Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Артеменко Нина Андреевна

Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства, информатики и ИКТ, а также во внеурочное время.

скачать документ

Вернуться назад
Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства, информатики и ИКТ, а также во внеурочное время.

Автор: учитель изобразительного искусства , информатики и ИКТ высшей квалификационной категории Артеменко Нина Андреевна (из личного опыта профессиональной деятельности)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением математики, литературы и русского языка» (МОБУ «СОШ №1»), г. Оренбург.

«Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм

Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Этот вопрос сегодня во время развития информационных технологий несет большую значимость в образовательном процессе и является актуальным.
Любовь к предмету у ребёнка определяется отношением к учителю. Главное для учителя - это система педагогических взглядов и принципов, т.е. педагогическая философия.
Учитель реализует себя как личность, помогает детям раскрыть себя, найти то хорошее, что заложено в каждом ребёнке.
Какими войдут они в этот непростой мир? Кем станут? Найдут ли свое место в жизни? – такие вопросы задает себе каждый педагог, который дорожит своей профессией; старается во всем поддержать ребёнка, развить заложенные от природы способности и таланты, и по возможности сделать больше.
Учитель и ученик должны доверять друг другу, быть заинтересованными в процессе обучения. Чтобы это осуществилось, много времени учитель уделяет совершенствованию педагогического мастерства, пополняет знания, которые необходимы для работы с детским коллективом.
За свою профессиональную деятельность по разным причинам мне приходилось не раз менять квалификацию: то нагрузка была слишком маленькая для моего любимого предмета изобразительного искусства, то смена места жительства... С 2007 по 2009 год работала инженером- конструктором в НИПИЭП и художником-дизайнером в строительной организации ООО «Лист». Плотный график работы, постоянные командировки, ответственные решения все-таки не смогли вычеркнуть тоску по школе из моей жизни. За время работы в частных организациях я поняла главное: моё профессиональное призвание УЧИТЕЛЬ. Каждый год 1 сентября наступала страшная депрессия по своим родным ученикам. Я приняла решение вновь вернуться в школу, но уже на новом качественном уровне учителем информатики и ИКТ, т. к. неплохо овладела многими программами ПК; тем более, что в расписание включили уроки изобразительного искусства, без которых моя жизнь становится серой. Я поняла, что теперь мои уроки могут приобрести новые краски для ребят. Знания производственной деятельности обязательно пригодятся, т. к. каждый ученик выбирает для себя профессиональный путь, и детям важно, чтобы эти знания поступали к ним не понаслышке, а от человека, который прошёл производственную дорогу сам.
В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного процесса, на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.
Модернизация образования и метод учебных проектов.
Сильным средством модернизации образования может стать ученическое проектирование.
Для ученика метод учебных проектов – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, приложить свои знания. Результат работы интересен и значим для ученика.
Для учителя проектная работа дает возможность формировать и развивать все общеучебные умения и навыки учащихся.
По словам Шалвы Александровича Амонашвили - известного педагога, психолога - «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Новые Федеральные государственные стандарты предлагают новый уровень образования, где учитель является наблюдателем учебного процесса, а ученик – добытчиком знаний, сам учится ставить перед собой цели и достигать их. Учителю отведена роль – помочь ребенку найти необходимые знания, но ни в коем случае не навязывать своих требований. Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:
Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом.
Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.
Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.
Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.
Учить ребёнка думать. Думающий человек стремится познавать мир, учится выбирать для себя знания нужные и полезные.
Научить ребёнка смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

Основные педагогические задачи:
Развитие творческих способностей.
На уроках изобразительного искусства и информатики, а также во время внеурочной деятельности, учащиеся с интересом обращаются как к исследовательским, так и творческим проектам. Некоторые проекты не требуют серьезной подготовки, школьники могут их осилить в течение урока. Это, например, творческие проекты по темам: «Герб моей семьи (или школы)», «Художник и фантазия», «Книжка – малышка», «Сказочный лес» и др. Но и длительные проекты вызывают интерес учеников. Ребятами были созданы такие проекты, как «Исследование операционных систем», «Вперед, Россия!», С познавательным сайтом «Вперед, Россия!» Клюшников Александр занял 1 место в конкурсе исследовательских проектов в ВТУ. участие в конкурсе «Интеллектуалы XXI века набирает большую популярность среди учащихся нашей школы. Предмет информатики и ИКТ не остался в стороне: «Летопись семьи или мультимедиа, как средство представления информации», «Люблю тебя, мой Оренбург!» и др. В этом году в городском конкурсе «Интеллектуалы XXI века Галкин Антон, ученик 9 «А» класса также принял активное участие и представил проект «Создание познавательного сайта – «Научные новинки».
Ребята с удовольствием осваивают графические редакторы на компьютерах, изучая компьютерный дизайн. Мы работаем в редакторах Photoshop, Corel Draw, Magix Graphic Designer; Inscape – на операционной системе Linux. Интерес учащихся к компьютерному дизайну подтвержден многими грамотами и наградами, которые были получены в результате участия на конкурсах различного уровня: районных, городских, областных, Всероссийских.
Благодаря проектной деятельности, учащиеся активно участвуют в оформлении школьного помещения, готовят презентации на мероприятия разного уровня, готовят видеоматериалы как развлекательного характера, так и в учебных целях в качестве методического пособия к урокам. Нами были оформлены стены спортивного зала с помощью аэрозольных баллончиков, стенд «Наши звездочки», серия живописны картин – памятники Оренбуржья. К новогодним утренникам стало традицией оформление школьного помещения, где учащиеся выполняют коллективное полотно больших размеров для стен актового зала (см. приложение).
Место проектного урока в классно-урочной системе по предмету ИЗО
Программа по изобразительному искусству предусматривает практическую работу учащихся на уроке не только индивидуальную, но и коллективную творческую деятельность, конечный продукт которых – создание коллективного выставочного панно в технике коллажа детских работ.
Через метод коллективных работ осуществляются основные принципы структуры программы по ИЗО (по Неменскому Б.М.) :
Принцип творческой самореализации учащихся;
Принцип реализации связи искусства с жизнью.

Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую активность детей. Детям нравится работать сообща, их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту.
3.Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.
Совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображение, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется на первом этапе при разработки идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце работы, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция. Методика организации работы над общей композицией имеет ряд общих положений:
Заранее продумать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;
выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;
определить соразмерность деталей в общей композиции и средства достижения соразмерности в индивидуально выполняемых элементах;
продумать процесс выполнения коллективной композиции. Назначить помощников по монтажу общей композиции.
Достоинством совместно-индивидуальной деятельности учащихся является возможность проследить вклад каждого ученика в коллективный результат и достойно оценить его работ. Примером такого вида работы стало коллективное панно в технике «батик» - памятники г. Оренбурга, выполненная учащимися 5-го класса для областной выставки рисунков и занявшая 1-е место в конкурсе «Люблю тебя, мой Оренбург» (см. приложение)
3. Выставочный художественно-творческий проект.
Итоговая художественно- практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческого проекта.
Индивидуально – коллективные работы по программе прекрасно перетекают в этот метод работы. Это позволит сформировать исследовательские и созидательные интересы учащихся и получить более совершенный и завершенный продукт. В выставочном зале «Золотое кольцо» была организована персональная выставка ученика 7-го «А» класса Дмитриева Антона при спонсорской поддержке депутата городского Совета С.Б. Чолояна. Ученик выполнил серию живописных картин в батальном жанре, основанных на исторических сведениях. Значимость события заметно повысила мотивацию окружения ученика к предмету – его одноклассников, при этом наблюдался высокий скачок участия подростков в конкурсах.
4.Возрастные особенности учащихся и коллективная изобразительная деятельность
При организации коллективной деятельности учащихся следует учитывать возрастные особенности учащихся.
Ведущий вид деятельности у учеников начальной школы – учебная и единственным авторитетом у учеников является учитель. Роль организатора коллективной деятельности в начальной школе выполняет учитель. Он ставит учебную задачу или занимательную проблему (в зависимости от сценария) урока, руководит поиском путей ее решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы учитель корректирует их работу. На заключительном этапе, когда организуется коллективная композиция, учителю помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа учеников.. в конце урока все школьники принимают участие в анализе результатов коллективной деятельности. На уроках в начальных классах используются игровые ситуации, что способствует развитию у детей заинтересованности в совместном результате, активизирует организационный момент коллективной деятельности. С другой стороны, совместная изобразительная деятельность во многом схожа с ролевой игрой, когда учащиеся, уподобляясь волшебникам, мастерам, художникам, выполняют творческую работу, легко решая сложные учебные задачи. В начальной школе происходит процесс развития культуры общения и взаимообмена эмоционально-интеллектуальным опытом.
В отличие от младших школьников, у которых интерес к изобразительному творчеству высок, у подростков он значительно ниже. Основной причиной является развитие объективной оценки собственных способностей, неудовлетворенность низкими результатами художественной деятельности. Подростковый кризис в изобразительном творчестве вызван конфликтом между желаниями и возможностями. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является общение. Именно общение в процессе совместной работы может стать эффективным средством сохранения интереса учащихся к изобразительному творчеству. Если результат индивидуальной деятельности зачастую не удовлетворяет подростка, то результат коллективного труда превосходит все ожидания. Коллективное творчество удовлетворяет все возрастные амбиции подростка:
Ему дана возможность общаться со сверстниками
Найдено соответствие между «хочу» и «могу»
Результат его труда социально и практически значим.
Общение подростков в ходе совместной изобразительной работы обретает новый характер, коллективное творчество заставляет их четко формулировать мысли и излагать их доступно для других, подростки развивают логическое мышление, позволяющее обосновывать свою идею, защищать проект и результат работы.
Для того, чтобы учащиеся четко представляли объем предстоящей работы показ образцов коллективных работ прошлых лет.
На проектных уроках создается эмоционально – образная система познания, учитель организовывает живое общение между детьми и художественными произведениями, так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка.
Одна из задач эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в самом себе, в другом человеке и в окружающем мире. В процессе совместной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.
Для выполнения коллективного творческого проекта ребятам предлагается следующая форма организации:
1.Вводная беседа или знакомство с новым материалом непосредственно руководителем проекта.
2.Формулировка идеи проекта.
3.Определение задачи - что нам необходимо для этого сделать (анализ задания), актуальность выбранной темы.
4. Организация совместной деятельности и руководство ее процессом
5. Составление коллективной композиции и ее анализ
6. Оценка результата совместного творчества.

