Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бескончина Лариса Ивановна

«Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа»»

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа»» Музыкального руководителя Бескончиной Ларисы ИвановныУправление Образования Администрации Ленинского Муниципального района(МБДОУ Детский сад №25 «Колокольчик») ЖК «Бутово-Парк», Московская область. Фольклор генетически заложен в каждом ребенке. Именно поэтому малыши очень быстро запоминают песни, воспроизводят их. Им близки и понятны образы природы, братьев меньших. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым. Наша задача: приблизить его к детям, не исказив. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М. А. Васильевой и Н. Е. Вераксы, рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым. Это разные жанры народных песен, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, бытовые обряды, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки. Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэзии, музыки, манеры исполнения. Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность. Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира. Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.На протяжении более двадцати лет своей работы с детьми в качестве музыкального руководителя я знакомлю детей с народным творчеством, стараюсь привить детям любовь к русской народной культуре: к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам. Хочу поделиться своим опытом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, через русскую народную культуру.Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».Большая роль в этом направлении отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.С русской народной культурой я знакомлю детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психическое благополучие. Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно – прикладное искусство – все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры. А наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. Чтобы объять и оценить ее, познакомиться с ее неиссякаемыми сокровищами, не хватит и жизни. И первые шаги приобщения к истокам русской народной культуры дети делают на музыкальном занятии. С детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла») 1. Дай ладошечку, Моя крошечка,Я поглажу тебя По ладошечке. Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошке. 2. Вот ладошечка, Моя крошечка,Ты погладь меняПо ладошечке. Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь; ребёнок гладит ладонь взрослого. Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают Показывают ротик, носик, ручки и т.д.Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать,Глазоньки моргать- моргать, Ручки - все хватать-хватать. Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки ,Пляшут наши ручки (ножки, носик, глазки)Не перегружая слух малышей объёмом материала, использую метод варьирования. Вот как, например, я работаю над русской народной песней «Петушок». На занятие приношу петушка. Говорю, что он будит ребят по утрам. Спрашиваю детей: «Как кричит петушок?». Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку!». На следующем занятии, когда опять приходит петушок, предлагаю послушать песенку про него. Пою песню «Петушок». На третьем занятии спрашиваю у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!». Надеваю детям по очереди шапочку и поём песню «Петушок» (дети начинают подпевать). На четвёртом занятии предлагаю поиграть с петушком. Проводится игра В. Цивкиной «Петушок».Петух: Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко! Здесь лиса недалеко! Что мне делать? Вот беда! (Подбегает к сказочнице.) Спрячьте где-нибудь меня!Сказочница: Не печалься, петушок, Полезай сюда, в мешок. И не бойся, будь смелей, Мы тебя помирим с ней! Петух прячется в мешок. Бежит лиса.Лиса: Тяф-тяф! Здесь пахнет петухом! Сейчас наемся потрохов! Петя, Петя-петушок! Где ты, миленький дружок? Для тебя я принесла И гороху, и пшена.Петух: Ты, лисичка не хитри, Ты сперва меня найди!Лиса: Вот какой-то мешок... В нем, наверно, петушок.Лиса открывает мешок, петух выскакивает, пытается убежать.Петух: Котик! Братик! Спаси меня!Кот: Что за шум, кто кричит, кого здесь ловят?Петух: (жалобно) Эта я, твой петушок! Выручай меня, дружок!Кот: Я сейчас тебя спасу И лисичку попрошу: (ласково к лисе) — Будь любезна и добра, Отпусти ты петушка.Лиса: Я согласна, так и быть, Буду с вами мирно жить! поём песню про петушка.Такие варианты работы над одной песней помогают нам закрепить пройденный материал, поддерживая постоянный интерес к нему у детей. В младших группах дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Это песенки «Петушок», «Ладушки», «Зайка», «Сорока-сорока» и т.д. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной темы, не требуют быстрого темпа. В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни; «Топ-топ, сапожок», «По малину в сад пойдём», Появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера: «Как у нас - то козел», «Жил я у барина ", «Где был, Иванушка?», «Варенька» и т.д.В старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах. Буквально на новогоднем празднике в старшей группе герои Сорока с Вороной исполняли их с огромным удовольствием, а все дети с не меньшим удовольствием подпевали им конечную фразу: «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как: лирические: «А я по лугу, а я по лугу», «Со вьюном я хожу», «Ой, вставала я ранешенько». Шутливо-комические: «Вот задумал комарик жениться», «Во кузнице» и т.д.Строевые: «Солдатушки, браво ребятушки», «Если хочешь быть военным». Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. Игровой фольклор.С игровым фольклором дети начинают знакомиться на музыкальном занятии в младшем возрасте, и он занимает ведущее место в детском творчестве. Разучиваются народные игры-прибаутки. С зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют). Затем проводятся игры с зайкой.1. Зайка начал умываться, 2. Зайка серенький сидитНачал в гости собираться. И ушами шевелит.Вымыл ротик,Вымыл носик,Вымыл ухо,Вот и сухо.