Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мухарямова Елена Сергеевна

Программа "Здоровье"

скачать документ

Вернуться назад

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСКмуниципальное автономное дошкольное образовательноеучреждение «Умка»муниципального образования город Ноябрьск Утверждаю: заведующий МАДОУ «Умка» С.В. Клепикова приказ № 63-од от «17» марта 2016г Программа «Здоровье»на 2016 – 2020 ГОД  Программа принята к к исполнению на Педагогическом совете МАДОУ «Умка» Протокол № 3 от 22.04.2016Ноябрьск, 2016ОГЛАВЛЕНИЕ:1. ПАСПОРТ………………………………………………………………………………………32.  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА  2.1    Актуальность, направленность и целесообразность программы………………………..42.2    Нормативно-правовое обеспечение программы:…………………………………………53   АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Анализ организации режимных процессов ДОУ…………………………………………53.2. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ…………………………………63.3.  Анализ воспитательно-образовательной работы………………………………………….8 3.4.  Анализ взаимодействия с родителями……………………………………………………..83.5. Анализ здоровьезберегающей среды ДОУ………………………………………………..94. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………95. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………..106. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………11 1. ПАСПОРТНаименование программыПрограмма «Здоровье» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Умка» муниципального образования город Ноябрьск до 2020 года (далее – Программа)Основание для разработки Программы- Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». -«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». -Приказ Президента Российской Федерации от 04.02.2010 Пр-271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».-Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 №751 «Концепция модернизации российского образования до 2020 года».Разработчики ПрограммыТворческий коллектив МАДОУ «Умка», состоящая из администрации МАДОУ, членов педагогического коллектива, членов родительского комитета.Руководитель группыАхромешина Наталья Викторовна заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МАДОУ «Умка», тел.31-66-55Цель и задачи ПрограммыСтратегическая цель: совершенствование условий обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья детей и формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья.Цели и задачи Программы:1. Создание безопасной среды путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации воспитательно - образовательной деятельности.1.1. Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ:1.2. Выполнение предписаний Роспотребнадзора1.3. Организация и осуществление специализированной охраны МАДОУ, сервисное (техническое) обслуживание систем тревожной сигнализации и средств мобильной связи2. Совершенствование системы работы по здоровьесбережению детей и педагогов 2.1. Повышение профессиональной компетентности и культуры здоровья педагогов ДОУ.3. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровьяСроки и этапы реализации 1 этап Информационно-накопительный -2016 г. 2 этап Организационно-практический -2017-2019 г. 3 этап Заключительный -2020 г.Важнейшие целевые показатели и индикаторыЦелевые показатели Программы сформулированы как система индикаторов успешности реализации каждой из задач, составляющих содержание и Программы:- доля детей раннего возраста легко адаптировавшихся к условиям ДОУ;-доля детей успешно адаптирующихся в школе;-процент укомплектованности мебелью, оборудованием соответствующим санитарно-гигиеническим нормам;-процент укомплектованности спортивным оборудованием;-среднее количество дней пропущенных по болезни одним воспитанником;-средне количество дней болезни сотрудников;-процент удовлетворенности качеством дошкольного, общего образования (процент от числа опрошенных).Объемы и источники финансированияСредства федерального и муниципального бюджетовОжидаемые итоговые результаты реализации Программы и показатели эффективностиПополнение предметно-развивающей среды и укрепление материально-технической базы учреждения при организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.Внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечение здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.Организация контроля за исполнением ПрограммыКонтроль реализации Программы осуществляется в формах:- заслушивания анализов реализации на совещании при руководителе МАДОУ и педагогическом совете периодичностью 1 раз в год, - заслушивания результатов на заседании Управляющего совета с периодичностью 1 раз в год,- результаты контроля представляются в письменном виде ежегодно в Департамент образования,- публикации отчётов в муниципальных СМИ по мере необходимости.2.  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА  2.1       Актуальность, направленность и целесообразность программыЗдоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.Наше общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с самого раннего возраста, росли здоровыми, крепкими, гармонически развитыми, чтобы они хорошо учились и, повзрослев, были готовы отдать свои знания, способности, энергию. В общей системе воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.Состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. Чтобы сберечь подрастающее поколение, обеспечить ему здоровье, жизнерадостное детство, необходимо усилить внимание к физической культуре. По последним данным, психосоматические заболевания – расплата за упущенные возможности развития тела и психики в целом. Для достижения здоровья необходимо помочь ребенку адаптироваться к окружающему миру и быть в гармонии с ним. Развитие психофизических возможностей ребенка, его телесных способностей, духовности и творчества обеспечивает улучшение состояния здоровья.Учитывая перечисленные обстоятельства, перед дошкольным образовательным учреждением встает проблема: необходимости совершенствования условий обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья детей и формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья требующая решения следующих задач: 1. Создание безопасной среды путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации воспитательно - образовательной деятельности.2. Совершенствование системы работы по здоровьесбережению детей и педагогов. 3. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья.2.2       Нормативно-правовое обеспечение программы:Федерального уровня:•           Конвенция о правах ребенка•           Закон РФ «Об образовании»•           Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»•           Концепция дошкольного воспитания•           Закон «О физической культуре и спорте в РФ»•           Закон РФ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (№52-Ф3)•           Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№29-Ф3)•           СанПиН •           Постановление правительства РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020года»•           Типовое положение о ДОУ Регионального уровня: • Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» Институционального уровня:• Устав МАДОУ • Программа развития МАДОУ• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования• Программы дополнительного образования в соответствии с Уставом МАДОУ 3        АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ  3.1. Анализ организации режимных процессов ДОУРежим дня в МАДОУ «Умка» устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учтены обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:- время приема пищи;- укладывание на дневной и ночной сон; - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. Прогулка организуется в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна . Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон). При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;формирование культурно-гигиенических навыков;эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа. 3.2. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУВ детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:создание условий для радостной и содержательной жизни в детском саду;обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия;формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков;воспитание потребности в здоровом образе жизни;Ведущими составляющими эдоровьесберегающей деятельности МАДОУ «Умка» являются: рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.организация оптимальной двигательной активности в течение дня.организация сбалансированного питания воспитанников.формирование ценности здорового образа жизни.систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий.В ДОУ разработаны:Система закаливающих процедур;Система лечебно-оздоровительных мероприятий;Двигательный режим. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года на основе рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.В МАДОУ «Умка» осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:дневной сон без маек, организуемый в проветренных спальнях;упражнения после сна (в постели) с элементами дыхательной гимнастики;пробежка по пуговичному, массажному коврику;полоскание горла солевым раствором ежедневно, начиная с четырёхлетнего возраста - весьма эффективное средство предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов;хождение босиком, способствующее поддержанию определённого тонуса сосудистой сети кожи стоп, играющей важную роль в терморегуляции;хождение по водно-йодо солевой дорожке (все дошкольные группы); -ходьба по,воздушные ванны в сочетании с гимнастикой, подвижными играми, беговыми упражнениями;умывание лица водой комнатной температуры;игры с водой. Особое внимание уделено аллергически настроенным детям. Технолог по питанию, при составлении меню учитывает рекомендации для детей-аллергиков и производит замену продуктов аллергически настроенным детям.Учитывая, что часть воспитанников нуждается в специальных оздоровительных и лечебных мероприятиях, для них устанавливаются щадящий режим, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями, проводится утренний фильтр. В каждой группе имеются списки детей с отметкой группы здоровья, часто болеющих, состоящих на диспансерном учёте; ведется «Журнал здоровья», в котором отмечаются: отклонения в состоянии здоровья детей, физкультурная группа, показатели физического развития, данные по итогам диагностики уровня физического развития, даются рекомендации специалистов (учителя логопеда, психолога, инструктора по ФИЗО). Медицинские услуги в ДОУ оказываются медицинским персоналом: врач –педиатр, старшая медсестра, медсестра ФИЗО-кабинета, и предоставляются согласно лицензии на медицинскую деятельность.