Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Черницова Ирина Юрьевна

Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Рекомендации педагогам ДОУ по ведению проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЧерницова Ирина ЮрьевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад № 365» г.о. Самара)воспитательОткуда произошло слово «проект»?Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема». Проектный метод – не новое явление. Еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняли совместную работу, включались таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнение. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. В современном образовательном процессе названия видов проектов несколько изменены и расширены.В практике ДОУ используются следующие виды проектов:-исследовательские -информационные-практико-ориентированные-игровые-творческиеИсследовательский проект - деятельность детей, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.Деятельность детей: экспериментирование Например, проект «Живая вода». С помощью этого проекта можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.Итогом проекта может быть создание мультфильма, стенгазеты или плаката.Информационный проект – деятельность детей, призванная научить добывать и анализировать информацию Деятельность детей – сбор информации о каком - либо объекте, явлении (сбор, анализ, презентация добытой информации)Например, проект «Кто живет на Северном полюсе» должен расширить знания детей о природных и атмосферных явлениях, растительном и животном мире, способах выживания в экстремальных условиях.Итогом проекта может быть создание книги, альбома или макета, презентацияПрактико-ориентированный проект - деятельность детей, предполагаемая практический выход.Деятельность детей – изготовление какого-либо продуктаНапример, проект «Вторая жизнь бытового мусора» научить детей заботиться об окружающей среде.Итогом проекта может быть создание игрушек из пластиковой тары, дефиле костюмов, акция.Игровой проект - процесс создания или совершенствования проектов в игровом режиме.Деятельность детей –участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.Например, проект «В мире добрых дел»Итогом проекта может быть игра – викторина, игра – состязание, экскурсияТворческий проект - самостоятельная итоговая работа, в результате которой создается полезный продукт, обладающий новизнойДеятельность детей – изобретение, созидание нечто нового и прекрасногоНапример, проект «Славный город Городец» познакомит детей с достопримечательностями города, историей возникновения городецкой росписи.Итогом проекта может быть коллекция, развлечение, праздник, представление.Кроме того, в реализации каждого вида проекта могут присутствовать следующие направления:-естественно-научное-гуманитарное-краеведческое-художественно-эстетическое-изобразительно-фантазийное-социальное-здоровьесберегающееВажно отметить, что результат проекта, несмотря на применяемые в реализации данного проекта направления, должен соответствовать виду проекта.Например, творческий проект «Город будущего». В реализации данного проекта можно использовать краеведческое направление (изучить старинную и современную архитектуру), социальное направление (обратить внимание на социальную значимость сооружений). Но конечным результатом должен явиться какое-либо творческое изобретение (макет города будущего) В практике современных дошкольных учреждений проекты делятся на следующие типы:1.По характеру содержания и информативности. Сюда относят проекты, которые реализуются ребенком и его семьей, проекты, направленные на осознание ребенком природных явлений, флоры и фауны. Проекты, которые помогают ребенку осознать себя в мире, обществе, приобщиться к культурной деятельности.2. По роли ребенка в проекте: исполнитель, заказчик, ведущий или ведомый, эксперт, участник проекта от выбора его идеи и до получения итогового результата. 3.По особенностям проводимых контактов. Такие проекты могут осуществляться среди детей одного возраста, совместно с детьми разных возрастных групп, непосредственно в детском саду, с родителями, культурными учреждениями или общественными организациями. 4.По количеству участвующих в проекте людей. Это могут быть индивидуальный проект, парные задания, коллективные проекты, фронтальный проект.5. По сроку действия. Сюда относят кратковременные, долгосрочные проекты или задания средней продолжительности.Советы педагогам по организации проектной деятельности с детьмиПартнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень содержательном моменте: на чтении художественной литературы, на игре, на продуктивной деятельности, на познавательно-исследовательской деятельности, – но воспитатель все делает вместе с детьми. Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится партнером для ребенка. 1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал приемы и отошел в сторону. 2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. 3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности. 4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) – открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе. По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X