Интеллектуальный центр дистанционных технологий
Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019
Издательский дом "Директ-Медиа"
СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621
Автор публикации: Архипов Андрей Александрович
Рабочая программа 8 класс ФГОС по информатике
скачать документВернуться назад
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 8 класса основной школы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010г. С изменениями внесенными приказом Минобрнауки РФ «О внесении изменений в ФГОС ООО» №1577 от 31.12.2015г
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Примерной основной образовательной программы ОУ. Основная школа./Сост. Е.С. Савинов.-М.: просвещение 2011.
Авторской программы Иформатика. Программа для основной школы: 7-9 классы /Сост. И.Г. Семакин, М.С. Цветкова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31.01.2012 г. № 320-Р «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области.
С учетом нормативно-правовой документации и локальных актах регламентирующих деятельность школы на 2016-2017 учебный год.
В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 8 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Цели изучения информатики в 8 классе:
формирование информационной культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
Задачи изучения информатики в 8 классе:
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
3. Место учебного курса в учебном плане
Курс «Информатика» изучается в 8 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно–полезной, учебно –исследовательской, творческой деятельности.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПиН, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкультпаузы» продолжается работа с программой.
Требования ФГОС
Чем достигается в настоящем курсе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики
8 класс, § 2, «Восприятие и представление информации»: раскрывается тема исторического развития письменности, классификации и развития языков человеческого общения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности
Задачник-практикум, «Творческие задачи и проекты»: выполнение заданий проектного характера требует от учащихся их взаимодействия со сверстниками и взрослыми (учителями, родителями).
В завершении проектной работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также формирует у детей коммуникативные навыки
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Учебник для 8 класса, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».
Интерактивный ЦОР «Техника безопасности и санитарные нормы» (файл 8_024.pps)
В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией, которая реализована в учебнике для 9 класса в главе 1 «Управление и алгоритмы» и главе 2 «Введение в программирование». Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя). С самых первых задач на алгоритмизацию подчеркивается возможность построения разных алгоритмов для решения одной и той же задачи (достижения одной цели). Для сопоставления алгоритмов в программировании существуют критерии сложности: сложность по данным и сложность по времени.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т. е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно–следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием (8 класс, глава «Информационное моделирование»). При этом используются основные понятия системологии: система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линий «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме знаковой форме компьютерного кодирования.
В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе и в схематической) называется формализацией. Путем формализации создается инфор
·мационная модель, а при ее реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ–компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» (8 класс, главы 3, 4, 5).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
8 класс, глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных».
8 класс, глава 4 «Табличные вычисления на компьютере».
2. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Содержательная линия курса «Информационные технологии» (8 класс, главы 3, 4, 5.)
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФГОС
Соответствующее содержание УМК
Формирование информационной и алгоритмической культуры: формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры
Формирование данной компетенции посвящено все содержание учебника и УМК
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей чрез весь курс.
8 класс : глава 2 «Информационное моделирование»; глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных»; глава 4 «Табличные вычисления на компьютере».
1.3.Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
3.1.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса.
8 класс: Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК».
5. Содержание учебного предмета «Информатика»
8 класс
Общее число часов: 34 ч.
Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
6. Тематическое планирование.
№
Наименование темы:
Всего часов:
В том числе:
Планируемое количество часов на самостоятельные работы учащихся(в том числе проектная деятельность
Тестовые работы
Контрольные работы
Практические работы
1
Передача информации в компьютерных сетях
8
1
2
Информационное моделирование
6
1
1
3
Хранение и обработка информации в базах данных
8
1
3
4
Табличные вычисления на компьютере
12
1
2
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 8 классов.
Учебно-тематический план 8 класс (3 часов)
№ п/п
Дата:
Название разделов и содержание тем
Всего часов план /факт
Виды деятельности
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личные результаты
ИКТ- компетентность
Оценка результатов
План
Факт
1.Компьютерные сети 8ч.
1
06.09
Техника безопас-ности. Компьютер-ные сети.
1
анализ предлагаемой информации; получение представления о возможностях передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой ин- формации и личную информационную без- опасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных
освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ
как правильно и безопасно вести себя при работе с компьютером;
2
13.09
Электронная почта
1
Устный опрос
3
20.09
Аппаратное и программное обеспечение сети
1
Фронтальный опрос
4
27.09
Интернет и Всемирная паутина.
1
Практическая работа
5
04.10
Способы поиска в Интернете.
1
разноуровневые инструкц. карточки
6
11.10
Передача информации по техническим каналам связи
1
7
18.10
Архивирование и разархивирование файлов
1
Устный опрос
8
25.10
Контрольная работа №1
1
Контрольная работа
2.Информационное моделирование 6 ч.
9
08.11
Понятие модели. Информационные модели.
1
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
умение слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность, план работы
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ
Устный опрос
10
15.11
Графические информационные модели
1
Устный опрос
11
22.11
Табличные модели.
1
Устный опрос
12
29.11
Информационное моделирование на компьютере.
1
Практическая работа
13
06.12
ПР №6 «Компьютерный эксперимент».
1
Практическая работа
14
13.12
Контрольная работа №2
1
Практическая работа
3. Хранение и обработка информации 9ч.
15
20.12
Базы данных и информационные системы.
1
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.)
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов
умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий
развитие творческой активности, самостоятельности в принятии решений в различных ситуациях
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности
Тестирование
16
27.12
Назначение СУБД.
1
разноуровневые инструкц. карточки
17
17.01
Создание, заполн-ение и редактиро-вание баз данных
1
взаимооценивание
18
24.01
ПР №7 «Создание базы данных».
1
Практическая работа
19
31.01
Условия выбора и простые логиче-ские выражения.
1
Взаимо опрос в парах
20
07.02
Условия выбора и сложные логические выражения.
1
Практич. работа
21
14.02
Сортировка, добавление и удаление записей.
1
Практич. работа
22
21.02
Создание запросов на удаление и изменение.
1
Практич. работа
23
28.02
Контрольная работа №3.
1
разноуровне- вые инструкц. карточки
4. Табличные вычисления на компьютере 11ч.
24
07.03
История чисел и систем счисления
1
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты
овладение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др
получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и со- здания раз- личных графических объектов
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений
Устный опрос
25
14.03
Перевод чисел и двоичная арифметика.
1
Практическая работа
26
21.03
Числа в памяти компьютера
1
Самостоятельная работа
27
04.04
Электронные таблицы.
1
разноуровневые инструкц. карточки
28
11.04
Правила заполнения таблицы.
1
Терминолог.диктант
29
18.04
Простейшие вычисления в Excel
1
Работа за компьютером
30
25.04
Абсолютная и от-носительная адре-сация.
1
Тест
31
02.05
Логические функции.
1
Опрос
32
16.05
Деловая графика.
1
Опрос
33
23.05
Построение диаграмм.
1
Практическая работа
34
30.05
Контрольная работа №4.
1
Контрольная работа
HYPER13PAGE \* MERGEFORMATHYPER142
Заголовок 1ёђЗаголовок 3Заголовок 4&, Знак Знак2 Знак