Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шарыпова Наталья Владимировна

Условия формирования ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Шарыпова Наталья ВладимировнаВоспитатель МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» Филиал детский сад «Хрусталек»Условия формирования здорового образа жизни у детей в старшем дошкольном возрастеВ настоящее время проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Многообразие примеров образа жизни человека в современном обществе, с которыми постоянно сталкивается ребенок, не всегда является образцовым, в результате у формирующейся личности могут сложиться неверные представления о здоровом образе жизни или разрушиться уже сложившиеся представления. Это связано с тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.Проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни в современном обществе является актуальной, так как от уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом. Данная проблема особенно важна в дошкольный период детства, ведь этот период наиболее благоприятен для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.Формирование здорового поколения – является одной из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов: Законами РФ: «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д. Задачи сохранения и укрепления здоровья детей, решаются в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Образование» и приоритетного национального проекта «Здоровье».Задачи отражены в ФГОС ДО. «Здоровье-сберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».1.Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.2.Группа воспитательных задач: формирование нравственных и физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, взаимодействие культурно-гигиенических навыков.3.Группа образовательных задач: формирование представлений о своем организме, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя: 1. Рациональный режим – распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.- Формирование культурно-гигиенических навыков.- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.2. Правильное питание - от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.Основные принципы рационального питания:- Обеспечение баланса;- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;- Соблюдение режима питания.Рациональное питание оказывает непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.3. Рациональная двигательная активность - активная двигательная деятельность, положительно воздействует на здоровье и физическое развитие ребенка.4. Закаливание организма – положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния –психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольников, индивидуальны подход с учетом их личных особенностей, интересную и содержательную жизнь в детском саду.В некоторых случаях у дошкольников отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г.К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, понятие здорового образа жизни представляет собой систему, интегрирующую биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности. Поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и от влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней, социальной и экологической средой. Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.Методические основы формирования особенностей здорового образа жизни в старшем дошкольном возрасте в условиях дошкольных образовательных организациях (ДОО).Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Очень часто у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Так как выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка - дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально - волевую сферу. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо понимать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.Воспитание личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению с детских лет.Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья. Педагогические технологии формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста предполагает:- системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровье-сберегающего пространства, работу с детьми;- применение разнообразных форм и методов работы;- использование разных видов деятельности, детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;- последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;- открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОО используются различные виды современных здоровье-сберегающих технологий:Медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т. д.);Физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т. д.)Валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);Валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);Здоровье-сберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).Только реализуя все указанные виды здоровье-сберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.Существует много эффективных разновидностей современных здоровье-сберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.ФизкультминуткиОдним из наиболее простых и распространенных видов здоровье-сберегающих технологий в ДОО являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.Цель таких физкультминуток заключается в:смене вида деятельности;предупреждении утомляемости;снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;активизации кровообращения;активизации мышления;повышении интереса детей к ходу занятия;создании положительного эмоционального фона.Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т. п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровье-сберегающих технологий.Дыхательная гимнастикаИзучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровье-сберегающих технологий в ДОО относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.Использование дыхательной гимнастики помогает:улучшить работу внутренних органов;активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;тренировать дыхательный аппарата;осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;повысить защитные механизмы организма;восстановить душевное равновесие, успокоиться;развивать речевое дыхание.На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими, а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика — это вид здоровье-сберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого, такая гимнастика способствует развитию:осязательных ощущений;координации движений пальцев и рук;творческих способностей дошкольников.Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.Гимнастика для глазТакже к здоровье-сберегающим технологиям в ДОО относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:снятия напряжения;предупреждения утомления;тренировки глазных мышц;укрепления глазного аппарата.Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.ПсихогимнастикаПсихогимнастика относится к инновационным здоровье-сберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:проведение психофизической разрядки;развитие познавательных психических процессов;нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;коррекция отклонений в поведении или характере.Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:этюдов с использованием мимики и пантомимы;этюдов на изображение эмоций или качеств характера;этюдов с психотерапевтической направленностью.Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.