Последовательность выполнения учебного проекта
(средняя школа)
Этапы выполнения учебного проекта
Последовательность выполнения учебного проекта

Подготовительный этап
Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость), ее обсуждение и анализ. Что необходимо сделать, узнать (определение задач работы)
Определение поисковых групп по направлениям
Выбор главного художника, распределение ролей

Основной этап
Отчеты поисковых групп по темам
Практическая творческая работа (совместно – индивидуальная работа)
Коррективы консультантов (совместно – взаимодействующая работа)

Заключительный этап
Монтаж коллективной работы
Внесение дополнений и изменений
Анализ результатов. (Стилевое единство, общий колорит, соразмерность целого и частей. Правила композиции))
Демонстрация своей работы (организация выставки)


Исследовательские проекты выполняются по предмету информатика и ИКТ по схеме:

Уровень
Навыки

Анализ
Определить части и структуру
Типы заданий: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

Синтез
Соединить части по-новому
Типы заданий: создать, придумать дизайн, разработать, составить план

Оценка
Оценить значимость на основе критериев
Типы заданий: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать


Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:
выявление проблемы исследования;
постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
формулировка гипотез исследования;
определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
оформление результатов исследования;
обсуждение и транслирование полученных результатов.
Метод проектов рассматривается многими учеными с различных точек зрения:
как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов;
Учащиеся активно включаются в такую форму работы и выступают как на школьных конкурсах «Открытие» или «Мир науки – шаг в будущее», так и на городских и областных конференциях – «Интеллектуалы XXI века», «Познание и творчество» при поддержке ВТУ. Проекты представлены также: на Всероссийском конкурсе «Мир конкурсов» в г. Обнинск и др. (приложение)
6. Заключение
Проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебной мотивации даже в такой специфической области, требующей наличия природных задатков и индивидуальных способностей, области изобразительного творчества. В процессе работы над проектом ученики выходят за рамки предметного школьного содержания, получают представление о месте этого знания в ряду культурных общечеловеческих ценностей, приобретают свои собственные смысловые акценты. Работа над проектом позволит расширить взгляд узкопредметный на изученные явления до межпредметного и надпредметного.
В процессе практической работы учащиеся получают творческий опыт в создании тематической композиции, предполагающий сбор художественно – познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиска способа ее выражения. Они прошли путь создания тематической картины подобный тому, который проходит профессиональный художник. Ребята открыли самих себя и осознали свои потенциальные способности.
На уроках изобразительного искусства в кабинете информатики и ИКТ ребята имеют возможность освоения компьютерных технологий в дизайнерских программах.
Таким образом, нужно создать на уроке атмосферу творчества, доверия, развития способностей аналитического мышления. А главное яркое, образное видение действительности, т.е. содействует повышению эффективности обучения.
Все перечисленные приёмы - это образцы сотрудничества и сотворчества, но все эти методы и формы невозможно осуществить, если нет любви к детям.
Ведь любовь - это движущая сила, но любовь не созерцательная, а деятельная, требовательная, потому что учитель ощущает свою ответственность за то, насколько знающим, нравственным и интересным человеком станет его ученик. Если дело касается детей, то ничего неизменного нет. Каждый день. Каждый урок учитель ждет новых открытий.
Опыт приходит с возрастом, но он заключается, очевидно, и в том, чтобы не дать потускнеть и иссякнуть всему ценному, что накопилось за прожитое время.

Список литературы:

Адамс, Дженнифер Литературные дудлы. Рисуем по мотивам
Альбом для развития творчества. Книга 2. - М.: Феникс, 2014
Антопольский, А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие
 Антошин, М.К. Учимся рисовать на компьютере / М.К. Антошин. - М.: Айрис, 2016.
Е. П. Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
Информатика и информационные технологии / ред. Ю.Д. Романова. - М.: Эксмо
Ш. Амонашвили «Гуманная педагогика»









HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER147






Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X