В среднем и старшем возрасте задачи усложняются:- работа над движениями, диалогами к играм;- двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен; - приучать прислушиваться к логическому заключению музыки;- подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. «Шёл козёл по лесу», «Огород» (на мотив «Каравая») Есть у нас огород, в нем морковка (капуста, свекла) растет, Вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины. Огород, огород, что еще там растет? Доступные каждому ребенку простейшие интонации подготавливают его к исполнению более сложных мелодий, развивают музыкальный слух, память, певческое дыхание. Фольклорные игры, помогают ребенку преодолеть стеснительность, робость, дают выход темпераменту, эмоциональности, развивают у детей чувство коллективизма. К тому же они очень просты в исполнении и любой ребенок сможет включиться в игру буквально сразу. Такие игры можно проводить с детьми не только на музыкальных занятиях, но и на прогулке, в группе, когда есть свободное время, и нужно чем–то интересным занять детей воспитателям. Народные танцы. ХороводС младшего возраста дети приучаются водить хоровод – один из основных видов народной хореографии. Главная задача в этом возрасте – добиться плавности движений, синхронности, доведения хоровода до окончания звучания музыки. Хоровод – это жанр, в котором тесно связаны между собой поэтическое слово и музыка, театральное действие и хореография. В сюжетах хоровода отражен народный быт, красота родной природы. Участвуя в хороводе, ребенок как бы переносится в другой, сказочный мир: он может стать царевичем, ясным соколом, белым лебедем, вороном, березкой и т. д. Вот где с полной силой проявляется воображение и творческая фантазия ребенка, вот где простор для импровизации. Сколько всего дети закрепляют и развивают в одном хороводе: движение вправо – влево, чувство ритма, при похлопывании припева, артистизм, при исполнении ролей, чувство коллективизма, хороводный шаг, дикция, вокально - хоровые навыки и т. д.В среднем и старшем возрасте задачи усложняются:- обработка хореографических движений;- добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением;- самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.- песенный, драматический виды хороводов (разыгрывание сюжета). Игра на детских музыкальных инструментах. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, я им поручаю самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. В средней группе впервые начинаю обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.В старшем и подготовительном возрасте большое внимание уделяется ансамблевой игре. Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями. Инсценировка народных обрядов, сказок. Начиная с младшего возраста дети участвуют в инсценировках сказок, обрядов, вначале с участием взрослых (воспитателей, родителей), затем – самостоятельно. Со среднего возраста вводится знакомство с народными праздниками и обрядами в форме сказок, игровых представлений, бытовые обряды: «Осенины», « «Ярмарка», «Святки», «Масленица»и т.д. Проводим театрализацию народных сказок «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Мы живем в интересное и сложное время высоких технологий, и прошлое отодвигается все дальше и дальше. На экране телевизора наши дети видят диснеевские мультфильмы, героями становятся бэтманы и люди-пауки, на Новый год мы чаще видим Санта-Клауса, чем Деда Мороза.Как воспитать в сегодняшних детях бережное, любовное отношение к русской культуре, народным традициям, как вернуть утраченные ценности? Конечно, процесс это длительный. Но в первую очередь нужно обратиться к истокам народного творчества, к нашим корням, обычаям, обрядам и традициям. Все пути ведут к познанию наших исторических ценностей путем изучения русского фольклора. Он связывает нас с прошлым, культурное наследие которого передается из поколения в поколение. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребенка, наполнить его душу высокими нравственными качествами, пробудить интерес к народному творчеству и быту, вызвать гордость за свой народ и за свою Родину. Я стараюсь на своих музыкальных занятиях как можно шире использовать фольклор, так как в нем каким-то удивительным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность и искрометная радость. Начиная со второй младшей группы, дети поют такие попевки ка «Андрей – воробей», «Сорока-сорока», «Зайка». Притом мы их не просто пропеваем, но и прохлопываем ритм попевок. У старших детей они длиннее и сложнее, такие как, «Барашеньки», «Сел комарик под кусточек» и др. Эти коротенькие песенки помогают также и в работе над дикцией, ритмом, над совершенствованием вокальных навыков у детей. В нашем садике проводятся такие исконно русские развлечения, как Масленица, Рождественские колядки, на которых дети получают прекрасную возможность познакомиться с поведением животных, растений, особенностями трудовой жизни русского народа и его отдыха. Но не только эти праздники знакомят детей с русской культурой, но и в новогодние, осенние праздники, открытые занятия, я стараюсь включать народный репертуар. Так в старшей группе праздник осени проходил в форме ярмарки, на новогодний праздник и открытых занятиях использовались русские народные танцы, хороводы, такие как, «Валенки», «На горе то калина». Также стараюсь в сценарии праздников и развлечений включать таких русских народных героев как Емеля, Колобок, Баба Яга, Кикимора, Кощей, Леший, Лесовичок, Клоуны, Скоморохи и др. Ни один досуг или праздник не обходится без отгадывания загадок. В гости к малышам приходит Бабушка - Загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик, или какой-нибудь другой герой русской народной сказки. Народные загадки-шутки способствуют развитию у детей сообразительности, наблюдательности, находчивости, кроме того, они развлекают детей, дают возможность проявить себя. Вот одни из них:1.Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь)2. Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор)3. Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)4. Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)5. Без рук, без ног, лапшу крошит. (Нож)Конечно, такие загадки больше подойдут детям старшей и подготовительной группы. Они взяты из жизни, передаются из поколения в поколение. И наша задача донести их до наших детей. Хочется отметить, что в нашем садике есть множество народных костюмов для детей и взрослых, музыкальных инструментов, это значительно облегчает работу музыкального руководителя в данном направлении. Очень хочется верить, что русской народной культуре, фольклору суждена долгая жизнь. Это зависит и от нас с вами, дорогие коллеги. Давайте поможем нашим детям понять, полюбить этот животворный исток народной мудрости, высокой нравственности и духовного богатства. Список используемой литературы: 1.«От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.2. Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». – М., 1990.3. Каплунова И. Новоскольцева И. «Праздник каждый день». Парциальная программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Младшая, средняя, старшая и подготовительная с школе группы. С. Петербург.: Композитор, 2011.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X