Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Середа Татьна Петровна

Проект

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Буратино»

ПРОЕКТ
информационно-познавательный
«СЕМЬЯ»
для детей среднего дошкольного возраста


Разработали воспитатели:
Середа Т.П.
Хайрутдинова Р.Ш.

Мегион 2016 г.
«Семья – это та самая среда, в которой
человек учится, и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Одной из важных задач образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.
Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности.
I. Целеполагание
Вернувшись в детский сад, после зимних каникул дети стали наперебой рассказывать о встрече  Нового года в кругу семьи,  о совместном отдыхе, о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта «Семья». Данная тема позволит детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса, приблизится к миру детей, глубже узнать специфику работы дошкольного учреждения. И самое главное, проект будет способствовать развитию детско-родительских отношений, укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Тип проекта: информационно-познавательный
Участники: дети, педагоги, родители
Целевая группа: дети 4-5 лет
Масштаб проекта: кратковременный
Вид проекта: групповой
Образовательные области:  физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество
Цель: формировать у детей понятие «семья»
Задачи:
- Обогащать знания детей о своей семье
- Активизировать словарь детей на основе углубленных знаний о своей семье
- Развивать коммуникативные навыки детей
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях
Сроки реализации проекта
I этап (подготовительный) – 15.01.2012 – 01.02.2012г.
Цель: Диагностические исследования детей и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники средней группы, педагоги, родители. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
II этап (основной) – 02.02.2012 – 30.04.2012г.
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили непосредственно организованную деятельность по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
III этап  (заключительный) – 01.05.2012 – 11.05.2012г.
Цель: Диагностика уровня сформированности знаний у детей о своей семье.
Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейного досуга «Наша дружная семья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейного досуга были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Знание детьми информации о своей семье.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
II. Разработка проекта
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
III. Выполнение проект Формы и методы образовательной деятельности по областям,
интеграция образовательных областей в проекте «Семья»
№ п/п
Образовательная область
Содержание
Цель
Работа с родителями

1
Физическая культура
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Коммуникация
- Познание
- Здоровье
- Социализация
- Безопасность
- Физкульминутки «Помогаем маме», «Кто живёт у нас в квартире?», «Девочка Мила», «Пингвины»
- Развлечение «Любим вместе отдыхать, бегать прыгать и играть!».
- Подвижные игры «Теремок», «Наседка и цыплята», «Гуси и волк», «Кто больше?», «Придумай движение», «Развей скуку»
Содействовать гармоничному физическому развитию детей. Формировать  у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.
- Проведение совместной утренней гимнастики
-Консультация «Зарядка – это весело»



2
Здоровье
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Познание
- Социализация
- Безопасность
- Физическая культура
- Коммуникация
- Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка», «Пальчик-мальчик», «У девочек и мальчиков». «Мы делили апельсин!», «Маленький мизинчик», «Пальчики в лесу», «Этот пальчик хочет спать», «Раз уселась на скамейке, Наша дружная семейка», «Пять да пять - родные братцы», «Дом»,
«Ладушки, ладушки», «Этот пальчик – дедка»
- Просмотр мультфильмов «Маша и медведь», «Мойдодыр», «Айболит»
- Дидактическая игра «Полезное и вредное»
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. Формировать представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охраны здоровья.
- «Игра на прокат»: «Из чего мы сделаны», «Валеология или здоровый малыш», «Путешествие в мир эмоций», «Опасно – безопасно», «Поваренок».




