Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Белькова Наталья Алексеевна

Дополнительное образование: характеристика и содержание деятельности

скачать документ

Вернуться назад

Дополнительное образование: характеристика и содержание деятельностиБелькова Наталья АлексеевнаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» (МБУ ДО «Центр детского творчества»), г. Верхняя СалдаПедагог дополнительного образованияСовременному обществу России необходима социально компетентная личность, способная действовать универсально, владеющая культурой жизненного самоопределения, умеющая адаптироваться в изменяющихся условиях. В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Данную свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное дополнительное образование. К тому же, дополнительное образование наравне с другими видами образования подчиняется всем закономерностям образовательного процесса и нацелено на достижение качественного результата, за который несет ответственность в соответствии с п.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В связи с этим, вопрос качества дополнительного образования, его результативности приобретает особую значимость.Для начала необходимо изучить современные методологические подходы в сфере дополнительного образования, одним из которых является определения понятия «дополнительное образование».Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 г. в законе «Об образовании», но не разделял на тот момент дополнительное образование детей и взрослых, по содержанию был больше ориентирован на последних. В 1998 г. в законопроекте «О дополнительном образовании» рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование детей и дополнительное образование взрослых. Согласно этому законопроекту, дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» [4, с. 2].Новый закон «Об образовании», принятый в 2012 г., определяет, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», определен законодательством в сфере образования и используется уже на протяжении более десяти лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и содержанию деятельности по дополнительному образованию детей.Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «дополнительное образование».В работах научного исследователя А.К. Брудного отмечено, что «основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей» [2, с. 2].Как считает А.Г. Асмолов, «дополнительное образование – это поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [1, с. 7]. «В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто – выбор предметов… Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не из-под палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть… Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь – ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование – зона ближайшего развития для образования России».Группа ученых во главе с Е.Б. Евладовой предлагает следующее определение: «дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию» [7, с. 47].По личному мнению В.П. Голованова, в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству [5, с. 52]. Судя по приведенным выше определениям, можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». При этом хочется отметить, что данные определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи. Все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоционально-ценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск. А выявленные отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенные аспекты этого вида педагогической деятельности.Анализ литературы позволяет взять за основу вариант определения дополнительного образования детей, предлагаемый Л.Н. Буйловой: «под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты» [3]. Многоаспектность дополнительного образования детей позволяет выделить свои особенности.В учебном пособии Соколовой Н.А. «Педагогика дополнительного образования детей» к особенностям дополнительного образования детей отнесены: 1) направленность деятельности образовательного учреждения на саморазвитие, самоопределение и самореализацию ребенка; 2) наличие особой педагогической деятельности, ориентированной на самореализацию ребенка; 3) вариативность образования, проявляющуюся в возможности выбора педагога, содержания, форм образования; 4) компетентность педагогов в вопросах развития индивидуальности, субъектности, самоопределения, самореализации; 5) создание творческой среды образовательного учреждения [10, с. 14]. Особенности дополнительного образования детей фундаментально представлены в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» и характеризуются нижеперечисленными тезисами.Дополнительное образование не является обязательным, но осуществляется на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами и склонностями.В сравнении с институтами основного образования система дополнительного образования детей потенциально обладает следующими преимуществами:- свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;- широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;- ограниченная регламентация поведения и общения, более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества;- гибкость (мобильность) образовательных программ;- более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной);- возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;- возможности межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов.Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.Содержание дополнительного образования включает: систему знаний, умений и навыков (материал, подлежащий усвоению обучающимися в процессе творческой деятельности и реализующийся посредством образовательных программ и учебных планов), общее развитие обучающихся и социальный опыт, накопленный человечеством.В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования содержания образования.На теоретическом уровне содержание образования фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации.На уровне учебного предмета представлены определённые части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании.На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения.Остановимся подробнее на всех уровнях рассмотрения и формирования содержания дополнительного образования детей.При изучении теоретического уровня содержания образования за основу были взяты законодательные и нормативные документы федерального уровня в сфере образования. В ходе анализа выявлено, что в дополнительном образовании отсутствуют образовательные стандарты. Данный факт является специфической особенностью дополнительного образования детей и дает право формировать содержание образования в соответствии с интересами и выбором ребенка.Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).В настоящее время в нормативных документах дана классификация программ дополнительного образования по направленностям.«Направленность образовательных программ – совокупность определенных убеждений, идей, характерных для группы (класса) образовательных программ. Направленность реализуемых учреждениями дополнительных образовательных программ определяется в сфере той или иной образовательной области или профессиональной деятельности». Далее: «Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целью или тем «ядром ценностей», который называется миссией» [8]. Согласно Приказу Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).В предмете каждой направленности содержание подразделяется на:- инвариантное (базовое) – компетенции, базовые навыки, общие для всех программ данной направленности;- специальное – уникальное для каждой из программ данной направленности, определяемое развивающим потенциалом, профессиональной ориентацией и специализацией, технологическими и методическими решениями и др.Содержание предмета определяет цели, задачи, функции, технологии, методы, формы образовательной деятельности и итоговой аттестации. На содержание и формы дополнительного образования детей по факту влияют особенности территорий (географические, демографические, экономические, социальные), традиций народов и местного сообщества. Актуализировать содержательный материал и повысить качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ помогают систематические обновления. Обновление содержания дополнительного образования детей может происходить за счёт введения новых областей знаний, реализации разно-уровневого, комплексного, дифференцированного образования, развития и поддержки детского творчества, развития социально-педагогической и воспитательной деятельности. Появилась не только необходимость, но и возможность развития научного творчества детей, создание для них рынка труда, программ оздоровления, реабилитации, допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки с выдачей сертификатов и других дополнительных образовательных программ.В рамках решения проблем организационного характера особое внимание следует уделять сотрудничеству школы с учреждениями дополнительного образования детей, интеграции основного и дополнительного образования. Это позволит получить качественно новые образовательные результаты – компетентностные (предметные, метапредметные, личностные), поэтому федеральные стандарты общего образования должны быть настольной книгой и в дополнительном образовании.И в управленческой деятельности и в образовательных результатах основной задачей является инициирование именно тех образовательных программ и проектов, которые направлены на формирование новых компетенций. Данная задача решается через систему государственного и муниципального заданий [9, с. 37]. Новые образовательные результаты невозможно получить без внедрения дистанционных и информационных технологий, реализации проектной деятельности, выстраивания модели сопровождения одаренных детей.В последнее время предлагается активно включать культурологические компоненты в содержание разделов и тем образовательных программ системы дополнительного образования детей [6].Все обновления направлены на повышение качества дополнительного образования. Данная цель достижима, если в ближайшее время обеспечить доступность и эффективность дополнительного образования детей, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и гражданина, на основе сохранения лучших традиций воспитания и внешкольного дополнительного образования.Список использованной литературы:Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С.6-8.Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию // Внешкольник. 1996. № 1. С.2-5.Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.dopedu.ru.Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании» // Внешкольник 1998. № 5. С. 2.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 239 с.Горохова П.В. Методология обновления содержания программ дополнительного образования детей на основе применения культурологического подхода // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. 194 с.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2002. 352 с.Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М.: Владос, 1999. 239 с.Материалы Всероссийской конференции «Дополнительное образование детей». Москва, 3-4 декабря 2013. [Электронный ресурс] // URL: http://dopedu.ru/attachments/article/510/Sbornik_Vserossiyskoy_konferen22181.pdf.Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студентов педвузов. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. 224 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X