Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Елена Ивановна Попова

«Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателей с детьми с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

МДОУ «Детский сад №11»Саратовская область, г.Энгельсучитель-логопед Попова Е.И.Статья из опыта работы: «Организация совместной работы учителя-логопеда и воспитателей с детьми 5-6 лет с ФФН в группе комбинированной направленности».Работа в группе комбинированной направленности осуществляется по двум программам: по Основной образовательной программе и дополнительно по Адаптированной образовательной программе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поэтому работа воспитателя в группе комбинированной направленности отличается от работы воспитателя группы общеразвивающей направленности дополнительной деятельностью с детьми по развитию речевых и коммуникативных способностей детей. Ведущим специалистом в этой области является учитель-логопед, с которым воспитатели вплотную взаимодействуют. Взаимодействие распространяется как на образовательную деятельность, так и на совместную деятельность воспитателя с детьми. По расписанию образовательной деятельности предусмотрено две образовательной деятельности в неделю по речевому и коммуникативному развитию, одну из которой проводят воспитатели, а другую - учитель-логопед. Образовательная деятельность, как у воспитателей, так и у учителя-логопеда направлена на формирование фонематического восприятия, развитие речи детей. Закрепление полученных навыков в ОД осуществляется в различных видах совместной деятельности, которые являются традиционными в группе комбинированной направленности:-Час речи, направлен на закрепление поставленных звуков (по заданию учителя-логопеда); развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза; закрепление лексико-грамматических категорий. Час речи закреплен в режиме дня и проводится 2 раза в неделю.-Речевые минутки, где в игровой форме дети выполняют артикуляционную и пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха и речевого дыхания. Речевые минутки проводятся ежедневно, как в первую, так и во вторую половину дня ежедневно.-Литературный час, где дети знакомятся с детской художественной литературой, поэзией, русском фольклоре. Литературный час направлен на развитие художественного восприятия детей, на формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи. Благодаря систематической работе у детей формируется активный словарь, совершенствуются умения драматизировать и инсценировать художественные произведения, развивается словесное творчество, что немаловажно в работе по развитию коммуникативной деятельности детей. Литературный час осуществляется во вторую половину дня 1 раз в неделю.-Индивидуальная работа, которая направлена на автоматизацию звуков.Всю совместную деятельность по развитию речевых способностей детей мы разделили на несколько блоков:I блок. Развитие лексического и грамматического строя речи.Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Например: игровая ситуация «Спор злого и доброго волшебника». Задача – усвоение формы сложноподчинённого предложения. Дети превращаются в добрых и злых волшебников. Добрый волшебник видит во всех предметах и событиях только положительное, а злой – только отрицательное. Во время решения подобных игровых ситуаций у детей обогащается словарь, дети упражняются в умении рассуждать, доказывать, объяснять. II блок. Развитие связной речи.Развитие связной речи у детей с ФФН - это одна из основных задач речевого развития дошкольников.  Детям с нарушениями звукопроизношения труднее поддержать диалог, они испытывают трудности, как в диалогической, так и в монологической речи. Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, воспитателям необходимо правильно выбрать эффективные формы работы по развитию речи дошкольников. Одной из форм развития связного высказывания, которую мы используем для развития детского художественного творчества детей является составление загадок. Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Поэтому совместно с воспитателями и учителем-логопедом был разработан алгоритм составления загадки. Вначале детям предлагается составить простую загадку о выбранном объекте, в которой они обозначают только признаки выбранного объекта загадывания. Затем задача усложняется и добавляется несколько объектов с данным значением признака. Результат использования данного алгоритма - обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик слова, умение сравнивать, анализировать, выделять главные и второстепенные признаки, составлять сложные предложения. Еще одной из наиболее эффективных форм работы над развитием связной речи является составление рассказа. Мы планируем работу по составлению различных рассказов: описательных, по картине, по серии картин, творческих. Для этого используем определенные приемы работы по формированию связной речи.1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.2. Чтение рассказов или сказок, с последующим алгоритмом вопросов по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей. 3. Обучение ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. К концу обучения у детей формируется монологическая и диалогическая III блок. Индивидуальная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.Под руководством учителя-логопеда воспитатели активно участвуют в автоматизации поставленного звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции. При этом используется речевой материал, подобранный учителем- логопедом.Благодаря систематической и целенаправленной работе учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей, выбору эффективных форм обучения детей по развитию речи; тесному взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности к концу обучения у детей сводится к минимуму наличие речевого дефекта, как следствие у них повышается самооценка своего собственного речевого общения, они становятся активными в игровой деятельности, что способствует наиболее успешной подготовке к школьному обучению.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X