3
Безопасность
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Познание
- Здоровье
- Чтение
художественной литературы
- Беседа по основам безопасности «Эта спичка невеличка», «Электричество и электроприборы»


Формирование умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
- Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», Безопасность детей в доме



4
Социализация
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Познание
- Чтение
художественной
литературы
- Труд
- Коммуникации
- Безопасность
- Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»
- Дидактические игры «Чьи детки?» «Дружная семейка», «Маленькие помощники»
- Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Теремок»
- Игра-развлечение «Чем могу, тем помогу»
Создать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать и согласовывать. Учить детей делать простейшие выводы, понимать, что в семье все заботятся друг о друге.
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин», «Парикмахерская»
- Изготовление масок к творческим играм
Консультация «Формирование у дошкольников положительного образа родного дома»

5
Труд
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Познание
- Чтение
художественной
литературы
- Социализация
Дежурство в группе, коллективный труд
Формирование  у детей отчетливых представлений о роли труда взрослых и детей в жизни общества и каждой семьи.
- Консультация «В труде воспитывается воля»


6
Познание
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Чтение
художественной
литературы
- Коммуникация
- Социализация
- Безопасность
- Труд
- Развивающая игра «Моя дружная семья» (блоками Дьениша)
- НОД
- ФЦКМ «Наши папы»
- ФЦКМ «Моя мама»
- Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Ушки-неслушки»

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми представлений о членах семьи и ближайших родственниках, установление связи между ними.
- Рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи»
- Буклеты «Роль матери в воспитании», «Воспитать настоящего мужчину или роль отца в воспитании
сына»





7
Коммуникация
Интегрируется с образовательными областями:
- Социализация
- Безопасность
- Чтение
художественной
литературы
- Познание
- Труд
- Физическая
культура
- Здоровье
- Беседы на тему «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования), «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в семье», «Моя родня»
- Инсценировки Настольный театр «Репка», «Бычок – смоляной бочок», «Машенька и медведь»

Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Подбор стихов, пословиц и поговорок о семье
- Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Моя семья», «Мой домашний любимец»

8
Чтение художественной литературы
Интегрируется с образовательными областями:
- Познание
- Социализация
- Здоровье
Чтение «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», А Барто «Помощница», Э. Мошковская «Стихи про бабушку», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я. Аким
«Славный дедушка, родной» А. Плещеев «Внучка»
Знакомство с пословицами и поговорками о семье
Поддерживать у детей интерес к литературе, понимание роли взрослых и детей в семье. Воспитывать через чтение любовь к ближним, радость и гордость за то, что у него есть семья, способствовать углублению читательских интересов.

- Посмотреть вместе с детьми и обсудить мультфильмы о семье:
«Волк и семеро козлят»,
«Мама для мамонтенка»,
«Осьминожки»,
«Волк и теленок», «День рождения бабушки»


9
Художественное творчество
Интегрируется с
образовательными
областями:
- Познание
- Чтение
художественной
литературы
- Коммуникации
- Ручной труд
- Рисование «Портрет мамы», «Моя семья» (создание альбома «Моя семья»), «Дом моей мечты»
- Изготовление подарков к праздникам 23 февраля и 8 марта
- Фотовыставка «Семейные увлечения»
- Оформление альбома «Наш самый незабываемый день»
- Выпуск газеты ко дню Семьи
- НОД:
- Аппликация «Подарок для папы»
- Рисование «Портрет мамы»
- Аппликация «Моя семья»
Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе собственной творческой деятельности     (самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Учить детей быть внимательными к своим родным.
- Сделать герб «Моя семья»
- Подобрать фото «Наш самый незабываемый день»
- Фото «Хобби в моей семье»
- Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями)



Перспективное планирование

Месяц
НОД
Совместная деятельность педагогов и детей

январь
Диагностика детей

февраль
1 неделя


- Опрос детей «Что я знаю о своей семье»
- Беседа на тему «Наша дружная семья» (с элементами художественного конструирования)
- Физкульминутка « «Кто живёт у нас в квартире?
- Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
- Сюжетно-ролевая игра «День рожденья»
- Подвижная игра «Теремок»
- Инсценировка «Ушки-неслушки»
- Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


2 неделя
- ФЦКМ «Наши папы»

- Физкульминутка «Пингвины»
- Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»
- Беседа «Мой папа»
- Дидактическая игра «Дружная семейка»
- Подвижная игра «Наседка и цыплята»
- Чтение художественной литературы Т. Бокова «Как папа»