В осенне-зимний период медиками проводятся:1. профилактическая работа с детьми:-С-витаминизация пищи,-приём поливитаминов,-приём экстракта элеутерококка 1 капля на год жизни,-интерфероновая защита,-использование оксалиновой мази (в период эпидемии гриппа, в весенне-осенний период),-приём фитонцидов и применение народных средств (чесночные букетики);-физиотерапия в период эпидемии гриппа и ОРВИ;2. физиотерапевтические мероприятия:-КУФ зева и полости носа (2 раза в год)-ингаляции с минеральной водой (2 раза в год)Дети принимают оздоровительные напитки:-чай с лимоном, -отвар шиповника.Для объективной оценки состояния здоровья детей и коррекции педагогической деятельности воспитателей по оздоровлению, ежегодно проводятся осмотры детей узкими специалистами: окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог. Педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям.В ДОУ проводятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений зрения, опорно–двигательного аппарата, с часто болеющими детьми. Педагогам ДОУ, инструктором по физической культуре даются конкретные рекомендации по формированию правильной осанки и укрепления свода стопы у детей:- специальные упражнения, используемые в ходе утренней гимнастики;- комплексы физминуток;- цикл коррекционных игр и упражнений, входящих в гимнастику после сна.Для родителей воспитанников предлагаются рекомендации по формированию правильной осанки и укрепления свода стопы в домашних условиях:- комплексы игр и упражнений с различными предметами (палки, мячи, обручи);Оздоровительные мероприятия для часто болеющих детей в условиях ДОУ:- щадящий режим;- рациональная дозировка нагрузки в ходе физкультурно-оздоровительной работы;-комплекс дыхательных упражнений для повышения функциональной эффективности дыхательной системы.Вывод: вся физкультурно-оздоровительная деятельность планируется по результатам углубленного медицинского осмотра воспитанников и состояния здоровья воспитанников и тем не менее сравнительный анализ заболеваемости по ДОУ показывает, что сохраняется неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей (увеличение случаев простудной и прочей заболеваемости Сравнительный анализ заболеваемости по ДОУПоказатели Год20142015 Общее количество случаев заболеваемости408548Дни пропущенные по болезни одним ребенком12,18Дни пропущенные по болезни одним ребенком в возрасте до 3-х лет 31,523,8Инфекционная заболеваемость (случаи)2914Прочая заболеваемость (случаи)114102Травмы в быту (случаи)44Травмы в учебном процессе --Простудная заболеваемость (случаи)261423Простудная заболеваемость в % от общей82,4%50,8%% часто болеющих детей3-1,3%0% Распределение детей по группам здоровья за 3 годаГруппа здоровья 201320142015I5 - 2,3%1 – 0,4%2 – 0,9%II197 – 91,6%203 – 94,4%204 – 94,9%III8 – 3,7%9 – 4,1%8 – 3,7%IY---3.3       Анализ воспитательно-образовательной работы. Коллектив детского сада уделяет большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей. В воспитательно-образовательный процесс внедрены элементы новых оздоровительных технологий: -«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, воспитателями используются обще развивающие упражнения во время гимнастики после сна с элементами перевоплощения, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения; -Социально – оздоровительная технология оздоровления детей «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского – мы используем некоторые виды закаливающих процедур (босохождение по мокрым дорожкам; полоскание рта). Организовано по запросам родителей дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности спортивная секция «Виктория» (обучение детей элементам игры баскетбол) для детей старших и подготовительных групп. Секция работает по Программе и технологии физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошиной. С целью воспитания привычки к здоровому образу жизни, профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний, обучения детей правильному поведению в экстренных ситуациях, ознакомления детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями в детском саду организована работа факультатива «Быть здоровыми хотим» для детей подготовительных групп. Факультатив работает по Программе для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Медицинской сестрой с детьми регулярно проводятся валеологические беседы и по ОБЖ. Вывод: в ДОУ внедрены здоровьезберегающие технологии, однако необходимо создать условия для внедрения технологии оздоровления детей. 3.4       Анализ взаимодействия с родителями. Установление взаимосвязи ДОУ и семьи является решающим условием сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В Детском саду осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Организована работа семейных клубов и гостиной. На занятиях клуба «Крепыш»- родители приобретают практические умения в области физического развития ребенка и формирования привычки к здоровому образу жизни. Клуб посещают 10 семей второй младшей группы. Каждое занятие имеет теоретическую и практическую часть, занятия проводит инструктор по физической культуре. На занятиях клуба «Счастливая семья» посещают клуб 5 семей (различных групп риска) педагог-психолог работает над повышение психологической культуры родителей и формирование гармоничных отношений между детьми и родителями, изменением образа ребенка в представлении родителей. Вывод: В ДОУ создана система взаимодействия с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, однако пропаганду здорового образа жизни среди участников образовательного процесса необходимо вывести на более качественный уровень через организацию спортивных соревнований: между командами воспитателей и родителей «Спорт, игра, дружба», между семейными командами «Папа и я спортивная семья», между командами воспитанников МБДОУ «Умка» и учащимися 1-х классов МОУ СОШ №14 «Веселые старты».3.5. Анализ здоровьезберегающей среды ДОУ.