Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кухарева Галина Сергеевна

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ в условиях новой парадигмы образования.

скачать документ

Вернуться назад

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ в условиях новой парадигмы образования.Кухарева Галина СергеевнаГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №21 имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова города Новокуйбышевска Самарской области СП «Детский сад «Дружная семейка» (ГБОУ ООШ №21 СП «Детский сад «Дружная семейка»Старший воспитательАннотация: Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.Ключевые слова: сенсорно-перцептивная сфера, интегрированное обучение, полифункциональная интерактивная средаНа современном этапе концепции интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию обществе.Распространение в нашей стране процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения.Имеющие у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостатками общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредования, в частности-вербализация, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.В практике нашего ДОО значительную по численности группу детей составляют дети с нередко выраженными, минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна:-дети с нарушениями речи (дислалия, стертая дизартирия, дифония, нарушения лексико-грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);- дети носители негативных психических состояний (утомляемость, тревожность), соматогенной или церебрально-органической природы без нарушений интеллектуального развития (часто болеющие, аллергики, с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией);- дети с нарушенными формами поведения органического генезиса (гиперактивность).Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающаяразвитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.Такой средой, несущей особые коррекционные и развивающие возможности,является полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность вигре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде. Находясь в сенсорной комнате, дети с определёнными модулями и стимуляторами,которые оказывают положительное воздействие не только на органы слуха, осязания ивестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательноеразвитие, способствуют более прочному закреплению материала.У детей со сложными речевыми нарушениямидыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемоговоздуха настолько уменьшается, что его не хватает напроизнесение целой фразы. Некоторые упражнения,направленные на развитие речевого дыхания, переносятся в сенсорную комнату. Для активизации нижнегодиафрагмального дыхания, хороши мячи-фитболы.Вследствие большой вариативности и комбинантностимышечного тонуса и других двигательных расстройств удетей с дизартриями, необходимость специальных упражнений с использованием мячей-фитболов для них, очевидна. Такие упражнения отлично расслабляют детей и снимаютнапряжение с мышц шеи и плечевого пояса, при функциональной нагрузке у них реже наблюдаются синкинезии.Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленнаявоздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Светящиеся нити”.Разноцветные секторы тактильного панно позволяютзакрепить у детей представления об основных цветах, развиваютпространственные ориентировки. А, если учесть, что коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями начинается сформирования временных представлений и пространственнойориентации, то игровые упражнения, организованные вполифункциональной среде сенсорной комнаты, являются отличнойпропедевтикой.Игра с песком - дети могут находить спрятанные в песке игрушки, рассказывать о них, придумывать сказки с участием этих героев. Такие герои помогают развивать не только речь, но и творческое воображение, функции мышления, произвольность, навыки взаимодействия.Дети со сложными речевыми дефектами имеют явныенедостатки в развитии мышц кистируки, тонких дифференцированныхдвижений, графомоторных навыков.Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кистируки, выполняются с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся всенсорной комнате.В коррекционной работе дошкольного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты - дополнительный инструмент для развития детей, имеющих тяжёлые нарушения вречевом развитии. Для улучшения эмоционального состояния детей; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного возбуждения и тревожности используются следующие элементы сенсорной комнаты.Потолок «Звёздное небо», фибероптические волокна переносят ребёнка в фантазийный мир. У ребёнка развивается воображение, творческое мышление, спокойствие и уверенность в себе.Интерактивная воздушнопузырьковая трубка «Ручеек», колесо спецэффектов восстанавливают внутреннее равновесие ребенка, убирают негатив.Интерактивные световые панели активизируют внимание, повышают познавательный интерес, развивают различные функции и навыки. Интерактивная светозвуковая панель «Бесконечность»; колесо спецэффектов твердое «Океан», «Космос», «Времена года»; световой проектор «Меркурий» со встроенным ротатором –позволяют выполнить следующие виды психологического и психотерапевтического воздействия:-релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;-повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;-коррекцию психоэмоциональных состояний.Световой стол из бука для рисования песком -предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка. Для этого не потребуется дополнительных приспособлений, достаточно применить фантазию и перед ним возникнут картины, нарисованные пальцами. Подсветка стола сделает эти картины более эффектными и выразительными.В данной статье представлена часть оборудования, которыми оснащена сенсорная комната в нашем ДОО в рамках коррекционной работы. Для детей с ОВЗ специалистами ДОО разработана специальная программа. В зависимости от проблематики используются разные приемы и методы работы Сенсорной комнаты. Для подбора игр и занятий используется различная литература. Педагоги ДОО творчески подходят к решению проблемы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.В настоящее время контингент воспитанников ДОО составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и различными вариантами отклонения, поэтому необходимо переосмысления сложившейся практики обучения и воспитания дошкольников и определение наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их развития и индивидуальных возможностей.Возможности сенсорной комнаты безграничны. Грамотная организация коррекционно - развивающих упражнений позволит настроиться на продуктивную работу и поможет достичь поставленных перед педагогами целей.Список используемой литературы:Сенсорная комната «Снузлин»: сборник статей и методических рекомендаций.-М.:ООО фирма «Вариант», 2011.«Сенсорная комната-волшебный мир здоровья». Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л.Жевнерова., НОУ «СОЮЗ», 2005.Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации.- 4-е изд.,2010-80с.Муромцева А. Технологии работы в сенсорной комнате, способствующие здоровьюсбережению в условиях формирования комфортной и безопасной среды. VRL://www.psucons

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X