Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Геркула Инна Владимировна

«Ознакомление детей дошкольного возраста с Северным краем. Мой Ямал»

скачать документ

Вернуться назад

«Ознакомление детей дошкольного возраста с Северным краем. Мой Ямал»Материал подготовила Геркула Инна Владимировна,МБДОУ «Ласточка», город Ноябрьск, Тюменской области, воспитатель.Здесь дольше всего гостит Зима. На этой земле почти всегда лежит снег, бывают сильные морозы, дуют холодные ветра, кружат метели. Эту землю так и зовут – «Белая Земля». Загадка ( Крайний Север) В наше время мы можем наблюдать, как глобализация большими шагами идет по планете. Жизнь становится проще, культуры смешиваются друг с другом и шаг за шагом различные части мира теряют свою уникальность. Ямал, ямальский полуостров, ямальская тундра… Какие мысли, эмоции, ассоциации возникают при произношении этих слов? Представляется земля, мало заселённая кочевыми аборигенами-ненцами, занимающимися оленеводством и пушным промыслом. Из истории российского государства вспоминается, что через Ямальский полуостров по реке Юрибей и озёрам 1-е и 2-е Ярото проходил древний волок, по которому архангельские поморы из Карского моря попадали в знаменитую Мангазею. В общем, заповедный край, население которого представляло родовые хозяйства, ведущие обособленный образ жизни. – говорил Н. Джура Актуально в наше время не потерять, возрождать и распространять культуру нашей страны и Северного края, знакомить детей с традициями региона, дабы распространять знания о его самобытности. Очень радует, что в наши дни можно встретить таких людей, как оленеводы Ямала ненцы и ханты, которые веками хранят свои традиции, и познакомиться с их уникальной культурой. Я, как педагог дошкольного образования, считаю, что нужно уже с дошкольного возраста знакомить детей со своей малой Родиной, ее жителями, их традициями, природой родного края. Первое с чего мы начинаем свою деятельность, это изучение материала по данной теме. Находим и адаптируем его для детей дошкольного возраста. Основой нашей деятельности является перспективное планирование на тему «Я живу на Севере!». Возрастной контингент – дети с 3 до 7 лет. Информацию подбираем от простого к сложному, соответствующую возрастным особенностям восприятия детей. С маленького возраста знакомим детей со своим городом, семьей и т.д. Старших дошкольников знакомим с географией с Севера и Ямала. Изучаем с детьми подготовительной группы энциклопедию, википедию, географические карты, книги. В группе у нас есть карта Ямала. Ребята с интересом изучаю свою малую Родину. Широко внедряем проектную деятельность, привлекаем родителей. В рамках проекта посещаем мероприятия городского Интеллект-Центра, музеи; проводим праздники. Это весьма увлекательно и познавательно. Дети узнают, что Ямал – это северный и суровый регион России – часть так называемого Русского Севера или Русской Арктики. Природа Ямала безумно красива, а сам регион богат различными полезными ископаемыми, такими как газ и нефть, но, к сожалению, это не делает его более привлекательным для жизни простых людей. И этот факт, несомненно, оказал самое прямое влияние на культуру коренного населения тундры Ямала. На Ямале царствует вечная мерзлота, а это значит, что даже летом (которое тут короткое и отнюдь не жаркое) почва оттаивает всего на 10-15 см, что при недостаточном количестве тепла и солнечного света делает регион непригодным для развития сельского хозяйства. Поэтому многие растения, которые мы привыкли видеть в других широтах, просто не выживут в тундре. Здесь все очень маленькое, т.к. корни растений очень маленькие из-за вечной мерзлоты – например, Карликовая береза в тундре — это просто куст высотой 30-50 см. Однако, тундра очень богата грибами, ягодами и мхами, которые являются любимым лакомством для северных оленей! А еще реки и озера Ямала просто кишат всевозможной рыбой! Поэтому, мы рассказываем детям, что основной род занятий коренного населения тундры – это оленеводство и рыболовство. Рассказываем детям и о современной жизни коренных Жителей Севера: сегодня рядом с чумом можно встретить одно из главных благ цивилизации - антенну. Вечером ненцы включают электрогенератор, и вся семья смотрит телевизор. «-Все основные каналы показывают, поэтому мы в курсе всего, что происходит в мире, - комментирует хозяин. - Правда, сидеть перед телевизором времени нет, да и электричество лишний раз не включаем». Знакомим детей с обустройством чума. Интересный факт: не обходится в чуме и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи - чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются. За сезон жители коренных народов Севера могут сменить место жительства десятки раз. Каслание оленей (собственно, кочевье стада с погонщиками ) начнется весной, и забот у коренных жителей станет еще больше. В «пути» женщинам нужно будет успеть к следующей зиме сшить одежду для мужчин. Также на каждом новом месте нужно собирать чум. При хорошей погоде на это уходит около 1,5 часа - и так десятки раз за сезон из года в год. И менять такой тяжелый, но привычный образ жизни аборигены Ямала не хотят и с каждым годом количество представителей коренных народов на полуострове только растет. Широко используем в своей работе презентации и показ фильмов, мультфильмов. Например: Презентация «Крайний Север!», «Край географии», «Ноябрьск», «Природа Тундры», «Животные и птицы Севера», «Где обитают белые медведи», «Северное Сияние», «Дух крайнего Севера!», «Север России – Ямал!», «Нефтяник». Разработала цикл НОД для детей старшего дошкольного возраста «Я – Ноябрянин», «Все профессии важны», «Откуда появляется нефть»; картотеку игр о родном городе Ноябрьск. Знакомим детей с удивительным природным явлением Севера – Северное Сияние. Север – это край безграничных просторов, чистых рек и дикой природы. Многие поэты, писатели, художники воспевали красоту севера. Знакомим детей с Севером, с Ямалом, используя стихотворения русских писателей и поэтов (пример: М.Ю. Лермонтов «На Севере диком»), художественную литературу и фольклор народов Севера. Детям очень нравятся своеобразные сказки народов Ханты и Ненцев. Ребятам интересны и инсценировки по сказкам. Они с радостью в них участвуют. Интересны приметы и загадки коренных народов Севера. Они совершенно не похожи на загадки русского народа. Весь фольклор у жителей Севера передается через призму жизни животных, птиц, растений, рек и быта именно северного края. С детьми в рамках проекта мы изготовили лепбук «Увидеть Ямал – влюбиться в Россию!». Это обширный красочный материал, который в игровой форме помогает детям познать свою малую родину – Ямал. Большое внимание в нашей работе уделяется праздникам народов Севера, Ямала. Наши дети знают календарные праздники коренных жителей Севера. Интерес у детей неподдельный. Мы и в дальнейшем планируем расширять кругозор наших ребят по тематике - «Я на Севере живу!». Привлекать всегда к совместной деятельности родителей ребят и другие организации нашего города. По определению «край земли» Ямал – предельная точка. Дальше – Карское море. Известно, что предельные точки – это не конец, не начало. Предельная точка – это граничная точка, которая определяет параметр более широкого поля. В данном случае, как будет на Ямале, так будет в стране.Материал подготовила Геркула Инна Владимировна,МБДОУ «Ласточка», город Ноябрьск, Тюменской области, воспитатель.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X