Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Чебыкина Марина Ивановна

Интерактивные методы обучения в начальной школе

скачать документ

Вернуться назад

Интерактивные методы обучения в начальной школеЧебыкина Марина ИвановнаМАОУ «Гимназия №2» город Соликамск Пермский крайУчитель начальных классовЧем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.  Чем труднее учителю,  тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать  на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.  Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. Позвольте напомнить …Методы обучения классифицируют по разным признакам:по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний, методы проверки и оценивания.по степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные и пассивныеСейчас я вам предлагаю применить один из методов активизации мыслительной деятельности обучающихся «Незаконченное предложение»Интерактивные методы обучения – это……Метод «Незаконченное предложение» это один из методов интерактивного обучения.Наши педагоги тоже применяют в своей работе разные методы, которые способствую активизации мыслительной деятельности обучающихся, которые учат ребёнка учиться. А вот действительно ли они интерактивные, или всё-таки активные или даже пассивные??? Попробуем разобраться. Что такое активные методы обучения?Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.Что такое интерактивные методы обучения?Итак, определимся с понятием «интерактивные методы обучения».Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»). Таким образом, дословный перевод обозначает  интерактивные методы как методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Здесь уместно привести китайскую пословицу: «Скажи мне – я забываю. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать это – и это станет моим навсегда»Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.Повышение познавательной мотивации.Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.Воспитание лидерских качеств.Умение работать с командой и в команде.Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и  становится активным участником образовательного процесса. На каких этапах урока можно применять ИМО? (Ответы педагогов)ИМО применяются на всех этапах урока.(Этапе мотивации -Организации класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, релаксация, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия). Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.К интерактивным методам относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний. Они бывают индивидуальные и групповые. Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются многоголосье, диалог, мыследеятельность, словотворчество, создание ситуации успеха, рефлексия.При выборе интерактивного метода необходимо учитывать критерии отбора: соответствие целям и задачам урока, теме, возрастным особенностям и другие.Умелое использование интерактивных приёмов позволяет повышать интерес к обучению, развивает самостоятельность, способствует созданию ситуации успеха на уроке.Остановимся на некоторых….Методы и приемы интерактивного обученияМозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,  HYPERLINK "http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5764" ПОПС-формулу, дерево решений.Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X