3 неделя
- Художественное творчество-аппликация «Подарок для папы»



- Физкульминутка «Мы ногами топ-топ»
- Пальчиковая гимнастика «У девочек и мальчиков»
- Настольный театр «Бычок – смоляной бочок»
- Дидактическая игра «Полезное и вредное»
- Просмотр мультфильма «Маша и медведь»
- Чтение художественной литературы Л. Разумова «Мой папа красивый»


4 неделя
- Музыкальное «Праздник пап»



- Физкульминутка «Девочка Мила»
- Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин!»
- Дидактическая игра «Чьи детки?»
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
- Чтение художественной литературы О. Чусовитина «Самый лучший!»
- Развлечение «Моя семья»

март
1 неделя
- ФЦКМ «Моя мама»


- Физкульминутка «Помогаем маме»
- Пальчиковая гимнастика «Маленький мизинчик»
- Беседа «Семья и родной дом»
- Подвижная игра «Гуси и волк»
- Чтение художественной литературы А Барто «Помощница»
- Инсценировка «Сказка для мамочки»
- Дидактическая игра «Маленькие помощники»
- Оформление альбома «Герб моей семьи»


2 неделя
- Художественное творчество-рисование «Портрет мамы»


- Беседа «Моя мама»
- - Игра-развлечение «Чем могу, тем помогу»
- Чтение художественной литературы Н. Саконская «Разговор о маме»
- Настольный театр «Машенька и медведь»
- Физминутка «Считалка под мяч. Раз, два, три, четыре»
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
- Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»


3 неделя



- Чтение художественной литературы «Кукушка»
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
- Вечер загадок о семье
- Игра-беседа «Электричество и электроприборы»
- Физминутка «Семья»
- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»
- Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями)


4 неделя
- Художественное творчество-рисование «Дом моей мечты»



- Чтение художественной литературы «Гуси – лебеди»
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
- Пальчиковая гимнастика «Раз уселась на скамейке,Наша дружная семейка»
- Физминутка «Мы построим снежный дом»
- Составление творческих рассказов «Как я помогаю дома», «Моя семья», «Мой домашний любимец»

апрель
1 неделя




- Беседа «Бабушка и дедушка в семье»
- Игра-драматизация «Красная Шапочка»
- Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Стихи про бабушку», Л.Квитко «Бабушкины руки», Я. Аким «Славный дедушка, родной» А. Плещеев «Внучка»
- Подвижная игра «Кто больше?»
- Пальчиковая гимнастика «Пять да пять - родные братцы»
- Физминутка «Кто за кем идет»


2 неделя
- Художественное творчество-аппликация «Моя семья»
- Беседа «Моя родня»
- Настольный театр «Репка»
- Просмотр мультфильма «Айболит»
- Чтение художественной литературы Я. Аким «Моя родня»
- Пальчиковая гимнастика «Дом»
- Физминутка «Встань, как только солнце встанет»
- Подвижная игра «Придумай движение»
- Оформление альбома «Наш самый незабываемый день»


3неделя

- Развивающая игра «Моя дружная семья» (с блоками Дьенеша)
- Знакомство с пословицами и поговорками о семье
- Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- Чтение художественной литературы В. Осеева «Загадка»
- Беседа по основам безопасности «Эта спичка невеличка»
- Пальчиковая гимнастика «Ладушки, ладушки»
- Физминутка «Солнце»
- Подвижная игра «Развей скуку»
- Выпуск газеты ко дню Семьи


4 неделя




- Инсценировка «Три мамы»
- Игра-драматизация по сказке «Теремок»
- Чтение художественной литературы Е. Благинина «Мама спит, она устала», В. Бокова «Колыбельная для мамы»
- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик – дедка»
- Физминутка «Сначала буду маленьким»
- Фотовыставка «Семейные увлечения»

май
1неделя




- Итоговая диагностика детей


2неделя




- Презентация проекта «Наша дружная семья»










Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X