Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Муршель Светлана Николаевна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством ознакомления его с историей, бытом и традициям

скачать документ

Вернуться назад

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством ознакомления его с историей, бытом и традициями».Муршель Светлана НиколаевнавоспитательМБОУ Михайловская СОШ (дошкольная группа )Аннотация: Статья знакомит вопросам воспитания национального самосознания на традициях Донского казачества, бытующих в южных регионах нашей страны. Рассматриваются специфические особенности этого процесса в дошкольном детстве. Особое внимание в работе по программе уделяется созданию образовательной среды, которая способствовала бы воспитанию национального самосознания у дошкольников на основе их взаимодействия со взрослыми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Ключевые слова:  Казачество, народная культура, освоение культурного наследия, приобщение к культуре Донского казачества.«Народ, который не знает своей культуры и истории презрен и легкомыслен». И. М. КарамзинКазачество — это часть общей культуры, это наше наследие мы должны сохранить и познакомить с ним наших детей. В настоящее время в ДОУ проводится большая работа по возрождению казачьих традиций, по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине. Нам достались по наследству уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите. Потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Только ребёнок с его чистой душой, творческим мышлением, может освоить традиционную культуру своего народа.Коллектив нашего детского сада ведёт нравственно-патриотическое воспитание детей на основе традиций казачества с ранних лет. Для этого в воспитательно-образовательном процессе используются разные формы и методы работы с детьми. В нашем детском саду работа ведется по трем направлениям: - работа с детьми;-работа с родителями;-работа с социумом В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, видео – путешествия, беседы с показом презентаций.С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях казачества организовывались беседы «Наши корни», «Традиции моей семьи», образовательные ситуации «Верный друг казака - конь», «Казачьи посиделки», «Воспитание казачат», «Путешествие в казачий курень».Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков.Дидактические игры -  представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.  С помощью дидактических игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю» не только передавались определённые представления о культуре казачества, но и создавались условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие игры.В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Всадники», «Удалой казачок», «Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря - зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли», «Гончары». С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков. Особое место мы отводим работе с родителями: это традиционные родительские собрания, беседы, консультации, родительские гостиные, встречи с интересными людьми, дни открытых дверей, семинары-практикумы, ведь ничто так не объединяет людей, как совместная деятельность, если она к тому же подчинена воспитанию ребёнка, поэтому так полезно и нужно сотрудничество детского сада и родителей.В ДОУ разработан план работы с родителями по приобщению их к истокам казачьей культуре, где предусмотрены родительские собрания, консультации, развлечения, семинары, круглый стол и другие формы работы.Так на родительском собрании «Приобщение детей к истокам родной культуры, казачьим традициям и обычаям» педагоги знакомят детей и родителей с лучшими традициями, жизнью и бытом Донских казаков. Например: казаки почитали старшего в семье, любили оружие, сабля казака всегда висела на стене в курене, верный друг казака – конь и т.д.Стали традиционными в ДОУ и совместные праздники «Рождественские встречи», , семейные посиделки «За казачьим столом», в которых активные участники – родители. Всё это проходит в обстановке любви детей и родителей к Родине, казачьей культуре.выпускаются семейные газеты «Моя семья – семья казака» и др. Силами родителей для ребят детского сада приобретены казачьи костюмы для мальчиков и для девочек, атрибуты казачьего быта. Имея большой опыт работы, все Вы согласитесь, что традиционные формы работы для современных родителей стали не интересны, поэтому от нас, педагогов, требуется творческий подход в работе с родителями. Чем разнообразнее формы работы в данном направлении, тем больше положительных результатов приносит совместная деятельность родителей и педагогов в воспитании детей. На наш взгляд, самой интересной формой работы, является презентация семейного опыта в воспитании детей. Доброй традицией в нашем ДОУ стали встречи с представителями местного казачества. Они частые гости на таких праздниках, как «Рождество Христово», «Масленица», «Встречаем Пасху!», «Великий Покров» и др.. Эти мероприятии вызывают особый интерес, как у воспитанников, так и у родителей, потому что проводятся в атмосфере доверия с учётом индивидуальных особенностей участника.Таким образом, педагоги знакомят детей и родителей с лучшими традициями, жизнью и бытом Донских казаков и достигли в этом деле не малых результатов: дети имеют хорошие знания о своих корнях, традициях донского народа и казачества. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению. Только в тесном сотрудничестве с семьёй можно воспитать настоящего человека и патриота.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X