Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ковальчук Алина Николаевна

Педагогическая ситуация и пути ее решения

скачать документ

Вернуться назад

Педагогическая ситуация и пути ее решенияКовальчук Алина Николаевна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области «Губернаторский аграрный колледж» (ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж») Детчино преподавательПедагогическая ситуация является частью педагогического процесса и характеризует его состояние в данный момент и в данных условиях. Сам педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных и продолжающих друг друга ситуаций.Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых преподавателем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.Цель создания педагогической ситуации: формирование и развитие студента как будущего активного участника общественной и трудовой деятельности, формирование его личности.Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения учебного занятия, занятия кружка, консультации по предмету. Классификация педагогических ситуаций:по месту возникновения и протекания (на уроке и вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.Способы создания проблемных ситуаций: побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов; широкое использование жизненных ситуаций и прошлого опыта студентов; поиск условий использования результата выполнения проблемного задания; побуждение к анализу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям; выдвижение предположений; знакомство с фактами и т. д. На всем этом строится технология обучения.Этапы работы с проблемными ситуациями:поиск или постановка проблемы;ее восприятие студентами;анализ для выявления противоречия;анализ для выявления знания или незнания;выдвижение гипотезы как предположительного решения;решение как проверка гипотезы;перепроверка правильности полученного результата.Технология развивающего обучения предусматривает включение проблемных ситуаций в урок: проблемная ситуация может предшествовать объяснению нового материала, входить в него, заключать его, входить в опрос, домашнее задание, закрепление, контроль. Отсюда и названия: проблемное изложение, проблемный контроль, проблемный опрос.Создание педагогических ситуаций своего рода процесс "подгонки" педагогического процесса под конкретные группы студентов, учета реальной обстановки в мельчайших звеньях. Ситуация - это фрагмент действий педагога и студентов в определенных условиях. Она активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность студентов, интерес к обучению.Проблемность в обучении - самое главное, что помогает поднять качество обучения, пробудить интерес у студентов, улучшить понимание ими материала, облегчить его запоминание.Типы проблемных ситуаций:1 тип - студенты не знают способа решения задачи (задания), не могут ответить на проблемный вопрос - нет знаний. Это ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у студентов для объяснения нового факта;2 тип - студенты поставлены в новые условия решения задачи (задания, вопроса), а располагают лишь старыми знаниями, т.е. ситуации, в которых ранее полученные знания применяются в новых условиях;3 тип - у студентов возникают противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;4 тип - у студентов возникают противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования.При разрешении педагогических вопросов, задач, заданий у студентов непременно возникает состояние интеллектуального затруднения. Препятствие для хода мысли - это и есть проблемная ситуация.Проектирование ситуаций осуществляется мысленно, в виде методических карточек обеспечения занятия, в форме конспекта занятия поэтапно:I этап - актуализация знаний. Сюда включаются ситуации, полностью базирующиеся на ранее усвоенном материале, формирующие новые понятия, обобщенные выводы и суждения. На первом этапе ставится проблема, и анализируются условия ее разрешения.II этап - формирование новых понятий и способов действия (включаются любые ситуации). На втором отыскиваются источники и способы разрешения проблемы, происходит ее разрешение.III этап - формирование умений и навыков, т.е. этап применения знаний (ситуации обобщения знаний, способов взаимодействия). На третьем этапе получается результат и проводится анализ правильности разрешения проблемы.Проектируя ситуацию, нужно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, установить участников взаимодействия, сформулировать противоречия и проблему. Постановка и решение проблемы сливается в один процесс. При проектировании педагогических ситуаций нужен системный подход. Создавать следует не отдельную ситуацию, а комплексы ситуаций, в работе применять системы педагогических ситуаций.Главные правила создания педагогических ситуаций:- не навредите студенту, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений;- создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на студента;- не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства студентов и оставляйте "закрытые зоны", предоставляя студенту самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации. Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности. Формирование индивидуальной педагогической системы деятельности педагога происходит как поисковая деятельность. В ней реализуются его способности и возможности. Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивидуальной педагогической системы.Индивидуальная педагогическая система - вся совокупность деятельности педагога и студентов, построенная на наиболее полном использовании возможностей их личностей, дающая устойчивый эффект, способная к воспроизводству в других условиях и другими педагогами.Практические рекомендации преподавателям по разрешению педагогической ситуации:- Ни один конфликт не возникает вдруг, нечаянно, сразу. У конфликта, как и у болезни, много схожего: а) он никогда «не ходит» один (конфликтная проблема является многогранной, поэтому у каждого участника конфликтного взаимодействия есть свое видение происходящего и своя «правда»). Особое значение имеет психологически грамотное поведение педагога в условиях предконфликтной ситуации.