Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Теребенцева Любовь Анатольевна

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя.

скачать документ

Вернуться назад

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя.Теребенцева Любовь Анатольевна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Губернаторский аграрный колледж» (ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж») Детчино преподавательИнтерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение и в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента.При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него оказывается все студенты, всем предоставляется возможность понимать и высказываться по поводу того, что они знают и думают.Для активизации учебного процесса каждый из нас использует свои методы, систему, «работающую» в конкретной ситуации. В своей педагогической деятельности я использую различные приемы активных и интерактивных методов обучения при изучении модуля «Реализация агротехнологий различной интенсивности». Такие приемы, как урок — практическое занятие, урок — презентация, урок — игра, мозговой штурм, урок-зачет, групповые дискуссии, тренинги, метод проектов и др. Студенты нашего колледжа начинают изучать ПМ 01 «Реализация агротехнологий различной интенсивности» на II курсе. Это значит, что они не знакомы с начальными понятиями со школы, не знают, что такое обработка почвы, для чего и чем она проводится, не знают классификацию сельскохозяйственных культур и т.п.. Однако студенты осознанно выбрали специальность «Агрономия» и они понимают ее значимость, их интересуют более сложные вопросы. Программа II курса сложна и начинается с изучения раздела «Механизация работ в растениеводстве», она насыщена изучением устройства и регулировок сельскохозяйственной техники и агрегатов. Занятия отличаются от школьных уроков, вводится новый тип урока — урок — практическое занятие, которые провожу регулярно, после каждой теоретической темы.Программа III курса начинается с раздела «Технология производства продукции растениеводства» обучающиеся продолжают знакомство с техникой, но уже непременно ее роль в технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Почти нет таких студентов, кому бы эта тема была бы не интересна. На этом этапе использую в обучении ситуационные задачи. Я ставлю перед студентами задачу и слегка подталкиваю их к правильному пути. Они обсуждают между собой, задают вопросы мне и приходят к вариантам решений. Урок — практическое занятие является одной из организационных форм урока, в процессе которой обучающиеся применяют свои знания на практике. Например составление технологической карты технологии возделывания культуры. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы. Эффективность проведения такой формы урока способствует не только приобретению новых знаний но и их закрепления. Урок-презентация. Задаю домашнее задание подготовить презентацию на новую тему. На следующем занятии смотрим и обсуждаем новый материал. А следом даю тестовые задания по данной теме с целью проверки обучающихся к восприятию нового материала. Применение современных компьютерных технологий развивает и закрепляет интерес обучающихся к предмету. В результате обучающиеся на уроке проявляют хорошую степень усвоения учебного материала 80–90 %. Следующий метод активного обучения это тренинги — обучение, в котором основное внимание уделяю практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Тренинги чаще всего применяю при написании курсовой работы. Одновременно с показом манипуляции требую точного повторения действий от всех студентов без исключения, задерживаясь на каждом «шаге» алгоритма и контролируя правильность выполнения шага каждым студентом. Если хотя бы один студент выполнил этот пункт неверно или неточно, все студенты вместе со мной возвращаются назад и повторяют данный прием еще раз. После этого преподаватель должен дать время для тренинга, для формирования начальных навыков. Студенты много раз выполняют изучаемую манипуляцию, руководствуясь алгоритмом и находясь под постоянным контролем преподавателя. Убедившись, что некоторые обучающиеся выполняют манипуляцию правильно, назначаю их на время экспертами, помогающими проверять и обучать отстающих студентов. Урок-игра. Урок построен на деятельностной основе с использованием игровой технологии, которая формирует интерес к знаниям, развитию учебной мотивации, предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения. Главная цель урока — повторить и обобщить знания. Положительную роль в обучении студентов играют дидактические интеллектуальные игры — на занятии «Технология производства продукции растениеводства» — это кроссворды, тематические викторины, «Кто быстрее» и т. д. Наиболее благоприятный момент для применения учебных игр — этап профессионального обучения, так как студенты старших курсов уже обладают достаточным уровнем знаний и умеют самостоятельно работать. Урок-зачет является организационной формой урока, в процессе которой студенты самостоятельно изучают и повторяют материал по учебникам или лекциям. Зачетная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы. Урок-зачет проходит в виде теста, где каждый обучающийся получает задачи или иные задания с вариантами решений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор. Урок с применением кейс-метода обучения как «Анализ ситуаций». Сущность этого метода состоит в том, что студенты делятся на 2 группы, студентам предъявляется ситуация, в которой охарактеризованы условия и действия участников ситуации. Группе предлагается оценить, правильно ли действовали участники события, дать анализ и заключение о том, на основании чего они оценивают действия участников, а затем коллективно обсуждают намеченные выводы. Урок с применением метода интерактивного обучения как мозговой штурм. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания обучающихся. Можно показать, что у одной и той же задачи есть много разных решений и каждое правильно, но только для своих конкретных условий. Можно научить обучающихся не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться. При работе с данным методом необходимо обращать внимание на иерархию вопросов, которые сопровождают каждый этап «Мозгового штурма»: I уровень — что ты знаешь? II уровень — как ты это понимаешь? (применение других знаний, анализ) III уровень — применение, анализ, синтез Студентам нашего колледжа, я предлагаю последовательно ответить на вопросы разных уровней. Например: при изучении темы «Технология возделывания озимой пшеницы» I уровень — Приведите примеры исполнителей (главный агроном, агроном, бригадир); II уровень — Какие задания выполняют ваши исполнители? Чем они похожи и в чем у них отличие? III уровень — А нужны ли нам исполнители? Можно ли обойтись без какого либо исполнителя? Интерактивный метод обучения — Метод проектов. Предполагает самостоятельное изучение студентами какой-либо проблемы и последующую защиту результатов работы. Сюда можно отнести написание и защиту дипломного проекта которое проводиться по следующей схеме:выбор темы исследованияформулировка цели исследования;определение объекта исследованияпостановка задач исследования.После поставленных задач на коллекционном участке ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж» закладывается опыт по выбранной теме и согласно поставленным задачам проводятся исследования. В течение летних каникул студенты в свое свободное время наблюдают за опытом: определяют дату наступления фазы вегетации, измеряют высоту растений, считают сорняки и определяют их видовой состав, проводят междурядные обработки и учитывают урожайность выбранной культуры и так далее индивидуально по выбранной теме. Полученные данные служат для написания дипломного проекта и участия студентов в научно - практических конференциях разного уровня, где они делятся своими достижениями. Обучающиеся нашего колледжа под моим руководством участвуют в конкурсах и олимпиадах по предмету. Использование интерактивных и активных методов обучения оказывает большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, особенности активных и интерактивных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности как преподавателя, так и студента. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний у студентов. С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки. В результате использования активных и интерактивных методов при изучении ПМ 01 «Реализация агротехнологий различной интенсивности» повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.В пользу интерактивного обучения свидетельствуют исследования современных русских психологов. По их оценкам обучающийся может запомнить информацию в зависимости от вида деятельности следующим образом: 10 % — читая про себя, 20 % — слушая, 30 % — рассматривая, 50 % — слушая и рассматривая, 70 % — обсуждая, 80 % — личный опыт, 90 % — общая деятельность с обсуждением, 95 % — обучая других.Список использованной литературы1. Интернет ресурсы.2. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т. Г. Мухина. — Н. Новгород, ННГАСУ, 2013. — 97 с. 3. Анашкина, И. В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации / И. В. Анашкина. — Тамбов: Изд-во ООО «Орион», 2011. — 39 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X