писатели в стихах поэтов Прикамья: дидактические материалы к урокам литературы. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004.
Сова Н. Счастливые / «Звезда», субботний выпуск № 56 от 18.11 2006.
Современная уральская проза. Антология. Челябинск, 1997.
Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998. С. 110, 164.
Чёрных А. В. Основные этапы этнической истории Прикамья в ХVII-начале ХХI вв. // Этнический мир Прикамья. Библиографический указатель. Пермь, 2003
Чудинова Г.В. Изучение повести А.Л. Решетова «Зернышки спелых яблок» на уроках литературы в 6-8 классах./ Творчество пермских писателей и поэтов в школьном изучении. П., 2008.





Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X