Пути решения предконфликтных ситуаций - прежде всего приемы мышления. Они не являются законченными, а изменяются и совершенствуются в деятельности. Совокупность приемов решения ситуаций образует мыслительный процесс, имеющий определенные этапы: ориентировку в ситуации и поиск педагогического решения, нахождение и принятие решения, реализацию решения и контроль над его исполнением, оценку полученного результата и фиксацию способов его достижения. Знакомство с психологическими закономерностями и механизмами, которые имеют место в процессе распознавания и осмысления предконфликтной ситуации, позволяет педагогу более целенаправленно сформулировать адекватную стратегию профессионального поведения, состоящую из последовательной реализации приемов: диагностических, исполнительных, оценочных.Диагностические действия педагога ориентированы на разрешение главной, основной проблемы предконфликтной ситуации. Для этого ему необходимо получение достоверной информации о происходящем. Познание предконфликтной ситуации организуется педагогом посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:1. «Зондирование» - обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? - преподаватель фокусирует говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности. Такое выяснение помогает сделать сообщение понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Прежде чем сделать что-то, важно выяснить для себя, что именно я хочу сообщить или узнать и какой цели послужит данная информация («Поправьте меня, если я не прав»). Если оппонент не поправил, значит, он воспринял наше описание и видение ситуации.2. «Пошатывание», «раскачивание» - педагог делает пробные шаги по определению степени прочности позиции, занятой студентом в конкретной ситуации: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо?». Одним из средств проверки на прочность позиции студента является пересказ педагогом услышанного. Педагог выделяет и сохраняет то, что казалось главным для него как слушающего. Если же он неверно определил то, что является главным для говорящего, возникает возможность что-то скорректировать. Слушающий исходит только из мыслей говорящего, но может в пересказе учитывать и невысказанные мысли и намерения говорящего. А самое главное, говорящий, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в правомерности занятой им позиции.3. «Эмоциональное отзеркаливание» происходит по формуле: «отражение чувств говорящего + отображение своих чувств». Отражение чувств - это описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете... и мне близки ваши чувства». Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению конструктивных усилий по решению проблемы.4. Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим использованием их при решении новой ситуации. Для того чтобы знания о ситуации были достоверными, целесообразно стимулировать студента к высказыванию: «Да? Это как так?..» Важно задавать вопросы говорящему так, чтобы у него возникло желание отвечать, т.е. вступить в контакт и в открытой, конструктивной форме выразить свою позицию. Оптимальным средством стимулирования служит проблематизация высказываний студента: «В чем же расходятся наши взгляды на данную ситуацию?..». Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так и собеседника, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость последующего разговора.5. «Взвешивание» возможных способов воздействия на студентов и определение среди них наиболее эффективного. Одним из универсальных способов педагогического, т.е. развивающего воздействия является одобрение, а в некоторых случаях авансированная похвала: «Я уверен, что у тебя это получится хорошо». Одобрение - это дальнейшее развитие мыслей собеседника в позитивном направлении, но только в тех рамках, которые тот задавал. В противном случае это переходит в игнорирование. Одобрение должно быть уместным и своевременным.6. «Компенсация» - замещение недостаточного распознавания личности студента посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь дело именно с ней, а не с личностью, ибо нет плохих людей, а есть неадекватные поступки. Важно избегать оценочных отношений к студенту.7. Ориентация на обсуждение, доведение до понимания студентом аргументов, подтверждающих обоснованность занятой педагогом позиции. Существенное значение имеет распознавание и осознание педагогом степени успешности своей попытки.8. Внутренняя диалогичность (мысленный спор с оппонентом). Диалогическая позиция как направленность на взаимопонимание означает, во-первых, паритетность, принятие студента как равноправной личности; во-вторых, принятие собеседника без ранжирования, т.е. отнесения к «плохому - хорошему»; в-третьих, ориентация на общение, на диалог как способ противовеса педагогическому поучению.9. «Интерпретация» - распознавание поведения студента в конкретной ситуации; педагог может спросить его: «Если я правильно поняла, то ты хотел сказать, что...», т.е. с помощью данного приема происходит соотнесение, «связывание» поведения студента с его намерениями, целями, эмоциональным состоянием.10. Выявление слабых аргументов оппонента: отсутствие последовательности в изложении им своей позиции, поверхностный анализ фактов своего поведения, необоснованные заключения, противоречивость в высказанных утверждениях.11. Переформулирование высказывания оппонента в целях достижения более четкого понимания его смысловой позиции, соединения фрагментов разговора в смысловое целое. Основная цель перефразирования - собственная формулировка сообщения говорящего как средство проверки его точности: «Как мне показалось, вы сказали, что...». Важно выбрать главное и выразить это своими словами.12. Отсроченное реагирование - педагог не торопится реагировать, так как в некоторых случаях имеет определенный смысл подождать повторения поступка, если он не является проступком.13. Резюмирование, как средство подытоживания основных чувств и идей, которые проявлялись и обсуждались в данной ситуации, помогает понять учащемуся, насколько точно ему удалось выразить свои мысли и переживания: «Если теперь подытожить сказанное вами, то...». Педагог своими словами подводит итог основным мыслям, высказанным собеседником.