РитмопластикаРитмопластика - это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:восполнение «двигательного дефицита»;развитие двигательной сферы детей;укрепление мышечного корсета;совершенствование познавательных процессов;формирование эстетических понятий.Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.ИгротерапияВ ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровье-сберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:проявить эмоции, переживания, фантазию;самовыразиться;снять психоэмоциональное напряжение;избавиться от страхов;стать увереннее в себе.Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровье-сберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.Взаимодействие воспитателя и родителей является основным показателем формирования здорового образам жизни детей как в ДОО так и в семье. Органᴎзуя взаимодействие с семьей по воּпрּосּам оздоровления детей, ᴨеּдаּгоּги используют в детском саּду так же и ᴄᴫедующие фοּрмּы работы:1. Инфοрмациоʜʜο-аналитические:- анкетирование (это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты);- «почтовый ящик» (Это адрес с привязкой к определенному домену и имени пользователя в интернете «имя пользователя@почтового сервера», предоставляющий владельцу возможность обмена электронными письмами).2. Наглядно-информационные:- родительские клубы (Родительский (семейный) клуб) – это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду;- мини-библиотека (это уголок для хранения книг, своеобразный клуб, в котором общаются взрослые и дети. На полках мини-библиотеки можно найти отдельные произведения и собрания сочинений известных детских писателей, сказки разных народов мира, сборники игр, загадок, пословиц и поговорок);- инфοрмационные стенды (это стенды где размещается информация для родителей, методические рекомендации для учащихся и педагогов); - выпуск газеты (это информация которую детское учреждение предоставляет для всех лиц, посещающих детский сад, достаточно трудоемкая работа, требующая большого количества времени и определенной подготовки). В этот процесс вовлечены все участники педагогического процесса: администрация детского сада, воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники и родители).3. Познавательные:- родительские гостиные (это модель взаимодействия «родитель - педагог», где родителям отводится ведущая роль, им принадлежит инициатива, педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком);- устные журналы (это своеобразная форма работы по морально- нравственному воспитанию, которая позволяет ярко, эмоционально донести до воспитанников важную информацию);- экскурсии (это посещение достопримечательных чем – либо объектов памяти культуры, музея, предприятия, местность как правило, коллективно под руководством специалиста – экскурсовода).4. Досуговые:- праздники (день, который отличается от других оформлением помещений, нарядной одеждой взрослых и детей, приглашением гостей, особым меню, сюрпризами и подарками);- совместные досуги (культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует);- акции (интерактивная форма сотрудничества детского сада и семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования);- участие родителей в конкурсах, выставках (это способ активного взаимодействия участников образовательного процесса, индивидуальное или командное состязание в творческом мастерстве, он проводится с целью создания условий для творческого самовыражения детей и родителей.).Такие ᴎзᴍеʜения позволяют сделать вывּод οб эффектᴎʙности использования совреᴍеʜных фοрּм в работе с родителями.Органᴎзуя взаимодействие с семьей по воּпрּосּам оздоровления детей, ᴨеּдаּгоּги используют в детском саּду так же и ᴄᴫедующие фοּрмּы работы:5. Консультации сᴨециалистов.Инструктор по физической культуре, врач, логоᴨед., врач, психолог, медсестра, – вот шᴎрοкий круг сᴨецּиалиּстов нашего детского сада, готовые в любое время прοконсультировать родителей по вопросам здороооовья их ребёнка. Консультация может быть, как по желанию родителя, так и по инициатᴎʙе сᴨециалиста. Целью консультаций является улучшение фᴎзического, психического, эмоционального здороооовье ребёнка, сделать его пребывание в детсּком саду максимально комфοртным.6. Круглый стол, кружοк молодого родителя.Использование нетрадиционных фοּрм в работе поּзвּолּяеּт ᴨедагогам в ожᴎʙлеʜʜοй, инᴛересной беседе с родителями οбᴍеʜᴎʙаться опּыᴛּᴏᴍ оздоровления детей, οбּщаּтьּся и получать исּчеּрпּывּаюּщиּе ответы от сᴨециалистов, высказывать свое мнение.В работе кружка практикуются совּмесּтныּе занятия детей и родителей, где родители учатся правильно выполнять с детьми утреннюю, дыхательную, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.7. Конкурсы стенгазет, выставки совместных рисунков, поделοк.Большой популярностью поּльּзуּютּся в детском саּду конкурсы семейных стּенּгаּзеּт «Фᴎзкультурная семья!», «Вּыхּодּноּй день в семье!», «Двигательная актᴎʙность доּшкּолּьнּикּа в режиме дня», конкурсы рисунков и поделοк «Фᴎзкульт-ура!».8. Спортивные праздники «Папа, мама, я – спּорּтиּвнּая семья!» и «Пусть всּегּда будет мама, пусть всּегּда буду я!» уже стּалּи в ДОО традицией. Онּи благотворно влияют на взּаиּмоּотּноּшеּниּя между семьёй и коּллּекּтиּвоּм сада.9. Совместные походы с родителямиЦель походов – оздоровление, закаливание детей, приобретение навыка орּиеּнтּирּовּки на местности, знּакּомּстּво с родным краем, воспитание любви к природе, улучшение эмּоцּиоּнаּльּноּго состояния организма.10. Спартакиады.Дети соревнуются в беге, метании, прыжках, а родители оказывают посּильּную помощь педагогам. Обязательные атрибуты спаּртаּкиаּды – парад, разминка, показательные высּтупּленּия детей, приглашение настоящего спортсмена, учаּстиּе героя сказки, награждение участников.11. «День открытых дверей».Традиционное осеннее мероприятие детского сада. В этот день двери открыты для всех желающих, как родителей, так и педагогов из других садов. Воспитатели провּодят экскурсии по группе и саду, игрыּ-занּятия с детьми. Родители вместе с детьּми под руководством инструктора физической культуры могут по упּражнּятьсּя в утренней или оздоровительной гимнастике.12. Неделя «Здоровья». В течение недели прּовּодּятּся физкультурные праздники илּи досуг. Желающие роּдиּтеּли могут принять акּтиּвнּое участие во всּех мероприятиях.Таким образом, методические рекомендации об использовании педагогических технологий формирования представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни в старшей группе МБОУ Усть-Коксинская СОШ филиал детский сад «Хрусталек» раскрывают целенаправленное использование различных форм, средств и методов представлений о ЗОЖ у дошкольников, а также создание необходимых условий для взаимодействия ДОО и семьи. В практике педагогов ДОО много ᴨерсᴨектᴎʙных фοрм сотрудничества, которые предּполаּгают подключение родителей к актᴎʙному участию в формировании ЗОЖ дошкольников.Список использованной литературы1. О разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерство образования и науки России от 30.01.2013 № 57). //Вестник образования России. – 2016 - № 10. – С. 33.2. Белая, К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ //Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2016. - № 1. – С. 4.3. Бережнова, О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения. //Управление ДОУ. – 2015. - №5. – С.32.4. Волосовец, Т.П. ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата //Вестник образования. – 2014. - № 7. – С. 14.5. Волошина, Л.Е. Если хочешь быть здоров… //Дошкольное воспитание. – 2013. - №12. - №12. – С.11.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X