В ДОУ имеются медицинский кабинет, ФИЗИО кабинет, логопункт, кабинет психолога, спортивный зал оснащенный спортивный инвентарем. В группах имеется оборудование и спортивный инвентарь для стимулирования физической активности детей. Однако оснащение среды обеспечивающий сохранение и укрепление здоровья детей не в полной мере соответствует современным требованиям: Исходя из результатов анализа можно сделать вывод, что необходимо:-внедрение технологии оздоровления детей;- вывести на более качественный уровень пропаганду здорового образа жизни; -оснастить спортивный зала - спортивным инвентарем и оборудованием; -выполнить предписания капитально характера Роспотребнадзора. 4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель Программы ЗадачиСовершенствование условий обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья детей и формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья.1. Создание безопасной среды путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации воспитательно - образовательной деятельности.2. Совершенствование системы работы по здоровьесбережению детей и педагогов. 3. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья.5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫПрограмма будет реализована в 2016 – 2020 годах в три этапа НаименованиеэтапаПродолжительностьСодержание деятельности 1 этап Информационно-накопительный 2016 год Сбор и анализ методической литературы. 2 этап Организационно-практический2017-2019 годы Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Совершенствование методического обеспечения процесса оздоровления детей; Оснащение предметно-развивающей среды. Совершенствование системы взаимодействия с родителями 3 этапЗаключительный2020 год Завершение работ по Программе, проведение социологических опросов и мониторинга, анализ соответствия итогов работы предполагаемым результатам. 6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧНаименование мероприятия Срок проведениямероприятия Ответственный за проведение мероприятия1. Создание безопасной среды путем обеспечения соблюдения стандартов, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации воспитательно - образовательной деятельности.1.1. Оснащение предметно-развивающей среды ДОУ:оснащение групп МАДОУ ростовой мебелью;-закупка оборудования и инструментария для медицинских кабинетов;-дооснащение спортивного зала спортоборудованием, инвентарем, тренажерами нового поколения.сентябрь 2016-2020 г.Зам. зав. по АХЧобновление предметно-развивающей среды территорий МАДОУ:-оборудование игровых площадок;-оборудование спортивных площадок;2016 г.-2020Зам. зав. по АХЧ1.2. Организация и осуществление специализированной охраны МАДОУ, сервисное (техническое) обслуживание систем тревожной сигнализации и средств мобильной связи2. Совершенствование системы работы по здоровьесбережению детей и педагогов-создание банка аналитических данных о состоянии здоровья и физического развития детей2016 г.Заведующий-корректировка Плана мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;ежегодноЗаведующий, мед. сестра, зам. зав. по ВМР-создание условий для внедрения арттерапии (оздоровления детей посредством искусства) создание фонотеки рекомендуемых технологией музыкальных композицийобразовательных методик и технологий сохранения и развития здоровья детей, основанных на самоорганизации здорового образа жизни всех участников образовательного процесса2018-2019 г.Педаго-психолог, музыкальный руководитель-разработка и внедрение критериев оценки компетентности детей старшего дошкольного возраста в области культуры здоровья и развития движений2016 г.Зам. зав. по ВМР2.1. Повышение профессиональной компетентности и культуры здоровья педагогов ДОУ.-участие в конкурсах образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья детейежегодноПедагоги, специалисты-участие в профессиональных конкурсах различных уровнейежегодноПедагоги, специалисты-обучение на КПКПедагоги-участие в городском методическом объединении инструкторов по физическому развитиюпостоянноИнструктор по физической культуре-участие в методической работе по проблеме сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения, внедрения оздоровительных технологий.2017-2020 г.Зам. зав. по ВМР3. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья-открытие спортивно-оздоровительных секций на базе МАДОУ с привлечением специалистов учреждений дополнительного образования детей2019 г.Заведующий ДОУ-выведение на более качественный уровень пропаганду здорового образа жизни среди участников образовательного процесса (спортивные соревнования: между командами воспитателей и родителей «Спорт, игра, дружба», между семейными командами «Папа и я спортивная семья», между командами воспитанников МБДОУ «Умка» и учащимися 1-х классов МОУ СОШ №14 «Веселые старты»)ежегодноИнструктор по физической культуре-участие семей воспитанников в Городском спортивном фестивале дошкольников ежегодноИнструктор по физической культуреМониторингАнализ уровня заболеваемости и травматизма воспитанниковДиагностика уровня физического развития воспитанниковАнкетирование родителей и педагоговАнализ оснащения ДОУ требованиям СанПиНа, реализуемым программам и технологиям

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X