Приведенный перечень действий, входящих в указанную систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке. Адекватность применения диагностических действий обеспечивает правильность анализа предконфликтной ситуации, от степени успешности анализа в существенной мере зависит эффективность профессионального поведения педагога в условиях предконфликтной ситуации. Исполнительная часть процесса решения предконфликтной ситуации характеризуется разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной. Успешное решение предконфликтных ситуаций можно рассматривать как средство сохранения и развития педагогического общения, которое постоянно реализуется на фоне определенных эмоциональных реакций. Формулирование педагогом именно у себя положительной профессиональной ориентации нередко предопределяет успешность преодоления затруднений в деятельности.Разрешение предконфликтной ситуации административными мерами (вызов родителей, приглашение на педсовет...) приводит к прекращению педагогического процесса. В данном случае выход из создавшегося положения может быть найден в пресечении проявлений авторитаризма, в отказе от репрессивных мер. Следовательно, педагогической задачей в разрешении предконфликтной ситуации выступает организация оптимального взаимодействия, а педагогической целью - формирование социально значимых качеств личности студента.Конструктивный выход из предконфликтной ситуации есть в какой-то степени экспромт. Сущность психологического обеспечения успешного разрешения возникшего затруднения состоит в осознании педагогом своих как интеллектуальных, так и исполнительных действий. Одно дело, найти разумное решение (мысленное проигрывание его путем соотнесения с оппонентом, условиями ситуации, целью педагогической деятельности, а также с собственными возможностями; оценка вероятности успешной реализации решения; разработка плана его реализации) и совсем другое - его реализовать. На этапе реализации выработанного решения можно выделить следующие приемы:1. Обращение к фактам (обоснование своей позиции с помощью фактов) заключается в последовательном и постепенном движении от простейших фактов, суждений и утверждений к более сложным и богатым. Самое главное - уметь выделять наиболее простые, очевидные, конструктивные моменты взаимодействия: «В чем совпадают (а не различаются!) наши взгляды, позиции?». Для того чтобы уметь это делать, надо приобрести навык систематического обдумывания мельчайших деталей решаемой ситуации. В общении, особенно педагогическом, нет мелочей!2. Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам («Вы же умный человек...»).3. Подчеркивание тех моментов, с которыми педагог согласен. Преодолевая возникшие затруднения, важно попытаться найти хотя бы один пункт, в котором можно достичь согласия, пойти, если не на сотрудничество, то хотя бы на компромисс. Необходимо идти на согласие с теми аргументами, которые способствуют достижению педагогической цели в условиях конфликтного взаимодействия. Этому способствует такая особенность педагогического мышления, как децентризм: стремление смотреть на проблему и с точки зрения оппонента.4. Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы. Здесь необходимо умение учитывать состояние, настроение оппонента, ход его мыслей. Условно данный прием можно назвать - «мы». Реализуется указанный прием в форме следующих высказываний: «Как нам с вами поступить?», «Что нам делать дальше?». Используя данное местоимение в качестве психологической связки, педагог может достичь эмоциональной общности со студентами. В этом случае отношения строятся на основе взаимного принятия, что приводит к формированию важного для педагогической деятельности чувства взаимной соответственности, причастности к общему делу.5. Ненавязывание своего мнения, стремление, чтобы к этому пришел оппонент сам. Важно вести переговоры с целью убедить собеседника, не задавить его и не принуждать. Студенты высоко ценят сосредоточенность педагога на поиске справедливости, а не на нажиме. Чтобы вовлечь в процесс творческого решения проблемы другую сторону, необходимо об этом позаботиться как можно раньше (обратиться к студенту за советом).Для того чтобы оппонент принял то или иное приглашение к творческому сотрудничеству, мало только обсуждать с ним существо проблемы, надо создать у него чувство причастности к процессу выработки и реализации решения. Именно это является одним из важнейших факторов конструктивного разрешения педагогического конфликта.6. Тактическая уступка с ориентацией на стратегический выигрыш. Важно продумать, чем можно пожертвовать самому и чем может пожертвовать оппонент за свою цель. Надо создать такие условия при разрешении ситуации, чтобы стратегия доминировала над тактикой.7. Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал, в более спокойной обстановке обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации.8. Перевод разговора на другую тему, если видно, что ход развития событий складывается не в пользу педагога.В заключение хочу отметить, что творческий процесс не является линейным, поэтому ряд рассмотренных приемов может осуществляться параллельно либо в обратном порядке. Более того, отдельные указанные приемы разрешения предконфликтной ситуации могут меняться местами. Оценочные действия педагога в процессе разрешения предконфликтной ситуации в случае их успешности многому могут научить и самого педагога. Основной прием на данном этапе - «вытяжка» как способ подытоживания основных идей и чувств говорящего. Она помогает соединить фрагменты разговора в смысловое единство («Итак, если подвести итог нашему разговору, то получается следующее...»). Эффективное оценочное действие педагога связано с его умением делать выводы, значимые для дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности. Качество таких действий зависит от субъективных факторов (общая культура педагога, уровень его профессионального и личностного роста) и объективных (дефицит времени, высокая степень сложности предконфликтной ситуации).Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.Список использованной литературы1. Интернет ресурсы.2. Махмутов М.И. Организация проблемного изучения в школе. М., 2017. С. 94-96.3. Педагогический словарь. М.: Академия. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, 2015.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X